Традиции русского стола (8-й класс)

Разделы: Технология

Класс: 8


С целью активизации педагогического процесса была разработана форма урока в основу которой легли познавательные популярные телепередачи.
Данный урок требует времени для подготовки как со стороны учащихся (им были предложены темы для рефератов, в основе которых лежат традиции русской кухни), так и со стороны учителя (разработка занимательно познавательных вопросов по рефератам учащихся) работа со школьным психологом. Проведения тестирования по определению типа мышления, с целью разделения  учащихся на равноценные группы.

Данная разработка может быть использована учителями технологии для проведения игровых уроков при изучении курса «Традиции русской культуры».

Цели:

  • Ознакомить с обычаями и традициями, связанными с приготовлением и принятием пищи.
  • Опираясь на связь времен, выявить традиции, связанные с религией, воспитанием, народными праздниками.
  • Связать народные русские обычаи с современностью.
  • Формирование умений и навыков общения.

Задачи:

  • Образовательные:
    • расширение представлений учащихся об истории возникновения русских блюд;
    • изучение традиций русской кухни;
    • формирование умения объяснить традиции, дошедшие до сегодняшнего дня;
    • обучение уважительному отношению к оппоненту при различных точках зрения.
  • Развивающие:
    • развитие интереса к урокам технологии, логического мышления, самостоятельности, инициативности высказываний своего мнения.
  • Воспитательные:
    • воспитание нравственных качеств на традициях русской культуры.

Оборудование: русская посуда: деревянные ложки, чугунки, горшки, столы, лавки, солонки, туески, прялка, посудная лавка, печь (макет), ларцы, сундучки

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель объясняет учащимся организацию проведения урока-викторины. Класс делится на две команды согласно, предварительного тестирования. Команды выбирают себе название и отвечают на вопросы поставленные учителем.

2. Изложение материала

Питание всегда было, есть и будет важнейшей стороной бытия человека. Не случайно еще древние греки десятой музой, без которой они не мыслили своего существования, выбрали богиню, покровительствующую искусству приготовления пищи, – Кулину.
Удивительно, но факт. Итальянцы восхищаются своей национальной кухней, китайцы боготворят свою, французы по всему миру пропагандируют мастерство местных кулинаров, а мы, русские, вроде как бы и сами-то не знаем. Чем можем похвастаться.
Неотъемлемой частью культуры каждого народа является кухня. Недаром этнографы начинают исследование жизни любого народа с изучения его кухни, ибо в ней в концентрированном виде отражается история, быт и нравы народа. Русская кухня в этом смысле не исключение, она так же является частью нашей культуры, нашей истории.
В том, что и как мы едим, ярко проявляются характерные черты бытового уклада жизни многих поколений нашей предков. Еда и все, что с ней связано, – неотъемлемая часть материальной культуры любого народа. Русский народ также вписал в мировую кулинарную книгу сотни рецептов прекрасных кушаний, оставил нам в наследство замечательные традиции стола, в основе которых лежит бережное, уважительное отношение к продуктам питания. Мы можем по праву гордиться этой стороной своей культуры.
Первые скупые сведения о русской кухне содержатся в летописях – древнейших письменных источниках Х-ХV веков. Древнерусская кухня начала складываться с 1Х века и к ХV веку достигла своего расцвета.
Конечно, проходят годы, десятилетия, века, унося с собой многое… Не является исключением в этом отношении и еда. Меняются продукты питания, совершенствуется кухонная техника.
Установлено, что у человека существует генетическая предрасположенность к продуктам питания, которыми питались предшествующие поколения. Пища – это один из элементов, связывающих человека с природой, и, преднамеренно или невольно изменяя рацион питания коренным образом, можно нанести себе непоправимый вред. Достаточно на земле примеров, когда из-за резкого изменения образа существования, и в том числе из-за принципиального изменения питания, исчезли и продолжают исчезать целые народы. И наоборот, где соблюдаются многовековые традиции питания, там больше всего долгожителей.
В старину обрядовые требования немало способствовали нормальному режиму питания, оберегая людей, как от чрезмерного переедания, так и от неправильного истощения. Современные условия жизни очень далеки от седой старины, где закладывались традиции, в том числе и отношение к питанию. Отношение к приему пищи как к священному ритуалу заложено в подсознании, и, соответственно, любая пища воспринимается как благо.
Обилие русского стола не следует путать с обжорством. Прежде всего, обилие русского стола было связано с гостеприимством – национальной чертой русского народа, присущей, безусловно, и многим другим народам.
Обжорство же, свойство есть лишнее, много и жадно считалось пороком. Про человека, не умеющего есть, в народе говорили с осуждением: «Никакой в нем выти нет».
Следование традициям российской кухни поможет преодолеть также нехватку витаминов в повседневном питании. Ведь не секрет, что потребление овощей и зелени подавляющим большинством населения сейчас не соответствует научно обоснованным нормам и не потому, что их нет, – наши ресурсы несметны, – просто люди забыли, сколько и каких овощей надо потреблять при нормальном питании.
Исстари овощи на Руси рассматривали скорее как добавку к хлебной, мучной и крупяной пище, которая всегда являлась основной. И все же их роль в питании Россия, особенно в летний и осенний периоды, была довольно велика. Об этом свидетельствуют, например, записи иностранных гостей, посещавших Русь в разные времена. Так, у знакомого уже нам Олеария читаем: «Есть там и разного рода овощи, в особенности спаржа, толщиною в большой палец, также хорошие огурцы, лук и чеснок в огромном количестве…».
Животноводство на Руси играло меньшую роль, чем земледелие, однако, безусловно, еще задолго до принятия христианства наши предки выращивали разный скот и домашнюю птицу. Когда же своего скота не хватало, его закупали у соседних кочевых народов, для которых скотоводство было главным промыслом.
Кроме того, в обширных лесах водилось огромное количество разнообразных диких животных, охота на которых составляла заметную добавку к мясному столу. Обилие рек, озер, побережье морей позволяло разнообразить русский стол множеством рыбных блюд.

3. Повторение пройденного материала

Ведется в игровой форме. Вопросы задаются каждой команде, за правильный ответ присуждается один балл, команда, набравшая наибольшее количество баллов, выигрывает.

Предлагаемые вопросы:

№ вопроса

Вопрос

Ответ

1. Какой из предметов школьной программы оказал большое влияние на формирование русской кухни и как? География. На формирование русской кухни большое влияние оказали природно-географические условия, особенности климата. Обилие рек, озер, лесов способствовало появлению в русской кухне большого количества блюд из рыбы, дичи, грибов, лесных ягод.
1-а Почему для русской кулинарии характерно обилие выпечных изделий? С незапамятных времен русские люди занимались хлебопашеством, выращивали рожь, ячмень, просо, пшеницу. Поэтому для русской кулинарии характерно обилие выпечных изделий.
2. Литературный вопрос.
Далеко не всякое кушанье может похвастаться тем, что о нем сложены стихи. Что же это за кушанье?
В 1879 году в Нижнем Новгороде за подписью «Сибиряк» некий М.В.Блинов посвятил целую стихотворную поэму этому блюду. 23 строфы произведения на все лады расхваливают пельмени, и называлась поэма «Песнь про пельмени».
2-а Литературный вопрос.
Декоративный цветок, лекарство от всех болезней, яд, истребляющий насекомых, средство для
выведения пятен, универсальное удобрение,
пищевое сырье, из которого можно приготовить хлеб, крахмал, пудру, масло, вино, кофе, дрожжи, шоколад и т.д. и т.п. – не правда ли, заманчиво обладать таким универсальным продуктом? Что за продукт рекламировали российские журналисты конца ХУШ века.
Картофель.
3. Исторический вопрос.
Какой продукт считался самым ценным в старину, служил признаком богатства. Рассказать о приметах, связанных с этим продуктом, привести пример поговорок.
Соль. Она служила признаком богатства, поэтому просыпать соль стало дурной приметой, что означало разбазаривать богатство. В богатом доме хлебали солоно, а если гостя плохо встретили, то говорили, что он ушел «не солно нахлебавши».
3-а. Какой напиток спас город от осады и захвата врагом? Из истории летописей временных лет. Кисель. История о том, как кисель спас город, занесена в летопись, известную под названием «Повесть временных лет».
4. Выстроить в хронологической последовательности название предложенных продуктов. Репа, кисель, капуста, каша, хлеб, яблоки, груши, чай, картофель, помидор.
4-а. Предложенные названия блюд разделите на 4 колонки:
выпечка,
1-е блюдо,
П-е блюдо,
напитки
пряжницы, курник, каравай, расстегай, крендель, «жаворонки», варево, хлебово, сыта, цежь, сбитень, кисель, кутья, размазня, юшка, ботвинья, строганина.
Найти лишнее слово (строганина – закуска). Мясные и рыбные закуски будут рассмотрены на следующих уроках. Слово занести в словарь.
5.

 

5-а.

Вопрос из грамматики.
При помощи какого лакомства на Руси приучали детей к грамоте?

Название какого кушанья вызвало разногласия в его грамматике?

Издревле это лакомство как одно из самых доступных и широко распространенных видов русского хлебосольства служил украшением всякого стола. Без него не обходились в праздник, на именинах, свадьбах и других торжествах. А с ХУП века в России выпекалась специальная пряничная азбука.

Расстегай (растегай). От слова расстегивать или от слова растягивать.

6.
6-а.
Объяснить обрядовое действо, и в каком виде оно дошло до наших дней? Интересная роль отводилась пирогу за праздничным столом в доме именинника. Пекли специальный пирог. Который разламывали в разгар торжества над головой его виновника. Начинка (изюм) сыпалась на именинника, а гости в это время приговаривали6 «Чтобы на тебя так сыпалось серебро и золото». На Руси каша была своеобразным символом домовитости, и поэтому невест, выходящих из церкви, посыпали крупой. Этот обычай не устарел и до сих пор.
7.
7-а.
Объясните значение поговорок. «С ним кашу не сваришь».
Древние восточнославянские племена при заключении мира с противниками варили кашу и ели ее вместе с уже бывшими врагами из одного котла. Если трапеза по каким-то причинам не была осуществлена. Но мирный договор считался недействительным.
«Мало каши ел».
Так говорили о человеке ослабленном, обессиленном.
Крупы основной поставщик углеводов, дающих энергию организму человека.
8.
8-а.
Новаторство русской кухни (блюда, придуманные в России).
Какая команда больше?
– Русская кухня стала первой использовать сметану для заправки салатов из свежих овощей.
– Квашение капусты.
– Гурьевская каша.
– Пожарские котлеты.
– Блины.
– Борщи.
– Щи (60 видов)
9.
9-а.
Что лишнее на столе? На сервированных столах найти предметы традиционно не имеющие там места.

4. Заключительная часть урока (обратная связь)

Учитель: «О каких традициях русского стола мы говорили?»

Оформить ответы в виде звезды на доске.

 

Учитель: на основании проведенного исследования можем сделать вывод: к чему ведет соблюдение традиций в питании?
Ученики: соблюдение многовековых традиций питания ведет к здоровому образу жизни.
Домашнее задание: разработать и составить воскресное меню с учетом возрастных особенностей всех членов семьи. Вегетарианский вариант и мясоед.