Мастерская по рассказу И.Бунина "Солнечный удар" (11-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 11


Цели:

  • вырабатывать умение анализировать художественное произведение,
  • развивать способность внимательно относиться к авторскому слову,
  • воспринимать мир художественных ассоциаций писателя как способ отражения мироощущения и понимая окружающей действительности,
  • воспитывать чуткое отношение к чувствам героев рассказа и взаимоотношениям людей.

Ход мастерской

I. Индуктор

Игра со словами удар, солнце

2 группы

Подобрать однокоренные слова, составить словосочетания.

– Словосочетание, положенное в название рассказа Бунина, известно? Что оно обозначает? Приятно ли это, испытать солнечный удар? Нет, скорее всего. И всё-таки это словосочетание напоминает нам о лете, о жаркой погоде и т.д.

II. Учитель читает рассказ И.Бунина «Солнечный удар»

Ученики воспринимают на слух.

III. Самоконструкция

Обратите внимание на первое предложение?

После обеда вышли из ярко освещённой столовой на палубу и остановились у поручней.

Какое это предложение? Неопределённо-личное. О чём это говорит? Не просто не названы имена, лица не определены сознательно. Не важно, о ком это. Важно, что с ними произошло. Начало рассказа как продолжение, как отрывок из романа. Он – поручик, она едет из Анапы, у неё муж и трехлетняя дочка. Больше мы ничего про героев не узнаем.

– Впереди была темнота и огни. Так темнота или огни? Противоположные понятия, едва ли не оксюморон. Но мы легко себе представляем это, потому что видели такое не раз.

– На сколько частей можно разделить рассказ композиционно?

2 части

– Где начинается вторая часть? После слов никогда ничего подобного не испытывал за всю жизнь ни тот, ни другой? Или после тире по-прежнему была проста, весела и – уже рассудительна? До сих пор не было ни слова о рассудке. Было слово сумасшествие. Или со слова однако что-то уже изменилось. Или ещё с одного авторского тире? Он был ещё полон ею – пуст. Сразу после этого предложения звучит Это было странно!

Какая часть больше?

– Что волнует автора больше? Состояние человека, когда всё закончилось и ничего нельзя вернуть. Это ещё одна из ряда нескончаемых попыток рассказать о любви словами.

IV. Социоконструкция

Предлагаются задания для выполнения. Ученики выбирают задания самостоятельно, тем самым формируя группы.

Работа группами.

1 группа.

Проследить, какие эпитеты использует автор в первой части и во второй. Найти наиболее определяющие для тональности каждой их частей

1 часть –

  • ярко и горячо освещённая столовая, освещённая пристань, освещённый подъезд
  • простой прелестный смех, горячая щека,
  • большой, но страшно душный, горячо накалённый за день солнцем номер
  • солнечный, жаркий, счастливый,
  • в лёгком и счастливом духе
  • легко, беззаботно…возвратился

2 часть –

  • странно, странный
  • огромная, блестящая под солнцем река, безмерный волжский простор, одинокая жизнь, Случайная, мимолётная встреча, дико, неестественно, неправдоподобно,
  • Страшно несчастен
  • Глупо, нелепо
  • Маленький, жаркий и запущенный садик… над неоглядной светло-стальной ширью реки…
  • Внезапная, неожиданная любовь
  • Огромный переход где-нибудь в Туркестане или Сахаре
  • Большой и пустой номер
  • Возбуждённое, сумасшедшее выражение
  • Юное и глубоко несчастное
  • Опустевший безмолвный волжский мир

2 группа.

Какие звуки и запахи есть в рассказе?

  • Рука, маленькая и сильная, пахла загаром
  • Запахи ночного летнего уездного города
  • Запах сена и дёгтя и опять всего того сложного и пахучего, чем пахнет русский уездный город
  • Запах её загар и холстникового платья
  • Живой, простой и весёлый звук её голоса

3 группа.

Попробуйте определить, что происходит в рассказе со временем и пространством. Есть ли указания на это у автора?

  • Отлогий подъём …показался бесконечным (путь к счастью, которое совсем близко)
  • После её отъезда поручик почувствовал и время, и пространство. Они его оглушили. Потому что ему понадобилось осознать, что значит навсегда, навеки И прости, и уже навсегда, навеки…
  • Огромная река, безмерный волжский простор,
  • Маленький, жаркий и запущенный садик… над неоглядной светло-стальной ширью реки…
  • Он вернулся в гостиницу настолько разбитый усталостью, точно совершил огромный переход где-нибудь в Туркестане, в Сахаре.
  • Опустевший безмолвный волжский мир

V. Групповая социализация

Какие же слова подбирает Бунин, чтобы рассказать о чувствах героев? Или речь идёт только об одном герое? Что необычно? (автор – мужчина искренне говорит о чувстве мужчины, что реже встречается в жизни и в литературе)

  • Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать
  • И он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без неё, что его охватил ужас, отчаяние.
  • Всё было хорошо, во всём было безмерное счастье, великая радость… а вместе с тем сердце просто разрывалось на части. ( У Ахматовой: сегодня я с утра молчу/А сердце пополам..) …он, не задумываясь, умер бы завтра, если бы можно было каким-нибудь чудом вернуть её…
  • Как дико, страшно всё будничное, обычное, когда сердце поражено, - да, поражено, он теперь понимал это, - этим страшным «солнечным ударом», слишком большой любовью, слишком большим счастьем! (для чего, кстати, автор рассказывает о базарной площади, торговках, чужих фотографиях? Чтобы ещё и ещё раз подчеркнуть невозможность обыденного)
  • …и вчерашний день и нынешнее утро вспомнились так, точно они были десять лет тому назад
  • Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет. (последнее предложение в рассказе) 

VI. Рефлексия.

Выпишите из рассказа вопросительные предложения.

Откуда вы взялись? В Самаре? Это у меня голова кружится или мы куда-то поворачиваем? Куда? Зачем? Смущена ли она была? Потому что где же они теперь могут встретиться? Да что же это такое со мной? И что в ней особенного и что, собственно, случилось? И главное, как же я проведу теперь, без неё, целый день в этом захолустье? Да, но куда идти?Как же это можно так спокойно сидеть на козлах, курить и вообще быть простым, беспечным, равнодушным? Зачем доказать? Зачем убедить? …Что же теперь делать ему, как избавиться от этой внезапной, неожиданной любви? А зачем вам нужно знать, кто я, как меня зовут? Куда идти? Что делать?

Выберите один вопрос для себя в качестве темы своего творческого задания и ответьте на него письменно.