Рейтинг@Mail.ru

Авторская программа курса "История и культура Древней Греции"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Преподавание истории в школе на сегодня имеет ряд первоочередных задач:

  • изучение исторического пути развития человечества, человеческой деятельности;
  • причинно-следственные связи в истории;
  • гражданско-патриотическое воспитание школьников;
  • социализация учащихся;
  • развитие общеучебных и предметных умений и навыков;
  • формирование собственного взгляда на исторические события, аргументация своей точки зрения;
  • расширение кругозора школьников

Выполнение этих задач в образовательной системе ведется на основе личностно- ориентированного подхода к обучению школьников, гуманизации процесса образования. Обучение и воспитание школьников ведется в свете общечеловеческих ценностей. Формированию гармонично развитой личности способствует так же внедрение этнокультурных компонентов в процесс образования.

Школа № 551 ЮАО г. Москвы вот уже несколько лет ведет работу по внедрению греческого этнокультурного компонента в процесс образования. Древнюю Грецию можно назвать “колыбелью” современной цивилизации. Велико влияние Древней Греции на культуру стран мира. Взаимодействие греческой и российской цивилизации так же значительно. В 2006 году школа № 551 получила статус школы с греческим этнокультурным компонентом, в связи с чем в учебном плане школы появились новые предметы: история Древней Греции, культура Греции.

Цели и задачи преподавания дисциплины:

Программа по истории и культуре Древней Греции имеет целью дать учащимся целостное представление о становлении первых цивилизаций в античном Средиземноморье, показать единство исторического процесса и многообразие путей развития в рамках этого единства, раскрыть действие общих закономерностей исторического развития, проанализировать научные концепции как по общим проблемам истории древнего мира, так и по отдельным, наиболее важным вопросам истории античности, а так же заложить основы знаний по истории и культуре народов Древней Греции, подчеркивая значение античной цивилизации как образцовой (классической) для формирования западно-европейской культуры.

С учетом того, что история античности изучается в школьном курсе, когда учащиеся еще недостаточно хорошо знакомы с основными положениями и закономерностями исторической науки, в программу заложен принцип формирования понятийного аппарата. Особое внимание в программе уделяется центральным вопросам фундаментальной подготовки учащихся, таким как типология государств, роль общины в социальной и государственной структуре античных обществ, особенности рабства. Основное внимание сосредоточено на темах, связанных с концепцией полиса, его сущностью, этапами развития.

Программа учитывает современные требования к качественной подготовке учащегося и к преподаванию самого предмета в школах разного типа. Поэтому программа включает не только теоретические проблемы и фактическую историю античности, без которых не может быть фундаментальных исторических знаний, но также и вопросы культуры и идеологии античного общества, формы жизни, семьи, быта.

Цели:

  • Воссоздать на доступном для школьников уровне событийную историю;
  • Ознакомить учащихся с понятийным аппаратом научного исторического знания;
  • Сформировать у них достаточно ясное представление о существенных аспектах рабовладельческих отношений в разных регионах мира на этапе их складывания, расцвета и разложения;
  • Вырабатывать навыки научного анализа и индивидуальной работы
  • Пробудить в них интерес к мировоззренчески значимым аспектам истории европейской цивилизации;
  • Развивать творческое мышление учащихся.
  • Познакомить с ключевыми проблемами изучаемого периода истории;
  • Расширить общеисторический и культурный кругозор учащихся;
  • Сформировать у учащихся навыки критического анализа источников, извлечения исторической информации из документов и памятников художественной литературы, умение поставить проблему и искать пути к ее разрешению, научить работать с научной литературой и формулировать собственную точку зрения.

Задачи:

В результате изучения предмета учащийся должен знать:

  • базовый материал учебной дисциплины (понятия, имена, даты) за указанный период;
  • причины, периодизацию и значение исторических процессов и потрясений, происходивших в указанный период в европейских странах;
  • специфику и периодизацию истории развития Древней Греции;
  • основные направления политического, социально-экономического, идеологического и культурного развития Древней Греции в указанный период;
  • общие и особенные черты в процессе изменения социальной структуры античных обществ;
  • развитие общественной мысли, характер, цели, содержание и особенности деятельности различных общественных сил на всех этапах развития;
  • причины возникновения и сущность религиозных воззрений, характерных для античных государств;
  • зарождение и развитие христианской идеологии, её основные направления, организационную структуру.
  • В результате изучения предмета учащийся должен уметь:
  • характеризовать и оценивать деятельность субъектов античной истории;
  • давать оценку основным историографическим проблемам изучаемого предмета;
  • отбирать, анализировать и объективно интерпретировать материал для занятий, научно-исследовательской, образовательной и культурно-просветительской деятельности.

В результате изучения предмета учащийся должен владеть:

  1. знаниями теории и методов исторических исследований;
  2. способностью понимать, критически анализировать и излагать базовую историческую информацию по античной истории.

Проблемный принцип выстраивания учебного курса позволяет формулировать общую задачу изучения истории античности как задачу сопоставительного прослеживания вместе с учащимися вариантов социального, аграрного, политического и общественного развития античных государств

Одной из основных задач изучения истории является достижение понимания общего и особенного, формирование умения вычленять главное и второстепенное при запоминании основных идей и заключений, существующих в историографии, умения прослеживать сквозных линий в развитии того или иного государства или сообщества стран в целом.

Таким образом, цель преподавания курса “История и Культура Древней Греции”- более подробное изучение политической, общественной, и культурной жизни страны, особенностей развития. Это позволит расширить круг знаний школьников, познакомит учащихся с большим количеством достижений и открытий греческой цивилизации, мыслителями прошлого и их представлениями о мире, новыми фактами из истории Греции. Продолжится развитие предметных умений и навыков, познавательных способностей детей. Богатейшая история Древней Греции позволяет воспитать в школьниках гуманизм, уважение к гражданским правам и свободам.

Курс “История и Культура Древней Греции” включает в себя изучение истории страны и знакомство с мыслителями прошлого. Исторический материал изучается в 5–9-х классах, в 10–11-м классе – философия Древней Греции. Данное деление материала произведено с учетом возрастных особенностей школьников, курсов истории и обществоведения. При этом следует заметить, что курс истории Древней Греции не является повторением курса истории Древнего мира в 5-м классе, а является отдельным по содержанию предметом, интегрирующимся с курсом истории 5 класса, курсом “Культура Греции”. Курс “История и Культура Древней Греции” в 5–9-х классах изучается согласно периодизации истории Древней Греции:

  • Крито-микенский период (Ш тыс. до н.э. – 12 в. до н.э.) 5 кл.,
  • “Темные века” (11–9 в. до н.э.) 6 кл.,
  • Архаическая Греция (8–6 в. до н.э.) 7 кл.,
  • Классическая Греция (5–4 в. до н.э.) 8 кл.,
  • Эллинистический период (4–1 в. до н.э.) 9 кл.

Философия Древней Греции предполагает следующий порядок изучения материала в 10–11-х классах:

  • Натурфилософский период,
  • Классический период,
  • Эллинистический период.

В преподавании данного курса используется поурочная система изучения материала, блоки лекционных занятий и семинаров в старших классах. Предусматривается аттестация учащихся в полугодиях и итоговая аттестация школьников. Совместно с библиотекой школы и района предполагается проводить уроки библиографии, историографии. В связи с отсутствием линии учебников по курсу возможно использование дополнительной литературы и других источников информации.

Внедрение курса “История и Культура Древней Греции” направлено на расширение образовательных возможностей школы и должно помочь учащимся в формировании личностной позиции. Курс “Истории и Культура Древней Греции” даст возможность проследить взаимосвязь истории древности и современности, поможет узнать причины взлетов и падения этой цивилизации, будет способствовать формированию гражданской позиции школьника (на основе общечеловеческих ценностей).

Приложение 1, Приложение 2