Тема урока "XVII век – "Бунташный век"

Разделы: История и обществознание


Тип урока: урок изучения нового материала с элементами работы в группах.

Цели урока:

  1. Раскрыть основные причины и сущности народных выступлений 17 века.
  2. Выявить экономические, социальные и политические последствия.
  3. Развивать навыки самостоятельной работы с документами, навыки работы в группах, умение анализировать факты, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Основные понятия: “крестьянская война”, “восстание”, “соляной бунт”, “медный бунт”.

Основные даты: 1648 г. – Соляной бунт, 1662 г. – Медный бунт, 1667-1671 гг. – Крестьянская война С. Разина.

Оборудование урока: учебник “История России с древнейших времен до конца XVII в.”, мультимедиапроектор, компьютерная презентация (слайды), карта “Народные восстания в России в 40–70-х гг. XVII в.”, таблички с обозначением групп, раздаточный материал (план работы в группах).

Ход урока

I. Организационный момент.

Учащиеся рассаживаются за отдельные парты по группам.

II. Изучение нового материала.

План изучения нового материала

  1. Причины народных выступлений.
  2. Соляной бунт.
  3. Медный бунт.
  4. Восстание под предводительством С. Разина.
  5. Старообрядчество.

1. Урок начинается со вступительного слова учителя. Учитель называет тему и цели урока. В царствование Алексея Михайловича произошло ряд народных выступлений. Это медный (1648 г.) и соляной (1662 г.) бунты, серия городских восстаний 1650–1652 гг. и самое крупное восстание под руководством Степана Разина (1667–1671 гг.).

Современники называли XVII в. “бунташным”. Главными причинами народных выступлений были:

– закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей;

– усиление налогового гнета, ведение непрерывных войн (военные расходы во второй половине XVII в. достигали 67% бюджета (казны) государства);

– усиление приказной волокиты и бюрократизма;

– ограничение казачьей вольности;

– церковный раскол и жестокое подавление инакомыслия.

Все это объясняло участие в выступлениях против власти представителей не только крестьянства, но и казачества, городских низов, стрельцов, низших слоев духовенства.

Учитель готовит учащихся к самостоятельной работе: ведется работа с основными понятиями “крестьянская война”, “восстание”; ставится проблемное задание (текст на слайде): Почему народные восстания XVII века были обречены на поражение?

2. Работа в группах.

На выполнение задания отводится примерно 10 мин. Определяются 3 группы, каждая из которых самостоятельно изучит разделы:

I группа – “Соляной бунт” (стр. учебника “История России с древнейших времен до конца XVII века”)

II группа – “Медный бунт” (стр. учебника “История России с древнейших времен до конца XVII века”)

III группа – “Восстание под предводительством С. Разина” (стр. учебника “История России с древнейших времен до конца XVII века”).

Каждой группе предлагается план изучения раздела:

  1. Дата восстания.
  2. Причины восстания.
  3. Участники движения.
  4. Ход восстания.
  5. Итоги восстания.

После самостоятельной работы групп, осуществляется проверка выполнения задания с уточнением вопросов, вызвавших затруднение. Учитель задает, например, следующие вопросы: Как вы думаете, почему восстание 1648 г. получило название “соляной бунт”, а восстание 1662 г. – “медный бунт”? Какие крестьянские восстания называются крестьянской войной? Приведите доказательства того, что восстание Степана Разина являлось крестьянской войной. (Разбирая этот вопрос, ученики вспоминают известные им признаки понятия “крестьянская война”).

По ходу проверки самостоятельной работы групп, учитель показывает на карте учащимся места распространения восстаний.

3. Учитель раскрывает последний вопрос плана изучения нового материала – “Старообрядчество”. Выделив общее и различия в восстаниях, необходимо вернуться к проблемной задаче, поставленной в начале урока: “Почему народные восстания XVII века были обречены на поражение?”. Учащимися могут быть названы следующие причины поражения: стихийность, локальный характер, отсутствие зрелой политической и социальной программы и единой организации, “царистский” характер восстания. Выделенные учащимися характерные признаки записываются в тетради.

III. Закрепление изученного материала.

Беседа по следующим вопросам:

  • Как вы думаете, почему современники назвали XVII век “бунташным”?
  • Перечислите народные движения в хронологической последовательности.
  • В чем причины и особенности народных движений в XVII веке?
  • Какие последствия они имели?

В заключении учитель подводит итог урока:

Таким образом, усиление феодального гнета, закрепощение крестьян, попытки ликвидировать остатки казачьего самоуправления, борьба царских и церковных властей с “иноверцами” вели к массовым народным выступлениям, главным результатом которых становились корректировки правительственного курса.

Задание на дом: § 35, ответить устно на вопросы 1–8 с.244, работа с документами с.244–246.

Выставление оценок.

Литература:

  1. В.И. Буганов, Н.П. Зырянов История России конец XVII–XIX в.в. 10 класс. – Москва: Просвещение, 2002 г.
  2. Данилов А.А. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах: учебное пособие. – Москва: Проспект, 2010. – С. 42–45.
  3. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.Н. Сахарова, В.И. Буганова авт.-сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2007. – С.159–161.