Знакомство детй с названиями частей артикуляционного аппарата. Подготовительные упражнения к постановке звуков [к] и [г]

Разделы: Логопедия


Цели.

  • Ознакомить детей с названиями частей артикуляционного аппарата.
  • Учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [к].
  • Развивать слуховое внимание на неречевых звуках.
  • Учить определять наличие звука [к] в ряду звуков и в словах.

Оборудование: муляжи, профили артикуляции, зеркало, спирт, вата, набор разнозвучащих игрушек.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационный момент

– Сегодня мы будем слушать, и узнавать звуки предметов, а именно игрушек (У логопеда на столе лежат игрушки). Все эти игрушки звучат по-разному. Послушайте (Детям показывают игрушки и как они звучат).
– Сейчас мы с вами поиграем в игру. (Проводится игра «Угадай на слух»). Игра с разнозвучащими игрушками.
– А теперь закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки. (Логопед воспроизводит звук одной из игрушек)
– Что вы услышали? Звук, какой игрушки прозвучал?

2. Вступительная беседа о способе и месте образования звуков.

Дети рассматривают в зеркале органы речи: губы, зубы, язык, нёбо. Логопед объясняет детям, что при произношении звука язык, губы, зубы принимают разное положение. Например, при произнесении звука А широко открыт рот, язык лежит свободно, при произнесении звука Р – язык дрожит, а при произнесении звука С – зубы прикрыты, губы улыбаются. (Все показы организуются перед зеркалом).
И обратить особое внимание детей (к изучаемому звуку), что при произнесении звука К – губы раскрыты, занимают нейтральное положение, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у нижних зубов и касается их, передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть спинки языка поднята и упирается в мягкое нёбо, боковые края языка слегка касаются задней части твёрдого нёба.
Делается вывод, что при произношении каждого звука язык, губы, зубы принимают только одно определенное положение. Если язык, губы или зубы примут другое положение, звук искажается.

3. Знакомство детей с частями артикуляционного аппарата, артикуляционная гимнастика (на муляже или профиле артикуляции).

Логопед показывает язык (кончик, спинку, корень), губы (верхние и нижние), зубы, небо (твердое и мягкое), голосовые связки.

4. Подготовительные артикуляционные упражнения к постановке звуков [к] и [г]

1) Артикуляционная гимнастика

В игровой форме логопед показывает различные артикуляционные положения языка, а дети повторяют. (Например, наш весёлый язычок умеет «скакать на лошадке» и т.д.)

2) Упражнения для языка: «заборчик», «улыбочка» – «трубочка», «Маляр». «Грибок», «Кто сильнее?» – у ребенка губы в улыбке, рот открыт. Вос­питатель кладет чисто вымытый и обернутый марлей палец на кончик языка, находящийся за нижними резцами, и отодвигает весь язык назад. Ребенок старается языком вытолкнуть палец воспитателя, при этом у него высоко поднимается задняя часть языка. Повторяя упражнение, воспитатель кладет палец на переднюю, часть спинки языка и постепенно все дальше ото­двигает по дну рта язык назад. (При этом надо стараться не доставлять ребенку неприятных ощущений). Когда ребенок при­выкнет к новому ощущению подъема задней части спинки языка, он сможет сам чистым указательным пальцем нажимать на язык и отодвигать его назад, тем самым поднимая заднюю часть спинки языка.

3) Упражнения для выработки воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?»

5. Развитие фонематического восприятия (детям раздают флажки)

1) Определить наличие звука [к] среди ряда звуков: т, г, в, м, х, к, с, з, б, к, в, р, д, к. Логопед медленно и четко произносит звуки, а дети, услышав звук, поднимают руку или флажок.

2) Определить наличие звука в словах. Логопед произносит слова, дети поднимают флажок, услышав слова со звуком [к].
Слова: стул, рак, мак, сода, сумка, сом, будка, соль, сок, рот, судак, дом, стол, мама, сын, сыр, бок.

6. Домашнее задание

Повторить артикуляционные упражнения.

7. Итог занятия

Дети вспоминают, что они сегодня узнали нового на занятии и с чем познакомились. Называют части артикуляционного аппарата, способ и место образования звука [к].