Метод проектов в обучении иностранному языку. Исследовательская деятельность учащихся в условиях проектного метода

Разделы: Иностранные языки


Современное общество требует сегодня полного развития личности, в том числе её коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нём.

Выпускник школы должен обладать определёнными знаниями, умениями и навыками; осуществлять самостоятельно разные виды деятельности – учебную, трудовую, эстетическую; обладать современными ценностными ориентациями и информационными технологиями; быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству внутри своей страны и за рубежом, быть терпимым, избегать  и преодолевать конфликты.  Всё это может быть достигнуто при личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Личностно-ориентированный подход оказывает влияние на выбор технологий обучения. К новым педагогическим технологиям мы относим  разноуровневое  обучение, обучение в сотрудничестве, метод проектов. Именно они позволяют поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности учения, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную практическую направленность.
Метод – это дидактическая категория, совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью, путь познания, способ организации процесса познания.

Метод проектов  –  это способ достижения дидактической цели через деятельную разработку проблемы  ( технологию). Разработка должна завершиться реальным практическим результатом. Чтобы добиться этого результата необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Метод проектов – суть развивающего, личностно-ориентированного характера  обучения.

Основные требования к использованию метода проектов:

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска её решения.
  • Практическая значимость предполагаемых результатов.
  • Самостоятельная ( индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время.
  • Структурирование содержательной части проекта.
  • Использование исследовательских методов.

Основные задачи метода проектов:

1. Формировать у учащихся необходимые умения и навыки в разных видах речевой деятельности на уровне, определённом программой и стандартом.
2. Формировать активную самостоятельность учащихся.
3. Включать учащихся в диалог культур с использованием языка как средства межкультурного взаимодействия.
4. Формировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, используя возможность мыслить, рассуждать акцентировать внимание на содержание высказывания.

Основные принципы проектной работы:

1. Вариативность (использование индивидуальной, парной, групповой форм работы).
2. Решение проблем (решать проблемы, используя возможность мыслить; рассуждая , акцентировать внимание на содержании высказывания).
3. Когнитивный (сознательный) подход к грамматике.
4. Учение с увлечением. Получение удовольствия – одно из главных условий   эффективности обучения.
5. Личностный фактор (возможность учащихся выразить свои собственные идеи, рассказать о себе, о своей жизни, интересах, увлечениях).
6. Адаптация заданий (задания должны быть посильными, соответствовать уровню 
обученности ребёнка).

Этапы проектной работы:

I этап – планирование работы в классе.
II этап – выполнение проекта за пределами класса.
III этап – возвращение в класс.
IV этап – презентация проекта.
V  этап – оценка и контроль.

Критерии оценки:

1. Содержание, информативность, актуальность.
2. Грамматическая и лексическая корректность.
3. Оформление.
4. Объём.
5. Представление.

Проект представляет собой работу, в которую вложено  много усилий и труда.
Проектная работа повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путём развития  внутренней мотивации; развивает у ребёнка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя, расширяет языковые знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка.

Проектно-ориентированное обучение – это обучение, в центре которого находится ученик. Именно он является субъектом деятельности. Проектный метод можно использовать при работе над любой темой. Главное – сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться, и нацелить их на достижение реального практического результата.

Описание работы над проектом «Мой город»

Современная жизнь невозможна без знания иностранного языка, иноязычной культуры. Истинное понимание чужой культуры возможно только при достаточно глубоком знании истории и культуры своей страны, своего края, своей малой родины. Быть патриотом  непросто. Но тот ,кто любит свою Родину, постарается жить, работать и творить на её благо. У каждого человека есть место, которое дорого его сердцу, куда он рано или поздно возвращается. И это место для нас – наша малая родина, наш родной город Рубцовск. Перед учащимися 11-го класса была поставлена проблема: «Что мы знаем о своей малой родине? Каково прошлое нашего города? Чем он живёт сейчас? Что ожидает наш город в будущем?». После формулирования проблемы была выбрана форма работы. Решили создать проект, используя групповую работу. Проект получил название «Мой город». Обсудили план работы, каждая группа выбрала своё направление:

  1. Из истории Рубцовска.
  2. Рубцовск сегодня. Какой он?
  3. Мой родной город, каковы проблемы?
  4. Реклама.

Тип проекта – информационно-исследовательский, долгосрочный.

Объект исследования – город Рубцовск, его историческое прошлое, сегодняшние проблемы и пути их решения, перспективы и планы на будущее.

Цели работы над проектом:

1. Познавательный аспект – создать условия для выполнения исследовательской работы.
2. Воспитательный аспект – создать условия для развития умений работать в группе (самостоятельность, трудолюбие, ответственность, толерантность).
3. Развивающий аспект – создать условия для развития творческих способностей.
4. Учебный аспект – создать условия для развития речевых умений и навыков (писать и говорить на английском языке).

Задачи:

  • поиск и сбор информации;
  • анализ и систематизация материала;
  • интерпретация на английский язык;
  • создание мультимедийного проекта с целью его практического применения.

Ребята работали над проектом в течение нескольких месяцев. Они посещали городской музей, библиотеки, знакомились с архивным материалом, анализировали, систематизировали, переводили материал на английский язык, формулировали выводы.

Работа осуществлялась в классе и за пределами класса. При возникновении вопросов и языковых затруднений ребята обращались за помощью к учителю. Подготовка и оформление плакатов, газеты, рекламных проспектов также осуществлялись в классе.

Презентация проекта прошла очень успешно. Первая группа учащихся представляла свой проект в виде увлекательной лекции об историческом прошлом нашего города и истории его возникновения, которая сопровождалась показом видеоматериала. Вторая группа ребят рассказала о сегодняшнем городе, пригласив нас на интересную экскурсию с осмотром достопримечательностей города. Третья группа выступала от имени городского совета депутатов и рассказала о проблемах города и о путях их решения. Четвёртая группа учащихся представила городские рекламные агентства и познакомила нас с предприятиями сферы обслуживания. После презентации проекта состоялось его обсуждение. Проект получил  очень высокую оценку. Ребята отметили его информативность, актуальность, прекрасное оформление, яркость, красочность, доступность материала. Участники проекта показали высокий уровень владения английским языком.

Результат работы  – создание мультимедийного проекта на английском языке «Мой город».

Воспитательное значение: формирует активную жизненную позицию, способствует гражданскому становлению личности, воспитывает любовь, уважение гордость за свою малую родину.

Развивающее значение:  способствует развитию навыков исследовательской работы, творчества, креативности, самостоятельности, повышает мотивацию к изучению английского языка, совершенствует владение иноязычной речью.

Образовательное значение:  расширяет  кругозор, учит работать в сотрудничестве, углубляет знания по истории и культуре своей страны, своего края, своей малой родины.
Считаю, что цели и задачи, поставленные в ходе работы над проектом, достигнуты. Проект имеет практическое применение. С успехом используется на уроках по страноведению, нравственных беседах, классных часах, мероприятиях, посвящённых Дню города.

Выводы.    Для участия в проектной работе учащиеся должны владеть определёнными умениями самостоятельной работы, помогающими им организовать свою деятельность:
уметь читать и перерабатывать текст, собирать необходимую информацию, брать интервью,  работать со справочным материалом, пользоваться компьютером, планировать свою деятельность, принимать решение, вести дискуссию, уметь аргументированно отстаивать свою позицию, вести поиск необходимой информации, исследовать, оформлять, оценивать, документировать  результаты своей работы.

Российские психологи Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов пришли к выводу, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является «межличностное общение»
учащихся, «общественно значимая для ребёнка деятельность». Именно в этом возрасте у школьников появляется стремление к общению с товарищами вне класса, к участию во всех происходящих в школе событиях, тяга к поиску, исследованию, к самореализации.

Одним из направлений такой творческой, исследовательской работы и является проектно-ориентированная деятельность учащихся. Именно проектная деятельность как одна из форм учебной деятельности способна сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности. 

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика, 1996.
2. Зимняя  И.А , Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку. Иностранные языки в школе. 1991,  № 3.
3. Круглова О.С. Технология проектного обучения. Завуч, 1999, № 6.
4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе, 2000,   № 2, 3.