Планеты эмоций

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • познакомить детей с пиктограммами;
  • учить соотносить эмоции  с цветом и музыкальными произведениями;
  • упражнять в  передаче эмоциональных состояний через выразительные средства;
  • развивать воображение, групповую сплоченность;
  • воспитывать сострадание и желание помочь героям занятия.

Оборудование: три замка из бумаги, пиктограммы эмоций: грусти, злости, радости; три набора разноцветных кругов (палитры); туннель из арки для подлезания, цветные карандаши, листы бумаги с изображением дерева (не раскрашенное) на каждого ребенка; муз. произведения («Sun Town» Vladimir Vet;, «Болезнь куклы», «Полька», «Камаринская», «Баба Яга» Чайковский).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал (стоят полукругом).

– Ребята, вы любите путешествовать?
– Я вам сегодня, предлагаю отправиться в космическое путешествие на планеты разных настроений, эмоций, и познакомится с их жителями.
– А на чем летают в космос? (Ракета, космический корабль) Правильно, и космонавты надевают специальные костюмы – скафандры. Давайте и мы наденем (имитируют соответствующие движения). Вот мы и готовы осталось только завести мотор у наших ракет.

Игра «передай искорку»

– Давайте встанем в кружок, возьмемся за руки. У меня есть искорка, которая поможет завести и ваши моторы, но ее надо передавать небольшим сжатием ладошки друг друга. Я первая передам сигнал … (Маше) и он побежит по кругу и снова должен вернуться ко мне.
Искорка дошла до меня, моторы у всех заведены, тогда начинаем обратный отчет для старта: 9 8 7 6 5 4 3 2 1 пуск.

Звучит музыка («Sun Town», Vladimir Vet), дети двигаются по залу.

– А вот мы прилетели к первой планете, приземляемся.

(Дети садятся на коврики перед замком)

– Ребята, мы приземлились на планету, на которой живут человечки вот с таким настроением (показ пиктограммы). Как вы думаете, какое настроение у жителей этой планеты? Правильно грустное. Как вы догадались?
Уголки рта опущены вниз, брови похожи на крышу дома.
Как бы вы назвали планету, на которой живут только одни грустные человечки? (Планета «Горести», «Печали»)
– Ребята, каждая эмоция имеет свой цвет, посмотрите планета «Горести» не раскрашена, их замок бесцветный, давайте подумаем, каким бы вы цветом раскрасили эту планету. Но вы не торопитесь, чтоб нам не ошибиться, мы должны стать человечками этой планеты. Закройте глазки и представьте, что  потеряли свою любимую игрушку, вы ее ищете и не можете не где найти, вы расстроены, вам грустно. (Играет музыка «Болезнь куклы», Чайковский.).
– А теперь откройте глазки и скажите, каким цветом хочется раскрасить это настроение. У каждого это может быть свой цвет. (Дети называют цвет планеты, а воспитатель из палитры прикрепляет соответствующие цвета кружочков к замку).
– Что-то все ребята загрустили на этой планете «Горести» стали печальными, давайте скорее, улетим с этой планеты.

Играет музыка («Sun Town», Vladimir Vet), дети двигаются по залу. Осторожно ребята, мы попали в зону космического камнепада, держитесь рядом друг с другом и облетайте камни. Я вижу планету впереди, давайте подлетим к ней поближе, приземляемся. Дети садятся на стульчики вокруг второго замка.

– Интересно, как называется эта планета, и кто на ней живет. Давайте постучимся в замок. (Изображают соответствующие движения).
– Не открывают. Посмотрите на дверях что-то написано: «Человечки покажутся из замка, если вы отгадаете какое настроение у этих жителей планеты, а поможет вам музыка».

Играет музыка («Баба Яга», Чайковский)

– Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
– Какое настроение она передает?
– Эта планета вечной злости, и здесь живут злые человечки. У них вот такое выражение лица (показ пиктограммы)  нахмурены брови, рот открыт так, что видно два ряда зубов.
– Ребята, а когда у вас злое настроение, что вам хочется делать? (Ругаться, кого-нибудь ударить, драться и др.)
– А нравится ли вам видеть такое настроение? Почему?
– Да, жители этой планеты все перессорились, у них всегда злое настроение, они дерутся и ругаются. Даже звери этой планеты стали злыми.

Игра «злые и добрые котята»

– Давайте зайдем в замок под видом котят и посмотрим, что там творится. Ох, мы зашли в замок злости и котята вдруг стали шипеть друг на друга, выпускать свои острые коготки – стали злыми. Надо скорее выходить из него пока котята все не перессорились. Котята вышли из замка и снова превратились в добрых, ласковых котят.
– Посмотрите, эта планета тоже не раскрашена. Давайте подберем краску для этой планеты, чтоб нам знать, что это планета «Вечной злости» и не попадать больше на нее. Не забывайте, что у каждого может быть свой цвет. Вспомните, что вы чувствовали, когда были злыми котятами, каким цветом вы представляете это настроение, это состояние и подберите цвет этой планете.
– Что-то мы задержались здесь, скорее летим дальше.

Играет музыка, дети двигаются по залу. Ой, ребята нас затягивает черная дыра (дети проходят через туннель, сделанный из арки для подлезания), впереди виден свет и какая-то планета. Дети останавливаются около третьего замка.

– О, слышите (шепотом), на планете играет музыка. Прислушайтесь (играет музыка Чайковского «Полька», сначала тихо потом все громче). Ребята, вы, наверное, уже догадались, какие человечки живут на этой планете. Какая по характеру играла музыка? Что вам хотелось делать, когда она звучала?
Здесь живут человечки вот с таким настроением (показ пиктограммы): уголки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.
Как вы думаете, какое название можно дать этой планете? («Веселья», «Улыбки») На этой планете так хорошо весело, человечки никогда не сорятся, живут дружно, мне хочется ее назвать планета «Дружба».
– Ребята, жители планеты  приглашают пофантазировать вместе с ними.

Этюд «золотые капельки»

– Представьте, что светит солнышко, на улице тепло хорошо. Вы подставляете солнечным лучикам свое лицо, руки. И вдруг, пошел теплый дождик, на небе появилась разноцветная радуга. Вы бросились бегать по зеленой лужайке, по лужам на асфальте. Как приятен теплый  летний дождь (играет музыка Чайковского «Камаринская»).  Вот как мы здорово повеселились.

– Давайте посмотрим на планету и подберем и для нее краски. Каким цветом вам хочется ее раскрасить?  
– На этой планете так хорошо, весело даже не хочется отсюда улетать. Но я вдруг вспомнила о жителях планет «Горести» и «Вечной злости», мне так хочется им помочь, чтоб они тоже смеялись, веселились и не ссорились.
– Дети, давайте, поможем им развеселится, стать добрее. Вы согласны мне помочь. Надо на их планете посадить деревья, но необычные, а деревья счастья и веселья. Для этого я вам предлагаю раскрасить дерево, которое смогло бы рассмешить грустных и злых человечков. Подумайте, каким цветом можно раскрасить его, может быть что-нибудь нарисовать на нем, чтоб оно по-настоящему стало волшебным необычным радостным.

Дети садятся за столы и рисуют (на столах приготовлены листы с изображенным деревом и цветные карандаши). Готовые рисунки «передаются» жителям планет «горести» и «злости» (рисунки развешиваются на замках).

– Я надеюсь, что теперь жители этих планет перестанут грустить и злится, станут добрее.
– А нам пора возвращаться в детский сад. Летим?

Дети под музыку свободно двигаются по залу.

– Вот мы с вами  снова в детском саду. (Дети становятся в круг).
– Сегодня мы побывали в космическом путешествии на трех планетах: «Горести», «Вечной Злости» и «Веселья», познакомились  с их жителями, помогли грустным и злым человечкам стать добрее и веселее, посадив на их планетах волшебные деревья.
– Ребята, поделитесь своими впечатлениями, расскажите, что вам понравилось или не понравилось в этом путешествии. (Дети говорят по очереди, передавая друг другу мяч).
– Спасибо ребята. Мне с вами сегодня очень понравилось заниматься, вместе с вами путешествовать, а главное помогать человечкам планет «Горести» и «Злости». Я желаю вам оставаться добрыми, чуткими, отзывчивыми ребятами – всегда помогать друг другу и не ссорится.