Система компьютерного черчения Компас

Разделы: Математика, Информатика


 

Общеобразовательная цель: закрепить навыки создания чертежей во фронтальной плоскости; научиться выполнять геометрические построения, которые рекомендуется проводить в курсе геометрии с помощью циркуля и линейки.

Развивающая цель: развить навыки проективного мышления при оперировании с информационными объектами; уметь выделять в информационных моделях параметры для автоматической обработки на компьютере.

Воспитывающая цель: восприятие компьютера как инструмента обработки информационных объектов.

Ход урока

I. Объявление темы, целей урока.

II. Вводное слово учителя о значении чертежей в практической деятельности человека [1].

В современном производстве чертежу отводят особую роль. Ведь каждый день на наших заводах изготовляют различные станки, самолеты, радиоприемники, бытовые приборы и многое другое. Создать все это нельзя без чертежей. По чертежам изготовляют отдельные детали машин и приборов, собирают из готовых деталей сложные механизмы.

Чертеж – своеобразный графический язык; такой язык интернационален. Он понятен любому технически грамотному человеку независимо от того, на каком языке он говорит. Часто чертеж называют еще графическим средством передачи информации, так как он является очень лаконичным средством выражения технической мысли.

Создание и внедрение новой техники во всех отраслях народного хозяйства, ускорение научно-технического прогресса страны невозможны без знания правил построения и чтения чертежей.

Чертежи пересылают с завода на завод, из страны в страну. Человек любой специальности, если умеет читать чертежи, поймет их, изучит по ним устройство самой сложной машины. Поэтому, чтобы стать технически грамотным человеком, нужно хорошо знать черчение.

Но чертежи нужны не только в технике. Они являются постоянными спутниками многих профессий человека. По чертежам возводят жилые здания, строят плотины, шахты, электростанции, прокладывают железные и шоссейные дороги. По чертежам изготовляют одежду, шьют обувь, делают мебель, озеленяют города и поселки. Чертежи нужны врачу для изучения сложной медицинской техники. Чертежи нужны и в школе при изучении физики, математики, геометрии.

Чтобы овладеть техникой, стать квалифицированным рабочим, сельским механизатором или инженером, надо уметь читать чертежи.

III. Сообщение ученика об истории развития чертежей [1].

Появление чертежей было связано с практической деятельностью человека – строительством укреплений, городских построек и пр. Сначала чертежи выполняли на земле в том месте, где необходимо было вести строительство. Затем их стали выполнять на камне, глиняных плитах и пр.

Слово “чертеж” исконно русское. В значении, близком современному, т. е. как изображение каких-либо предметов на бумаге, план чего-либо, слово “чертеж” употреблялось в русском языке по крайней мере с XVI в.

Первые упоминания о русских чертежах относятся к середине XVI в. Древнейшие дошедшие до нас чертежи датируются XVII в.

Вначале разницы между чертежом и рисунком практически не было. Изображения выполнялись от руки, на глаз. Посмотрите на рисунок 1, где вы видите чертеж мельницы на реке Семь. Такой чертеж не содержал размеров, и судить по нему об изображенных предметах можно лишь приблизительно. Этот чертеж нуждался в словесных пояснениях, поэтому на нем сделаны различные надписи.


Рис. 1
 

Постепенно чертежи становились более совершенными. На рисунке 2 показан чертеж моста (как мы видели бы его сверху) и сторожевой башни (как мы видели бы ее спереди), относящийся к XVII в. Обратите внимание – он более точно передает очертания изображаемых сооружений и выполнен с помощью чертежных инструментов.


рис. 2

Чертежами пользовались многие выдающиеся русские изобретатели и инженеры. В 1586 г. знаменитый пушечный мастер Андрей Чохов отлил колоссальную царь-пушку, а его ученики уже с начала 30-х гг. XVII в. руководствовались чертежами при изготовлении орудий.

Значительного расцвета достигла русская графика во времена Петра I. До нас дошли многие кораблестроительные чертежи того времени, некоторые из них выполнены Петром I.

Известны чертежи первой в мире универсальной паровой машины выдающегося русского изобретателя XVIII в. И. И. Ползунова.

Талантливый русский механик, конструктор и изобретатель XVII в. И. П. Кулибин только для выполнения одного из своих шедевров – часов в форме куриного яйца – изготовил несколько десятков чертежей. Другим примером его деятельности служат чертежи моделей моста через реку Неву.

Интересны чертежи установки для непрерывной перегонки нефти, выполненные в XIX в. гениальным русским ученым Д. И. Менделеевым, чертеж паровоза (рисунок 3) отца и сына Черепановых (XIX в.). Они иллюстрируют не только высокий уровень развития инженерной графики в России того времени, но и не менее высокий уровень технической мысли.

На чертежах XVIII – первой половины XIX в. появляется масштаб. С этого времени и до 30-х гг. XX в. большинство чертежей раскрашивалось. Чертежи стали нести больше информации, но на их выполнение уходило много времени. Поэтому их стали постепенно упрощать, используя различные условности, надписи и др.

Значительного совершенства практика построения чертежей достигла в нашей стране при Советской власти.

Большой вклад в развитие теории графических изображений, создание учебников внесли советские ученые Н. А. Рынин, А. И. Добряков, Д. И. Каргин, Н. Ф. Четверухин, В. О. Гордон и др.


Рис. 3

IV. Фронтальный опрос:

Назовите виды графических изображений, представленных на экране на рисунках 4–8. (Правильные ответы: <рисунок 4> – чертеж детали; <рисунок 5> – сборочный чертеж; <рисунок 6> – эскиз детали; <рисунок 7> – наглядное изображение детали; <рисунок 8> – технический рисунок детали).

V. Беседа по чертежу (Приложение 1), который необходимо будет выполнить в системе компьютерного черчения Компас [4], [5]:

  1. Назовите название детали;
  2. В каком масштабе выполнен чертеж.
  3. Назовите радиус скругления.
  4. Назовите радиус окружности.

VI. Практическая работа № 1 “Построение чертежа подвески в системе компьютерного черчения Компас”. (Приложение 1.)

VII. Решение в тетрадях геометрических задач на построение [2] с помощью циркуля и линейки:

  1. Дан острый угол А и отрезок ОМ. Отложить от отрезка ОМ угол, равный углу А.
  2. Даны два отрезка и острый угол. Задание: построить треугольник по двум сторонам и углу между ними.
  3. Даны три отрезка. Построить треугольник по трем сторонам.
  4. Даны прямая а и точка МÎ а. Построить прямую, проходящую через данную точку М и перпендикулярную к прямой а.
  5. Дан неразвернутый угол А. Построить его биссектрису.
  6. Построить треугольник по стороне и двум прилежащим к ней углам.
  7. Построить прямоугольный треугольник по двум катетам.

VIII. Практическая работа №2 “Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения Компас”. (Приложение 2.) [3].

IX. Беседа о профессиях, связанных с чертежами.

X. Подведение итогов. Объявление оценок.

Литература:

  1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение 8–9 классы: Учебник для общеобразовательных учебных учреждений. М.: Просвещение, 2007.
  2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 7–9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2008.
  3. Угринович Н.Д. Информатика 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Бином, 2008.
  4. http://www.ascon.ru – сайт фирмы Аскон.
  5. http://www.kompas-edu.ru – Компас в образовании.