Особенности художественной культуры Японии. Сад камней (10-й класс)

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 10


Цель: Создание мини дизайн-проектов сада камней, как портрета его хозяина.

Задачи:

  1. Выявить приемы создания дизайн-проекта сада камней с применением различных форм и приемов.
  2. Повысить мотивацию к изучению ИЗО, МХК и ОБЖ через использование интерактивной доски.
  3. Сформировать навыки самостоятельного решения задач межличностного общения.
  4. Ознакомить обучающихся со способами восстановления сил организма методами релаксации.
  5. Изучить вопросы, связанные с понятиями дзэн-буддийских представлений о духовном слиянии человека с окружающим миром.
  6. Развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.
  7. Воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры.
  8. Овладение умением анализировать и оценивать особенности, высказывать собственные суждения и использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного  формирования собственной культурной среды.
  9. Настроить на сотрудничество, создав благоприятную обстановку при помощи зрительного, литературного и музыкального ряда.

Перечень знаний и умений:

Обучающиеся должны знать:

  • основы построения плана и его основных элементов с использованием интерактивной доски;
  • значение композиции в построении сада камней;
  • особенности образного языка конструктивных видов искусства, единства функционального и художественно-образных начал;
  • способы построения сада камней на интерактивной доске;
  • композицию, ритм, холодные, теплые, хроматические и ахроматические тона при построении сада камней;
  • эстетические качества и роль различных зон и их оформления при построении сада камней; виды, разнообразные формы сада камней.

Обучающиеся должны уметь:

  • выполнять построение плана как всего сада камней в целом, так и его отдельных элементов на интерактивной доске;
  • составлять композиции из цветов, растений и камней на интерактивной доске;
  • составлять эскизы сада камней в различных стилях;
  • восстанавливать силы организма различными способами релаксации.

Ход урока

САД КАМНЕЙ

В работе используется презентация.

Как только осознаешь, что появляются какие-то "посторонние" мысли, представь, что ты сама мелодия. Слейся с ней. Ассоциируйся. Отождествись. И каждая нота будет в твоем теле. Ты будешь звучать разными его частями, очень согласовано и гармонично. (Звучит музыка. Слайд №1)

Мы слушаем музыку и понимаем, что она не только красива. Она воздействует на нас, преображает наш внутренний мир, наполняет душу новыми ощущениями. Это ли не чудо? Музыка, живя в нас, складывается по кирпичикам, как семь нот, (Звучат 7 нот – Слайд №2) а это – целый мир, огромный, неповторимый. И мы можем попасть туда и жить в нём, наслаждаться им. «Красота спасёт мир». Я очень люблю это выражение. В нём – смысл жизни, вера в настоящее, сила будущего. Я с каждым разом раскрываю для себя какие-то новые вершины человеческой души. Говорить об этом можно всю жизнь. Сколько замечательных образцов музыкального искусства накопил мир, сколько ещё появится на свет! Сила музыки действительно огромна. Она излечивает людей от многих заболеваний, влияет на настроение человека, рассказывает нам о далёком прошлом и настоящем, воздействует даже на растительный мир. Это наслаждение и отдых, печаль и радость. Это – состояние души! А в тяжёлые дни – и опора, и поддержка. Музыка помогает в борьбе, может настроить на важную работу.

А когда мы поднимаем глаза, то видим вокруг себя (на улицах городов,  по которым путешествуем, на слайдах, на картинах) застывшую музыку – госпожу АРХИТЕКТУРУ. Она, как и музыка, складывается по кирпичикам (ведь каждый камень в этой жизни хочет стать КЕМ-ТО). 

Русский человек считает, что в своей жизни он должен посадить дерево, построить дом….., а житель Японии уверен, что самое ценное, что он может и должен сделать в своей жизни, это – построить дом на берегу озера и создать САД КАМНЕЙ – САД застывшей музыки, слушая который, получаешь успокоение  и отдохновение души и тела.

Но создать такой сад не просто: это целое искусство, на которое уходят годы терпения и мастерства. (Слайд №3)

Ведь он должен соответствовать всем канонам пространственного расположения вещей: глаз отдыхает, душа поет, глядя на созданное совершенство..... Присядем на террасе. Успокоим свое тело удобной позой, посмотрим на САД и сосредоточимся. В нем так сочетается простое и сложное, что разобраться может каждый, у кого возникнет желание погрузиться в мир одиночества, грусти и счастья внутреннего прозрения, в мир наслаждений и открытий, мир, который нас окружает, но в который все же стоит внимательнее вглядеться…..

Луна проплыла,
Ветви оцепенели
В блестках дождевых.

САД КАМНЕЙ – это ловля ветра и томление духа. Для восприятия САДА необходимо представить печаль и грусть одиночества, немного налета воспоминаний, много подтекста, – и вот перед нами весь окружающий мир, который требует взамен лишь немного фантазии, внутренней свободы и воображения.

САД КАМНЕЙ – не поляна, покрытая песком, заставленная хаотично камнями, каменными фонарями и растениями, а образ жизни, часть философского восприятия мира по дзэн – буддизму, для полного погружения в который требуется осмысление таких категорий, как единение истинности и красоты, гибкости в соединении печали и сострадания, тонкости и хрупкости в стремлении постичь внутреннюю жизнь самых незначительных предметов, что соотносится с дзэн – буддийским представлением о духовном слиянии человека с явлениями и вещами окружающего мира.

Двадцать дней счастья
Я пережил, когда вдруг
Вишни зацвели…

Необходимо понимание очарования  простых вещей, сочетания легкости, простоты и прозрачности с глубиной мысли и чувств.

Основу САДА КАМНЕЙ составляет: (Слайд №4)

  • пространственная схема, где в круг мироздания укладываются треугольники наших мыслей, вершинами которых и служат расположенные в саду камни;
  • виды камней, используемых для построения САДА: галька, известняк, мрамор, искусственный жемчуг, гранит – от их внешней формы, теплоотдачи и восприятии на глаз зависит, где и с какой целью их будут использовать.;
  • схемы расположения самих камней по отношению друг к  другу (∆ - самая совершенная фигура в представлении японца, триединство мысли, духа и физического воплощения).

САДЫ бывают различных видов. (Слайд №5 – звучит музыка) (домики на слайде открываются в последнюю очередь) Не каждый японец может позволить себе создать настоящий САД на большой территории (так как это требует больших материальных и физических затрат). Но уж если появилась такая возможность – воображению нет предела (смотрим слайды + музыка). В противном случае, очень удобны и компактны мини САДЫ или даже подарочные варианты с использованием бонсай.  Такие САДИКИ великолепно вписываются в интерьер любого помещения, ведь для их обустройства хватит и небольшой коробки.

Нам у себя дома трудно создать точную копию такого сада, но есть возможность обустроить у летнего домика своеобразный СИБИРСКИЙ САД КАМНЕЙ – АЛЬПИЙСКУЮ ГОРКУ (Слайд №6), где великолепно сочетаются камни, мхи, суккулентные и растения либо из семейства луковичных, либо, как представлено на слайде – из семейства пряных (и полезно, и радует глаз для отдохновения души и тела).

Для перехода к закреплению изученного материала и творческому процессу нашему телу необходимо восстановить внутренние силы организма посредством медитации.

ОТДОХНЕМ? ОТДОХНЕМ! (Слайд №7 – звучит музыка) Под  спокойную музыку выполняем несколько синхронных упражнений:

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. 

Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, т. к. это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. Какими бы мы не были "духовно продвинутыми", все равно иногда что-то происходит, и настроение меняется. Нет, не портится, не ломается, а меняется. Было одно, стало другое. Это лишь перемена, не более того. Музыкальная терапия. Музыкальная релаксация.

Однако, иногда эта перемена: ну совсем не ко времени. Что делать? Я подобрал несколько классических мелодий, каждая из которых решает одну из душевных задач. Ниже эти задачи описаны, а я немного расскажу, как правильно слушать эту музыку.  

Для того, чтобы эффект был, например, уменьшить чувство тревоги и неуверенности, сядь удобно, но не ложись, чтобы заснуть. Сядь так, чтобы ты мог в бодром состоянии посидеть минут пять - шесть. Включи музыку и слушай ее очень внимательно, так, как если бы ты вслушивался в ночную тьму "Что это там шуршит?".  

Через какое-то время, ты почувствуешь, что внимание слабеет. Отпусти его и просто слушай расслабленно, как будто ты лениво наблюдаешь за горизонтом, где встает солнце.

С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Их можно рассматривать как часть занятия и как самостоятельную тренинговую систему. В приложении представлен конспект занятия в подготовительной группе с включением упражнений на расслабление.

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:

“Задуй свечу”.

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

“Ленивая кошечка”.

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

Упражнения на расслабление мышц лица:

“Озорные щечки”.

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

“Рот на замочке”.

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их: 

 У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
 Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4-5 с).
 Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

“Злюка успокоилась”.

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).
Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,
Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

Упражнения на расслабление мышц шеи:

“Любопытная Варвара”.

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

Упражнения на расслабление мышц рук:

“Лимон”.

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон. 
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю – 
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов. 
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

“Пара” (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук). 

Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается  в локте, а у партнера выпрямляется. 

“Вибрация”.

ОТДОХНУЛИ…  (Слайд №8) А теперь вспомним, какие камни используют для создания САДА КАМНЕЙ, для этого поработаем с заданием на интерактивной доске.

Молодцы! Приступаем к созданию творческого проекта: (Слайд №9) из предложенных деталей, представленных на интерактивной доске выбрать те, которые вам понадобятся для создания своего собственного неповторимого САДА КАМНЕЙ.

Вперед, дерзайте.

И самое главное, ради чего собственно создается САД КАМНЕЙ – это озарение или просветление, наступающее не только вследствие долгих и мучительных раздумий, но вслед внутреннему  освобождению, почти мгновенно, неожиданно, вдруг….

Глядя на луну,
Жизнь прожил легко, так и
Встречу Новый год.

БЛАГОДАРИМ ВСЕХ НАС!