Развитие личности ребенка в изобразительной деятельности

Разделы: МХК и ИЗО


Огромное значение в формировании личности младшего школьника имеет изобразительная деятельность. Встречи с искусством на каждом занятии, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого из учащихся, общая радость за сделанное на занятии - вот главные отличительные признаки учебно-воспитательного процесса на уроках ИЗО. Влияние изобразительной деятельности на ребёнка ничем не заменимо. В её процессе получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности. Ребёнок, изображая события и явления окружающего мира, учится наблюдать и понимать их, видеть их красоту, давать им эстетическую оценку. Эстетическое восприятие развивает мир чувств ребёнка, формирует его эмоциональную сферу. Эстетические чувства, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности, оказывают влияние на поведение и поступки детей.

Отображая жизненные факты в рисунке, ребёнок развивается в познавательном отношении, развиваются его память, мышление, воображение. Изобразительную деятельность можно назвать самым массовым увлечением детей младшего школьного возраста. Практически все дети проявляют не только склонности, но и способности к изобразительному искусству; при благоприятных условиях эти способности могут успешно развиваться и совершенствоваться.

Изобразительная деятельность включается разнообразные занятия детей: в коллективные игры, в подготовку и проведение праздников и т. д. Дети готовят рисунки, а затем делаем небольшие выставки по темам: "Светофор - наш друг", "К сказке в гости", "Осень золотая" и т. д. В подарок мамам, папам дети готовят поздравительные открытки (с аппликациями), делают небольшие изделия из природного материала (шишек, веточек, желудей, ракушек и т. д.), готовят панно из засушенных листьев и цветов. Младшие школьники любят лепить из пластилина, делать книжки - малышки.

Вся эта разнообразная деятельность служит основой для воспитания эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности повседневной жизни. В этой деятельности складываются взаимоотношения детей: они вместе обсуждают замыслы, планируют, как их осуществить, вместе действуют, помогая друг другу.

Обдумывание общих замыслов, общая ответственность за дело и взаимопомощь в работе сближают ребят, способствуют формированию у них положительного отношения друг к другу. Сами изделия (открытки, книжки, панно и т. д.) делаются для коллектива класса или для подарков родителям, своим товарищам, поэтому служат основой положительного поведения в реальных жизненных ситуациях.

Изобразительная деятельность создаёт у ребёнка определённую установку на восприятие действительности. В этом смысле процесс не ограничивается задачами изображения, а захватывает и другие стороны духовной жизни ребёнка, влияя на его восприятие в целом.

Чаще всего дети любят рисовать. Наблюдения жизни являются обязательным условием занятий рисованием. Особое значение имеют наблюдения за поведением людей. Изображение человека углубляет представления ребёнка о людях, вызывает у него потребность в оценке эстетическими средствами нравственного смысла поведения. Сталкиваясь с различными поступками людей в школе, семье, ребёнок не всегда обращает внимание на эту сторону их поведения. Педагог учит детей наблюдать. Наблюдения, направленные на яркие случаи проявления нравственных качеств людей, способствуют накоплению нравственного опыта ребёнка. А реализация этих наблюдений в рисунках помогает создать у него потребность в нравственной оценке поведения человека.

Сначала наблюдения касаются любой содержательной стороны поведения людей. Например, учитель предлагает детям подумать и понаблюдать: "Что самое интересное ты видел по дороге в школу или на прогулке?" Затем дети пытаются изобразить эту тему в рисунке. Конечно, не всё доступно и посильно ребёнку для изображения. Поэтому педагог старается дать для наблюдений близкий детям материал. Со временем содержание наблюдений усложняется.

Рисуя, дети часто выражают свои переживания: одни машут руками, громко разговаривают, поют, другие шепчут что-то потихоньку, у третьих изменяется выражение лица. В этом выражается сопереживание или перенесение переживаний другого на себя, способность поставить себя на место другого. А это всегда связано с анализом своих действий и ведёт, в конечном счёте, к самовоспитанию.

Большое значение имеют темы детских рисунков. Эти темы могут быть самыми разнообразными. Но задания на темы, связанные с жизнью детей, следует считать наиболее важными для формирования личности ребёнка.

Наиболее сильное влияние изобразительной деятельности сказывается на развитии у младших школьников способности понимать и передавать в рисунках внутреннее состояние человека, его чувства и переживания и, как следствие, на развитии у ребёнка способности к сочувствию людям. Уроки по изобразительному искусству помогают формировать у ребёнка способность выделять и эстетически оценивать нравственные стороны отношений человека к жизни, учит его понимать и ценить доброжелательное и заботливое отношение к себе и другим людям. Воспитание живой эстетической восприимчивости ребёнка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое её поощрение и, наконец, продуманная организация общения ребёнка с искусством - всё это доступно и в семье, и в школе. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности ребёнка.

Маленький человек, сидящий за партой, смотрит на учителя доверчивыми, широко открытыми глазами. Его чуткое сердце в любую минуту готово откликнуться на прекрасный, красочный мир, по-новому увиденный им в изобразительном искусстве. Постараемся не обмануть его ожиданий! Поведём маленького человека по дорогам красоты, добра, счастья, радости, творчества!