Урок окружающего мира по теме "Моря"

Разделы: Начальная школа


Цели: на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существенных связей и зависимостей между природой и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира.

Задачи:

  • Познакомить с особенностями окружающих сушу солёных водоёмов – морей. Научить пользоваться таблицами на примере морей разных океанов, примыкающих к различным частям света. Научить самостоятельно формулировать основные особенности морей на основе своих наблюдений.
  • Закреплять и развивать умение пользоваться картой, умение работать в группе.
  • Воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, самостоятельность.

Тип урока: урок овладения знаниями, умениями, навыками.

Форма проведения урока: индивидуально-групповая.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: окружающий мир: учебник – тетрадь для 2 – го класса (1-4) “Наша планета Земля”. Часть 2 (Авт. Коллектив: А.А, Вахрушев, руководитель (О.В. Бурский, Н.В. Иванова, А.С. Раутиан.), карта полушарий, аудио запись шума морского прибоя, иллюстрации, сюжетные картины, предметные картинки, карточки со словами, дары моря, окаменелости, компьютер, рисунок  Дельфина, разноуровневые карточки, глобус, условные обозначения  на карте, мультимедийная презентация, контурные карты, карточки с очертаниями материков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Занимаем свои места, нас ждет впереди интересный урок. На этом уроке мы продолжим путешествие с нашим другом Дельфиненком по планете Земля. (Поворачиваю глобус).
– Поделимся своими знаниями, наблюдениями. Уточним их, наполним новым смыслом. Для этого вы сегодня поделены на  рабочие группы.

II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи

– Я предлагаю совершить вам заочное путешествие по планете Земля, но для этого вам нужно вспомнить все, что вы уже знаете. Этим мы сейчас и займемся. Перед тем, как вы получите первые задания, вспомним правила работы с картой.

Правила работы с картой:

  1. Не загораживать карту при показе, стоять правым боком, держать указку в правой руке.
  2. Показывать следует не надпись, а весь объект:

    реки – от истока к устью
    острова – полностью
    полуострова – то, что относится к материку

  3. Следует использовать географический язык

– Теперь я смело могу раздать вам задания:

III. Фронтальный опрос о материках и океанах:

  • Что такое глобус?
  • Что такое карта?
  • Какой картой мы с вами пользуемся?
  • Почему она так называется?
  • Какие линии разделили ее на два полушария?
  • А что такое экватор, меридиан?
  • Расскажите о цветовой палитре карты.
  • Что такое материки?

IV. Игра «Угадай по очертанию материк»

Учитель показывает очертание материка, называя: самый большой материк, самый жаркий, самый освоенный, самый влажный, самый загадочный, самый холодный, а ученики хором его называют. Один ученик показывает этот материк на карте полушарий.

– Какой материк разделился на две части света?
– Какие материки являются одной частью света?
– Что такое океаны?
– Сколько океанов вы знаете.
 – Назовите океаны, показывая их на карте.

V. Индивидуальная работа

1 ученик. Следует без подготовки рассказать всё, что знаете о круговороте воды в природе. «Путешествие капельки (изобразить на магнитной доске)
2 ученик. Отвечать с подготовкой у доски. Рассказать всё о водоёмах (реки, озёра). Обозначить части реки.

Рисунок 1. Схема реки.

3 и 4 ученики. Работа за компьютером. Два ученика к  цветовым  обозначениям озер  рисуют схематические изображения .Объясняют почему и чем они отличаются.

Рисунок 2. Проточное и бессточное озеро.

Назовите реки ставропольского края. (Самые крупные:  Кубань, Терек, Калаус (самая длинная 436 км и самая грязная), Егорлык;
–  Назовите озера Ставропольского края : Самое большое Маныч-Гудило 360 км, озеро с запасами лечебной грязи Тамбуканское.

(Учитель показывает на карте Ставропольского края)

VI. Игра в цвета

                    

(голубой – реки, озера; коричневый – горы; зеленый – равнины)
Дети показывают цвет, соответствующий данному названию: Тихий, Восточно-Европейская, Байкал, Гималаи, Эйр, Западно-Сибирская, Кавказ, Волга, Анды, Амазонка, Индийский.
– Все ли водоёмы мы перечислили?

VII. Физкультминутка

– Предлагаю закрыть глаза. (Включается запись морского прибоя, на доске открываются иллюстрации с морскими пейзажами, на подставке появляются дары моря – ракушки, морские звезды, морская капуста, кальмары, кораллы).
– Как вы думаете, какое путешествие я вам предлагаю совершить?
–В путь, мои маленькие друзья.

VIII. Самооценка знаний о морях на начало урока

Детям предлагается на карточках оценить свои знания о морях на данный момент.

НАЧАЛО УРОКА                                     КОНЕЦ УРОКА

Знаю всё                                                     Знаю всё
Знаю, но не всё                                          Знаний о морях стало больше
Не знаю ничего                                          Не знаю ничего .

IX. Открытие знаний

– Для того, чтобы вы могли узнать о морях, можно прочитать книгу, а можно и самим проделать опыты в группах. Для каждой группы своё задание.

1 группа – с. 49, № 1
2 группа – с. 50, № 2
3 группа – с. 50, № 3

– Вы должны в группах выполнить задания и сообщить результаты с выводами классу.
– Какие выводы у вас получились? Пришло время их обобщить. (Вывешиваю на доску)

Выводы:

  1. Моря соединяются с океанами.
  2. Уровень воды во всех морях одинаков.
  3. Моря – водоёмы с солёной водой.

– Вы молодцы! Надеюсь, все успели записать научные выводы в тетрадь.

Вопрос Дельфиненка:
– В каких морях вода самая соленая? ( У экватора. Вспомнить опыт,  который проводился на уроке,  посвященном озерам).
– А почему же тогда дожди не соленые, ведь большая часть воды испаряется с поверхности морей и океанов?

X. Объяснение нового материала

1. Рассказ учителя о морях

2. Просмотр мультимедийной презентации

–  А вы знаете, что мы живем на дне Сарманского  моря. У вас на столах лежат окаменелости, которые свидетельствуют об этом (белемниты, амониты, брахиоподы).

3. Рубрика «Интересные факты»

– Вам интересно, какие бывают моря?

  • Самое большое море – Коралловое
  • Самое маленькое – Мраморное
  • Самое соленое – Красное
  • Самое пресное – Балтийское
  • Самое холодное – Карское (замкнуто в ледяной мешок и лишь на 3 недели освобождается ото льдов)
  • Цветные моря: Белое, Красное ( красные кораллы), Черное, Желтое ( впадает река Хуанхе , которая несет много частиц, окрашивающих воду в желтый цвет).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Почему Черное море, которое большую часть года сверкает своей зеленовато-синей поверхностью под лучами южного солнца, называется "Черным"? Всегда ли это море так называлось? Нет, не всегда. На протяжении истории оно сменило несколько названий. Древние греки называли его гостеприимное море. По поводу современного названия моря существует несколько гипотез. Одна из них, выдвинутая историками, объясняет происхождение названия "Черное море" тем, что турки и другие завоеватели, которые приходили на его берега с целью покорения местного населения, встречали серьезное сопротивление со стороны черкесов, адыгов и других племен. За это якобы турки и прозвали море Караден-гиз – Черным, негостеприимным.
Вторая гипотеза относит происхождение названия "Черное море" к якобы сильным штормам, а возможно, и к тому, что вода в море во время шторма темнеет. Однако надо сказать, что штормы как раз и не являются характерным его признаком. Сильное волнение (более 6 баллов) бывает здесь не больше чем 17 дней в году. Что касается потемнения воды во время шторма, то это свойственно всем морям, а не только Черному. Впрочем, известно, что Магеллан назвал "Тихим океаном" самый бурный океан Земли, так как во время плавания кораблей Магеллана сильных штормов там почти не было. Возможно, что и в отношении Черного моря произошла такая же ошибка.
Третья гипотеза происхождения названия "Черное море", выдвинутая гидрологами, основана на том его свойстве, что металлические предметы (например, якоря), опущенные на некоторую глубину, поднимаются на поверхность почерневшими под действием находящегося в глубинах моря сероводорода. Эта версия нам кажется наиболее вероятной, так как она исходит из характерного признака вод Черного моря.

XI. Первичное закрепление

– Теперь мы почти все знаем о морях, только вот не знаем их название и местоположение.
– И снова за работу. Найдите все моря, омывающие:

1 группа – берега Европы.
2 группа – берега Азии
3 группа – берега Африки, Австралии, Америки.

– Какие же моря вы нашли? Покажите их на карте.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Северное, Баренцева, Берингово, Море Лаптевых, Охотское, Карское, Красное, Японское, Карибское, Коралловое.

– Какие моря вам известны? Откуда?
– По таблице определим, частью какого океана является каждое море.

Рисунок 3.

Определите маршруты будущих экспедиций

Определи путь по географическим  координатам на карте полушарий.

---------------------------------------------------------------------------------------------

60о с.ш.      (Берингово)                              20о с. ш.    (Красное)
180о з.д.                                                       40о в.д.

10о ю.ш.      (Коралловое)
20о в.д.

---------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------

50о с.ш.        (Охотское)
150о в.д.

70о с.ш (Баренцево)
20о в. д.

10о с.ш.    (Карибское)
 80о з.д. 

-----------------------------------------------------------------------------------------

Одна пара учащихся работает за столом, а другая – у доски, отмечая точки флажками.

Полученные результаты работ сверяют в своих группах.

XII. Итог урока

– Вот и подошло к концу наше заочное путешествие.
– Какой же вывод вы можете сделать?
– Что особенно запомнилось на уроке?

1. Экологическая беседа о сохранении морей

2. Самооценка знаний о морях по предложенным ранее карточкам

3. Домашнее задание

– Подготовить интересные сведения о морях. Пожеланию составить кроссворд «Моря».