Интегрированный урок (история + чтение) по теме "Ордена и медали Победы"

Разделы: История и обществознание, Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: обобщить знания учащихся по программному материалу «Основные вехи Великой Отечественной войны».

Задачи:

  • провести обобщение знаний учащихся по теме урока;
  • продолжить развивать умение добывать информацию, пользуясь картой;
  • воспитывать чувство гордости за свой народ, освободивший нашу Родину и многие страны Европы от фашистских завоевателей;
  • развивать память, речь, внимание.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, современная политическая карта мира, флажки для обозначения на карте, комплект раздаточных материалов по чтению: Т. Белозёров «Майский праздник. День Победы», А. Твардовский «Рассказ танкиста», Б. Лихарёв «За оборону Ленинграда» (Приложение 3), для индивидуальных сообщений: рассказ В. Карасевой «Кирюшка», информация о медалях «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина», орденах «Отечественной войны». «Победы», название темы урока.

Дидактические материалы: видеоролик «Вечный огонь» (Приложение 1), презентация Microsoft Power Point (Приложение 2).

Подготовительная работа:

  1. Индивидуальные сообщения о медалях «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина», орденах «Отечественной войны»,  «Победы»;
  2. Пересказ одного произведения из сборника рассказов В. Карасёвой «Кирюшка»;
  3. Проведение в классе акции «Посылка для ветерана».

Этапы урока

Содержание

Видеоряд

Организационный момент На экране видеоролик. Стоя дети смотрят видео.
– Ребята, сегодня мы проводим интегрированный урок чтения и истории. На нашем открытом уроке присутствуют гости: (представление гостей)
Видеоролик «Вечный огонь»
(40 с.)
Сообщение темы и цели урока – Выразительно прочитаем стихотворение Белозерова «Майский праздник» и попытаемся определить тему урока.
– На что автор обращает особое внимание в этом стихотворении?
– Назовите тему урока. (Тема прикрепляется на доску)
Слайд 1
Обобщение по теме урока

 

 

Беседа об обороне Москвы
Работа с картой

Индивидуальное сообщение об ордене «За оборону Москвы»

– Для того, чтобы отмечать подвиги защитников Родины, их воинскую доблесть и успехи в полководческом искусстве, за годы Великой Отечественной войны Советским правительством было учреждено десять орденов и двадцать одна наградная медаль. Некоторые из них имели по две и три степени.
– В каком году началась Великая Отечественная война?
– Первый год войны был особенно тяжелым. У фашистов было численное превосходство войск и боевой техники. На какой город был нацелен главный удар? (Москва)

Ученик обозначает флажком город Москву.
– Уточните время, когда проходили основные сражения за этот город.
– Почему было так  важно отстоять этот город?
– 7 ноября 1941 года в Москве состоялся парад на Красной Площади. Что вы можете о нём рассказать?
– О медали «За оборону Москвы» нам расскажет …

 

 

 

 

 

Слайд 2

Беседа об обороне Сталинграда – Стойкость и мужество защитников Москвы сорвали планы «молниеносной войны». Солдаты фашистской Германии изменили направление удара. Они рвались к Волге. Их целью стал город Сталинград. Слайд 3
Работа с картой Ученик обозначает флажком город Сталинград.
– Назовите город, где поставлен флажок.
– Почему вы выделили город Волгоград?
 
Индивидуальное сообщение об ордене «За оборону Сталинграда» – В каком году произошла битва за Сталинград?
– Что вы о ней можете рассказать?
– О медали «За оборону Сталинграда» нам расскажет …
Слайд 4
Беседа об обороне Ленинграда – Ленинград. Жители города были полны решимости отстоять город Ленина.
Сколько длилась блокада города?
– Каким образом осуществлялась связь с большой землей?
– Послушайте один день из жизни ребенка в блокадном Ленинграде. Рассказ подготовила …
Слайд 5
Работа с картой Ученик обозначает флажком город Сталинград.
– Назовите город, где поставлен флажок.
– Почему?
 
Индивидуальное сообщение о медали «За оборону Ленинграда» – О медали «За оборону Ленинграда» нам расскажет … Слайд 6
Чтение наизусть Подготовленный ученик читает стихотворение Б. Лихарева «За оборону Ленинграда»  
Работа с картой – Взятие какого города ознаменовало победу в Великой Отечественной войне?
Ученик обозначает флажком город Берлин.
– Почему было так важно взять именно этот город?
Слайд 7
Индивидуальное сообщение о медали «За взятие Берлина» – О медали «За взятие Берлина» нам расскажет … Слайд 8
Беседа и индивидуальное сообщение об ордене Отечественной войны Трудны дороги войны… Люди самоотверженно сражались за родных, близких, за свое Отечество. Орден Отечественной войны. О нем нам расскажет … Слайд 9
Беседа и индивидуальное сообщение об ордене Победы – Вся страна работала на победу, так велико было желание одержать эту ПОБЕДУ, большая роль принадлежала руководящему военному составу.
– Об ордене «Победа»  нам расскажет …
Слайд 10
Беседа с ветераном – Слово ветерану: Таисия Ивановна, на вашей груди много орденских планок. Расскажите нам о своих наградах. Слайд 11
Работа над стихотворением А. Твардовского «Рассказ танкиста» – Сейчас послушайте стихотворение Александра Твардовского «Рассказ танкиста» и подумайте, как можно охарактеризовать действия парнишки? Можете воспользоваться колонкой «Пометки к стихотворению», сделайте нужные записи.
– Просил ли его кто-нибудь о помощи?
– Достоин ли парнишка получить медаль?
– От чьего лица ведется рассказ?
– В стихотворении есть диалог. Кто его ведет?
– Прочитайте диалог по ролям.
– Давайте попробуем подобрать синонимы к слову «подвиг» (храбрость, героический поступок, отвага, доблесть и т.д.)
– Посмотрим в словаре Ожегова, какое определение слову «подвиг» дает автор
(Подвиг – героический, самоотверженный поступок).
– Как вы понимаете Самоотверженный поступок? Снова обратимся к словарю
(Самоотверженный – жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага).
 

 

 

 

 

Слайд 12

Рефлексия по теме урока – В каком из городов могли происходить события, описанные Александром Твардовским?
– Не только люди получали награды, но и мужество целых городов было высоко оценено.
– Какое звание получили эти города?
– Какие еще города – герои вы знаете?
– В классе прошла акция «Собери посылку ветерану». Сегодня мы готовы вручить ее адресату.
 
Оценки за урок    
Домашнее задание – Придумайте вопрос для ветерана, напишите его и сложите послание фронтовым треугольником. Лучшие из этих вопросов будут заданы на следующей встрече. Видеоролик «Вечный огонь»

Литература:

  1. Учебник:  Поглазова О.Т., Шилин В.Д., «Окружающий мир». Учебник для 4 кл. в 2 ч., Ч. 2 – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. – 159 с.
  2. Рабочая тетрадь: Поглазова О.Т. «Окружающий мир». Рабочая тетрадь к учебнику для 4 кл. в 2 ч. Ч. 2 – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.
  3. Ожегов C.О. «Словарь русского языка». – Москва, Русский язык, 1989.
  4. http://www.otvoyna.ru/medal.htm