Урок повторения по теме "Имя прилагательное" (6-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели:

  • обобщение и расширение сведений о прилагательном как части речи, повторение орфограмм, связанных с  изучением темы «Имя прилагательное»;
  • наблюдения за употреблением  прилагательных в текстах различного стиля, составление своих текстов с прилагательными;
  • развивающая цель: развитие логического мышления, навыки самостоятельной работы.

Оборудование: интерактивная доска, выставка книг Э.Успенского, вопросы к уроку, оформленные на стенде «Материал к уроку», таблица орфограмм в прилагательных; на рабочем месте учащихся справочные тетради, тетради для развития речи.

Вопросы  к уроку даются за 7-10 дней до его проведения.

Вопросы к уроку:

  1. Какие  части речи есть в русском языке? Какое место среди них занимает прилагательное? Что оно обозначает? Изменяются ли прилагательные? Какова их роль в предложении?
  2. Сколько орфограмм, связанных с  правописанием прилагательных, вы изучили? Какие? Составьте таблицу орфограмм. Какие случаи правописания прилагательных являются для вас самыми трудными?
  3. Какие речевые ошибки возможны при употреблении прилагательных? Нужно ли иностранцу, изучающему русский язык, знакомиться с прилагательными как частью речи?

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Работа по теме урока. Учитель обращает внимание учеников на тему урока, записанную на доске.

– Как вы думаете, ребята, какая задача стоит перед нами? Чем мы с вами будем заниматься? (нам нужно обобщить и расширить знания о прилагательном  как части речи и правилах правописания прилагательного).

– Действительно, на сегодняшнем уроке мы должны повторить все, что узнали о прилагательных, и закрепить умения правильно их писать. Задача не из легких. А помогут нам  ее решить замечательный писатель Эдуард Николаевич Успенский и забавные герои его книг. Посмотрите, ребята, вот перед вами небольшая выставка. Скажите,  какие из этих книг этого автора вы читали? (Ответы учеников. На выставке представлены книги Успенского «Дядя Федор, пес и кот», «Про Веру и Анфису», «Тетя дяди Федора», «Любимая девочка дяди Федора», «Сказочные повести».  Учащиеся называют те,  которые  читали). Молодцы,  ребята, я очень рада, что вы знаете и любите книги Успенского. Итак, начинаем наш урок. Прежде всего, давайте вспомним, что это за часть речи, которую мы называем прилагательным, и ее морфологические признаки (ответы учащихся). Молодцы, спасибо. А у меня для вас первое задание. Синтаксический разбор предложения. Кто выполнит его первым, тот сделает его на доске. Записываем: (идет разбор предложения).

Эдуард Успенский сочиняет веселые книги для детей. (предл. повествоват., невоскл., простое, распростр., двусостав.)

– В этом предложении прилагательное является определением.  Давайте вспомним, еще какую синтаксическую роль может выполнять прилагательное? ( может быть сказуемым, если это краткое прилагательное).

– Начало хорошее, продолжаем работу. Следующее задание – цифровой диктант. Цель его – повторить правило о написании Н и НН в суффиксах прилагательных. Итак, я читаю предложения, их будет 10, а вы, услышав прилагательное, решаете, сколько Н должно быть в слове. Записываете под цифрой.

  1. И котелки разные на кухне были, чугунные.
  2. А навстречу им какой дядя бежит. Румяный такой, в шапке.
  3. «Лы-сы» – это Лошадиные силы.
  4. А стола обеденного нет, как не было.
  5. Теленок был шерстяной и мокренький.
  6. Корова государственная. Значит, и теленок государственный.
  7. «Да хоть клюквенную!» – кричит папа.
  8. Матроскин – кот по хозяйственной части.
  9. Здравствуйте. Я вам газету «Современный почтальон»  принес.
  10. У нас трактор особенный. Продуктовый.

– Ребята, я нисколько не сомневаюсь, что с заданием вы справились. Но прежде чем мы проверим, давайте вспомним правило о написании одной и двух Н в прилагательных.( ответы учащихся). Молодцы, спасибо. Теперь внимание  на доску. Смотрим и сверяем свои ответы. У вас должно получиться следующее:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

НН

Н

Н

НН

Н

НН

НН

НН

НН

НН

– Поднимите, пожалуйста, руки, у  кого ответ сошелся. Очень приятно видеть такое множество рук. Значит, эту орфограмму  вы усвоили хорошо. Ну а те, у кого есть ошибки, не огорчайтесь: терпенье и труд  – все перетрут. В следующий раз вы все сделаете без ошибок. А мы  продолжаем работу. И следующее правило, которое нам сейчас нужно вспомнить, это орфограмма о написании НЕ с прилагательными. Кто хочет ответить? (ответы учащихся). Все верно, молодцы. Посмотрите на доску. Предлагаю вам новое задание. Помните письмо, которое писал Дядя Федор домой, а дописывали его Шарик и Матроскин? Оно перед вами.

«Мои папа и мама! Я живу хорошо.  Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он  (….).  А еще у нас печка есть (…). Я так люблю на ней отдыхать!

Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, (… ) мои папа и мама,  жизнь у меня была (…), полная лишений и выгоняний. Но сейчас и колбаса у меня есть, и молоко (…) стоит в мисочке на полу. А на днях я линять начал. ( …) шерсть с меня сыплется – хоть в дом не заходи. Зато (…)   растет – ( …) и (...) . Просто каракуль.

(…) папа и мама! Вы меня  теперь не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос  (…)  и лохматость повысилась. Я такой (…) стал, прямо – ух!

До свидания. Ваш сын – Дядя Фарик.»

(Надо вставить слова: теплый, теплая, дорогие, сложная, парное, старая, новая, чистая, шелковистая, дорогие, холодный, здоровый)

– Ребята, прочитайте письмо. Каких слов не хватает в тексте? Правильно, прилагательных. Посмотрите, вот они у нас на доске разбросаны в беспорядке вокруг текста. Давайте восстановим текст, вставим прилагательные на место. А затем еще раз прочитаем, что получится (идет работа по восстановлению текста на интерактивной доске).

– Итак, прилагательные на месте. Читаем, что получилось. Сделайте вывод. Какой текст не только понятнее, но и интереснее? В каком стиле написан текст? Обратите внимание, что разговорная лексика  вполне уместна  для этого стиля речи. Ну а теперь вопрос из домашнего задания: нужно ли иностранцу, изучающему русский язык, знакомиться с прилагательными как с частью речи? (ответы учащихся)

– Вы заметили, ребята, что все примеры для повторения орфограмм, связанных с написанием прилагательных, я брала из книг Эдуарда Успенского. У этого автора замечательные, удивительно добрые и остроумные книги. Своим искрометным весельем они поднимают настроение. Эти книги не нуждаются в рекламе, их с удовольствием читают и взрослые и дети, по ним сделаны мультфильмы. И все же я предлагаю вам сейчас написать мини-сочинение, рекламу: «Читайте книги Эдуарда Успенского». В каком стиле вы будете писать свою работу?  (в публицистическом).  Что характерно для него? (побудительные, восклицательные предложения, обращения, повторы слов, междометия, несложные предложения). Не забудьте подчеркнуть прилагательные как члены предложения.

(Учащиеся работают в тетрадях по развитию речи. После того, как прочитаны в классе несколько работ и им дана оценка, все остальные тетради сдают на проверку).

Конечно, лучшая реклама книгам Успенского – сами книги. Их можно найти в библиотеке, они есть в продаже. Надеюсь, что эта встреча с героями Эдуарда Успенского была для вас не последняя. Вы снова и снова будете возвращаться к его книгам, потому что они учат любить людей, радоваться всему, что нас окружает, потому что вас всегда ждет умный и добрый собеседник Эдуард Николаевич Успенский.

3. Подведение итогов урока.

– Наш урок подошел к концу. Все вы очень старались, готовились к уроку. Мне кажется, что большинство хорошо усвоили орфограммы, связанные с написанием прилагательных. На следующем уроке мы с вами продолжим повторение темы «Имя прилагательное», вспомним другие орфограммы, связанные с изучением этой темы. А сейчас оценки за сегодняшний урок.

4. Домашнее задание: выполнить тест №3 в.1 в тестовой тетради.