Система работы логопеда с родителями детей с речевыми нарушениями

Разделы: Логопедия


Одной из важных и очень актуальных проблем на сегодняшний день является проблема развития правильной грамотной речи у детей. К сожалению, количество детей с нарушением речи становится всё больше.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

Родители не слышат недостатков речи своих детей.

Не придают им серьёзного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Помощь родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во – первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка, а во – вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, необходимо проводить с родителями просветительскую работу, которая может варьировать в зависимости от конкретных проблем. Приобретённые знания помогут родителям глубже познакомиться с проблемами своего ребёнка, подкрепить интуитивные знания практикой, разрешить сложные ситуации.

В МС(К)ОУ С(К)ОШ № 30 сложилась определенная система работы логопедов с родителями, которая включает в себя:

  • собрания;
  • консультации;
  • открытые занятия;
  • информационные выставки .

В течение года проводятся родительские собрания, тематика которых планируется в зависимости от речевого диагноза и возраста детей.

Логопеды в доступной форме объясняют родителям суть речевого дефекта детей, знакомят с популярной литературой по речевому нарушению.

Большинство родителей, имеющих детей с ОНР, не осознают тяжести этого речевого нарушения, отмечая, как правило, только дефектное произношение некоторых (не всех) звуков, редко кого из них волнует недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, несовершенство связной речи.

Нарушение звуконаполняемости и слоговой структуры слов родители, как правило, относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана.

Поэтому родителям на собраниях предлагается список литературы для ознакомления с некоторыми видами работы по коррекции ОНР.

Родителей знакомят с целями и задачами программы обучения, методами ее реализации, информируют об особенностях поведения ребенка, которые могут сопутствовать коррекционной работе, дают четкое представление о характере и мере их участия в коррекционных занятиях.

Логопеды стараются разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, “волшебного” разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Мы сформировываем адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркиваем, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка не происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

Никакая позитивная динамика в ходе коррекционно-логопедического воздействия не сможет привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений.

На собрании родители получают задание: к первой индивидуальной беседе с логопедом подготовиться к сообщению достоверных анамнестических сведений об особенностях течения беременности, родов и раннего речевого развития ребенка. Предполагается, что родители с должной ответственностью отнесутся к этому предложению. Анализ анкет, которые заполняют при этом родители, позволяет логопеду более целенаправленно вести индивидуальную работу с родителями.

По результатам анализа анкет мы делаем выводы и выявляем:

— уровень и профиль образования родителей;

— общий культурный уровень семьи;

— состояние здоровья, наличие вредных привычек у родителей;

— психологический микроклимат семьи;

— уровень материальной обеспеченности;

— жилищно-бытовые условия.

Данные анкет дополняются сведениями из бесед с родителями, в результате которых можно сделать вывод о взаимоотношениях в семье, об особенностях воспитания ребенка, влияющих на его психологическое развитие, на формирование его эмоционально-волевой сферы, а также умственных способностей.

Необходимо при анализе анкет учесть готовность родителей к сотрудничеству со специалистами не только педагогического, но и медицинского учреждения (если это будет необходимо) по преодолению имеющихся у ребенка проблем.

Определить и оценить уровень готовности родителей к сотрудничеству можно по таким параметрам:

— адекватность оценки родителями и другими взрослыми членами семьи (что не менее важно) состояния речи ребенка в данный период его развития;

— степень инициативы родителей в плане сотрудничества;

— признание ведущей роли специалистов и продуктивное использование как психолого-педагогических, так и медицинских рекомендаций.

Кроме собраний важным видом взаимосвязи в работе логопеда и родителей являются консультации.

Они бывают групповые и индивидуальные.

Групповые консультации - это своеобразный логопедический всеобуч родителей. Приведем здесь примерный перечень тематических консультаций:

  • готовность детей к звуковому анализу;
  • постановка и автоматизация отдельных групп звуков;
  • обучение детей с ОНР рассказыванию;
  • обучение грамоте детей с ОНР.

Индивидуальные консультации проводятся по приглашению логопеда или по просьбе родителей в определенный день. На этих консультациях логопед демонстрирует успехи ребенка в преодолении дефекта, объясняет, какая помощь необходима со стороны родителей на данном этапе обучения.

Иногда групповые и индивидуальные консультации сопровождаются показом открытых занятий. Родители имеют право посещать занятия логопеда в течение всего периода обучения и могут слышать, оценивать и сравнивать речь собственного ребенка.

Принцип открытости обучения всегда увеличивает, усиливает эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка.

Родители получают также информацию о необходимости дозирования нагрузки детей, выполнения санитарно-гигиенических требований по оборудованию места для занятий ребенка дома

Большим удобством в работе является возможность использовать карточки с заданиями, материал для которых собран в результате многолетней работы. Карточки помогают родителям активнее участвовать в процессе обучения, более грамотно включаться в коррекционную программу воздействия на речевой дефект. Родители в них находят домашнее задание, с их помощью выбирают наглядный материал для закрепления лексики и грамматики.

В работе с родителями широко используем вспомогательные средства:

— специальные “логопедические уголки”;

— информационные стенды;

— тематические выставки книг.

В холле размещаем полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой.

В качестве справочного материала вывешиваем статьи специалистов из разных журналов, книг и газет, конкретные советы и рекомендации по развитию речи, которые заменяются каждые две недели.

В том же холле оформляем стенд “Артикуляционная гимнастика” с рекомендациями по развитию артикуляционной моторики, рисунками и описаниями упражнений для языка, материалом о том, как познакомить ребенка с органами артикуляции и т.д. Также важна информация о том, как, а главное, зачем нужно этим заниматься. Ведь, по мнению родителей, гимнастика для рук и ног — дело привычное и знакомое, а вот зачем язык тренировать, если он и так “без костей” — неясно. Поэтому логопед объясняет, что язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима, ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения), именуемые звукопроизношением. Чтобы избежать его недостатков (либо смягчить их и облегчить формирование правильного произношения) стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть движения языка. У взрослых артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у взрослых, необходимо повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: “Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем”. С ребенком нужно заниматься ежедневно по б—10 мин. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки. Рекомендации о том, как правильно заниматься с детьми (во время занятий нужно стараться быть терпеливыми, ласковыми и спокойными, обязательно хвалить ребенка, стимулировать мотивацию к занятиям и т.д.) также можно поместить на стенд “Несколько советов родителям”. Взрослые приглашаются на индивидуальные занятия с ребенком, чтобы увидеть, как он занимается, что ему необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.

Тяжесть речевого дефекта детей предполагает довольно длительный срок обучения, в течение которого у них должно постоянно происходить пополнение, уточнение и активизация словаря, идти формирование звукопроизношения, развитие связной речи и умения грамматически правильно и точно выражать свои мысли.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с логопедом, смогут закрепить в процессе повседневной жизни, используя для этого прогулки, экскурсии, посещение театра, уход за растениями и животными, помощь взрослым дома и на даче.

Такая организация логопедической работы позволяет не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речи детей, но и обеспечивает успешное овладение ими учебной деятельностью.

Список литературы.

  1. Гриншпун Б.М. Дислалия: Логопедия./ Б.М. Гриншпун. – М., 1989.
  2. Егоров Т.Г.Психология овладения навыком письма у детей./ Т.Г.Егоров. – М.,1953.
  3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей./А.Н.Корнев. – СПб.,1997.
  4. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников./Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. Ростов – на – Дону, СПб., 2004.
  5. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей./ Р.Е.Левина. – М., 1958.
  6. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. / Р.Е.Левина. – М., 1968.
  7. Поваляева М.А. Педагогические основы логопедической помощи./ М.А. Поваляева. – Ростов – на – Дону, 1996.
  8. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников./ И.Н. Садовникова. – М., 1995.
  9. Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи./ Ф.А. Сохин. – М., 1979.
  10. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник./ под ред. Л.С. Волковой. – М., 1995.