Урок по технологии из радела "Рукоделие"

Разделы: Внеклассная работа


Легко представить себе женщину, склоненную над пяльцами. Этот трогательный образ не раз был запечатлен художниками. Но, оказывается есть места на Земле, где традиционно вышивали мужчины. Мужским ремеслом, например, считали вышивку жители Бретани, области на западе Франции. Но не то чтобы мужчины запретили женщинам думать об этом виде рукоделия, просто в один прекрасный день им чем -то приглянулись ярко- желтые вышитые жилеты. И они решили сделать их много и самостоятельно, без женской помощи. Трудно сказать, как выглядели первые образцы, в которых иглу направляли мужские пальцы. Однако дело пошло, и дошедшие до наших дней экземпляры поражают не только великолепной техникой исполнения, но также изящным орнаментом, в котором мотивы спирали гармонично чередуются с арками и цветочными узорами.

Ремесло художественной вышивки издавна существует в самых разных странах и везде имеет свои особенности. Влияние на орнамент, на стиль, на технику оказывают и национальные традиции народа, и религиозные устои, и время, в которое вышивка создавалась.

Процесс труда по художественной обработке материала с его ритмом, темпом, игровым оформлением увлекает учащихся, содействует выявлению их способностей. Они приобретают умение самостоятельно трудиться, стремление создавать прекрасное. Результаты труда приносят учащимся творческое удовлетворение, оказывают на них огромное эмоциональное воздействие. Занятия формируют универсальные способности. Творческую направленность в трудовом процессе, т.е. развивают такие качества личности, которые потребуются выпускникам школы в дальнейшей жизни, каким бы видом деятельности они не занимались.

Несмотря на то, что занятия носят главным образом практический характер, теоретические сведения тоже необходимы.

При оценочном критерии обязательно учитываются старание ученика, его отношения к работе, степень самостоятельности и проявление элементов творчества. Основными критериями оценки обученности учащихся служит качество самостоятельно изготовленного изделия или образца.

Цель: Создать условия для развития творческих способностей детей, расширение их знаний при работе с разными материалами, формирование технических умений.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с историей развития старинной техники вышивки шелковыми лентами; вызывать интерес к декоративно -прикладному творчеству;
  • Учить самореализации через выполнение изделия;
  • Изучить технологическую последовательность и трудовые приемы выполнения вышивки;
  • Развить творческое мышление, эстетический вкус;
  • Воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, ответственность за выполненную работу.

Формы:

  • Фронтальная (выдача на класс);
  • Индивидуальная.

Методы:

  • Наглядно-иллюстративные;
  • Поисковый метод.

Методы проведения занятий:

  • Беседа с объяснением нового материала;
  • Практическая работа учащихся;
  • Показ наглядностей;
  • Демонстрация трудового приема.

Межпредметные связи:

  • История,
  • ИЗО.

Материально-техническое оснащение:

  • Инструменты личного пользования;
  • Пяльцы, ткань для вышивки, ленты атласные, нитки мулине, наперсток;
  • Карты инструкционные по технике вышивания;
  • Иллюстрации, рисунки и фотографии;
  • Демонстрация готовых изделий.

Тип урока: комбинированный.

Ход занятия.

Организационный момент:

  • Приветствие учащихся,
  • Проверка посещаемости,
  • Проверка готовности к занятию,
  • Сообщение темы,
  • Постановка цели,
  • Знакомство с ходом занятия.

Объяснение нового материала:

В наше время, когда рукоделие испытывает новое рождение не только в нашей стране, но и во всем мире, вышивка лентами осталась в стороне. Причем технология осталась та же: нынешние мастера пользуются абсолютно такими же приемами, тканями, иглами и лентами, как первооткрыватель этого увлекательного занятия, Его величество Людовик 15.

Конечно, ленты вообще превратились в неотъемлемую часть нашего быта, они стали дешевы, их теперь производят не только из шелка, но еще из атласа, муара, хлопка и всевозможных искусственных тканей – такое изобилие рукодельному монарху и не снилось. Но именно со времен, пышных балов при французском дворе осталось впечатление необычно праздничного настроения связанного с бантами, да и просто с самими лентами. Достаточно вспомнить отечественный обычай украшать ими автомобили свадебного кортежа и постельку новорожденного малыша. И, конечно, даже самое простое платье, обычная блузка или неприметная шляпка могут превратиться в нарядный и неповторимый предмет торжественного туалета. Ленты “оживляют” прическу, а отделанные ими шляпки, сумочки и платья приобретают так называемую изюминку

. 

На Западе принято, готовясь к торжествам, украшать праздничный стол всевозможными бантами в тон скатерти. С их помощью стараются создать в доме праздничную атмосферу. Красные ленты и банты стали символом рождественских праздников. Их прикрепляют к входным дверям домов и украшают елки в преддверии Рождества и встречи Нового года.

С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы “оживить” свой образ.

Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы и в Древнем Риме. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причем каждому социальному классу соответствовал, свой цвети материал.

В средние века в Италии лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывались тяжелые занавеси, которыми закрывали окна для защиты от холода в зимнее время.

Но только в 14 веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. Традиции ткачества в Лионе и благоприятные климатические условия юга Европы способствовали быстрому развитию производства ценной шелковой нити. После переезда папской курии в Авиньон, под опеку французского короля, знатные господа стали щеголять в роскошных одеждах, отделанных лентами с золотой каймой или парчовыми лентами, соответственно рангу и происхождению носившего их.

В начале 18 века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. Король Франции Людовик 15 украшал лентами обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой. Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие. Людовик 15 любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделуши, изготовленные им самим. Платья стали объемными и просторными, богато украшенными лентами. В моду вошли “Летящие платья” с не застроченными складками (защипами) на груди и многочисленными лентами.

Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами. С начало знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками “а ля рококо”, листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками.

Затем настал черед белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным. В ателье, носивших высокое звание “Поставщики королевского двора”, с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры. Теперь они красуются в музейных витринах по всему миру – от Лондона до Претории.

Из Франции этот вид вышивки перекочевал на острова, в Англию. А

оттуда разошелся по всем странам бывшей Британской империи. Вместе с переселенцами из старого света он попал в Америку, где быстро завоевал популярность.

После второй мировой войны интерес публики ко всем видам рукоделия стал снижаться. Но в течение двух последних десятилетий началось возрождение вышивки.

Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно. Особенность этой техники вышивки в том, что она придает рисунку объемность.

Изучив шаговое описание различных видов швов, без труда можно повторить и создать своими руками необыкновенно красивые вещи.

Шелк - древняя роскошная ткань, прочная и в то же время тонкая. Скрученные шелковые нити имеют богатый атласный отблеск, которым и отличаются от всех прочных. Из этих чудесных шелковых нитей ткут нежные тонкие ленточки различной ширины. Разнообразие цветов поражает воображение: благодаря достоинствам шелка создавать из него прекрасные картины сможет каждая девочка. Поскольку шелк чрезвычайно пластичен, каждый стежок можно разместить точно на отведенном ему месте, а поскольку всякий раз стежки получаются разными, то и цветы не будут похожи один на другой. Если захотите изменить или дополнить цветовую гамму, ленточки можно подкрасить в тон основному рисунку или оттенить лепестки и листья акриловыми красками.

Цветы я обожаю, чуть ли не с младенчества, каждую весну с нетерпением и замиранием сердца жду, когда солнце согреет землю и покроет пестрым ковром васильки, колокольчики, ромашки, астры, розы и георгины. Когда я вижу, как распускаются цветы, мне нестерпимо хочется повторить это в вышивке шелковыми ленточками, поточнее передать их чудесные оттенки и формы.

Помимо этого появляется возможность придать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик, украсив платье или шляпку, оформить детский полотняный рюкзачок, или дамскую сумочку, расшивать скатерти, салфетки.

Объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: “в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех”.

Приспособление и материалы:

Иглы.

В давние времена куски кожи или ткани сшивались не иглами, а продырявленными колючками или рыбными косточками.

С тех пор иглы сильно изменились и сегодня они производятся различных видов и размеров. Для вышивания применяются разные иглы: тонкие – для легких тканей и толстые – для плотных. При шитье шелковой лентой используются острые иглы, ведь они должны свободно входить в ткань, не образуя при этом неэстетичных затяжек.

Ушко иглы должно быть удлиненным, чтобы можно было легко вдеть ленту и она, не скручиваясь, скользила по нему.

Для лент шириной 7,9,12 мм подбираются иглы №18-22, для ленты в 3 мм рекомендуется № 24. Позолоченная игла имеет специальное гальваническое покрытие, защищающее её от кислотных выделений, ведущих сначала к окислению, потом к ржавчине, которая затрудняет нормальное скольжение иглы в ткани.

Ленты, нитки и бисер.

В невероятном разнообразии имеющихся в настоящее время в продаже лент и тесьмы выделяются основные группы: ленты, которые можно стирать и декоративные ленты.

Ленты и тесьму, подлежащие стирке делают из тканей высшего качества. На бобинах присутствуют подробные рекомендации (как их стирать, гладить и другая информация). Декоративные ленты используются только для отделки. У большинства из них нет кромок, то тесть их края особым способом уплотнены, чтобы при использовании ленты не распускались. Декоративные ленты нельзя стирать, поэтому прежде чем взяться за вышивку, внимательно следует ознакомиться со всеми рекомендациями.

Вышивальные нитки требуются для создания основы (контура) для некоторых швов или для закрепления ленты на изнанке в конце работы.

Бусины и бисер выпускаются разных форм и размеров. Обычно они применяются для украшения и придают вышивке особое изящество.

Ткани.

Для основы при вышивке шелковой лентой можно использовать разнообразные ткани.

Хлопковые.

  • Рогожка,
  • Батист,
  • Сатин,
  • Плис,
  • Муслин.

Льняные ткани.

  • Суровое полотно,
  • Тонкое полотно,
  • Грубая холстина,
  • Льняная скань с однородной основой.

Шелковые ткани.

  • Шифон,
  • Шелковый тюль.

Шерстяные ткани.

  • Креп,
  • Твид,
  • Джерси.

Вышивать можно по любой поверхности, лишь бы ткань была настолько прочной, чтобы на ней удерживались стежки и настолько эластичной, чтобы сквозь нее легко проходила лента.

Красота вышивки в большей части зависит от гармоничного сочетания ткани и ленты.

Так же при вышивке используют пяльцы, они предназначены для того, чтобы во время работы ткань была хорошо натянутой. Это гарантирует равномерность стежков.

Можно создать свою композицию. С помощью, например, переводного карандаша. На рисунок накладывают лист кальки и обводят его переводным карандашом. Затем соединяют кальку с тканью, проглаживают утюгом, рисунок переносятся на вышиваемый предмет.

Выполнение практической работы:

Учащиеся, пользуясь инструкционными картами, выполняют различные виды швов под руководством учителя (приложение 1).

Заключительная часть:

  • Вопросы для закрепления нового материала:
  • Для чего люди занимаются прикладным творчеством?
  • Какие материалы используются для вышивки шелковыми лентами?
  • Какие иглы применяют для вышивки шелковыми лентами?

Анализ и оценка работы:

Подведение итогов и оценка работы на уроке.

Домашнее задание:

Предложить учащимся разработать свою композицию вышивки (рисунок) из стежков и швов уже изученных на уроке. Принести ткань, пяльцы, иглы для вышивания, ленты атласные, нитки мулине, наперсток, ножницы.