Великая Отечественная война – подвиг нашего народа

Разделы: История и обществознание


«Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма».

Н.Г.Чернышевский

В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422 утверждена ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2006-2010 ГОДЫ", которая определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Белгородская земля, богатая своими воинскими традициями, даёт огромнейший краеведческий материал для успешной реализации данной программы в системе начального профессионального образования.

Цели и задачи:

  • На основе новейших научных представлений выявить основные этапы Великой Отечественной войны; сущность каждого из них; показать решающий вклад СССР в победу во второй мировой войне.
  • Показать отечественный характер войны, стойкость и мужество советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками, интернациональный характер Великой Победы.
  • Раскрыть роль личности в истории на примере полководцев и героев Великой Отечественной войны.
  • На основе изучаемого материала способствовать воспитанию у обучающихся чувства любви к Родине, патриотизма и гражданского долга.
  • Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков, обучающихся в различных видах учебной деятельности, гражданской и личной позиции в понимании исторического значения Великой Отечественной войны.

Основные понятия и положения: Отечественная война, вероломное нападение; стратегическая инициатива, коренной перелом, Великая Победа.

Тип учебного занятия:учебное занятие по закреплению и обобщению знаний и умений и навыков, обучающихся в различных видах учебной деятельности.

Формы проведения учебного занятия: учебное занятие-конференция.

Материальное обеспечение учебного занятия:

  • ПК,
  • презентация (Приложение 1),
  • видеоролик «От Москвы до Рейхстага» (Приложение 2),
  • карта «Вторая мировая и Великая Отечественная война»,
  • таблица «Периодизация Великой Отечественной войны»,
  • таблица-памятка «30 знаменательных дат»,
  • документы Великой Отечественной войны,
  • доклады и сообщения обучающихся,
  • воспоминания ветерана Великой Отечественной войны Давыдкина Г.А.,
  • звукозаписи песен времён Великой Отечественной войны,
  • дидактический материал.

Внутрипредметные и межпредметные связи:

1. История – «Отечественная война 1812г.».
2. Краеведение – «Третье поле русской боевой славы»,
3. Право – «Священный долг гражданина Российской Федерации».
4. Литература – М.Ю. Лермонтов «Бородино».

Литература:

1. Загладин Н.В.,Симония Н.А. История России и мира в XX – начале XXI века, – Москва, 2008.
2. Данилов А.А.,Косулина Л.Г. История России. XX век, – Москва, 2002.
3. Великая Отечественная война 1941-1945гг., Книга 1 и Том 1-2, – М., 2005.
4. Мировые войны XX века, кн. 3-4, – М., 2002.
5.Жуков Г.К. Воспоминания и размышления.– М., 1990.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Этап организации занятия

  • Проверка списочного состава.

  • Проверка у обучающихся наличия рабочих тетрадей, учебников, письменных принадлежностей и других средств обучения.

II. Этап актуализации

(Приложение 1, слайд 1)

  • Тема учебного занятия: «Великая Отечественная война – подвиг нашего народа.

  • Эпиграф урока:

«На том стоит святая Русь,
Что в трудный час и лихолетье
Её сыны идут на смерть,
Чтоб обрести навек бессмертье».

  • Обучающийся зачитывает выдержку из Конституции Российской Федерации: Статья 59.

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с федеральным законом.

  • План закрепления и обобщения знаний, умений и навыков, обучающихся в различных видах учебной деятельности при изучении заданной темы (Таблица «Периодизация Великой Отечественной войны»):
Период

Хронологические рамки

Основное содержание

1

22.06 – декабрь 1941 г.

Период отступления и эвакуации. Развёртывание партизанской войны.

2

декабрь 1941г. – ноябрь 1942 г.

Период неустойчивого равновесия. Поражение противника под Москвой. Оборона Сталинграда.

3

19.11.1942 г.– конец 1943 г.

Период коренного перелома. Разгром немецкой армии под Сталинградом. Курская битва. Битва за Днепр.

4

1944 г.– 09.05.1945 г.

Завершающий этап Великой Отечественной войны. Освобождение Европы. Разгром и капитуляция Германии.

5

09.08.– 02.09.1945 г.

Завершающий этап второй мировой войны. Разгром и капитуляция Японии.
  • Задача занятия:

– На основе новейших научных представлений выявить основные этапы Великой Отечественной войны; сущность каждого из них; показать решающий вклад СССР в победу во второй мировой войне.
– Показать отечественный характер войны, стойкость и мужество народа в борьбе с фашистскими захватчиками.
– Раскрыть роль личности в истории на примере полководцев и героев Великой Отечественной войны.
– На основе изучаемого материала придти к пониманию понятий: чувство любви к Родине; патриотизм и гражданский долг; гражданская и личная позиция понимания исторического значения Великой Отечественной войны.

  • Актуальность изучаемой темы в современной действительности:

– Какую знаменательную дату мы будем отмечать в 2010 году?
– Почему эта война называется Великой Отечественной?
– Сколько Отечественных войн было в истории России?

(Приложение 1, слайд 2)

  • Обучающийся читает отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» (Приложение 3).

III. Этап закрепления и обобщения знаний и способов деятельности

Звучит мелодия «Священная война», на экране плакат «Родина-мать зовёт!», на её фоне вступительное слово учителя:

– Вчисле первых стоит вопрос о предпосылках и виновниках развязывания войны. С учетом новейших достижений отечественной и зарубежной историографии следует показать, что виновником развязывания войны стала Германия вместе с союзными ей странами. Ввопросе о характере войны также ничего не изменилось и не может измениться. Это была Великая Отечественная война советского народа за свободу и независимость своей страны, одна из самых героических страниц отечественной истории.
– Предмет особого внимания— причины временных неудач Красной Армии в годы войны. Однако с причинами субъективного толка следует, на мой взгляд, разобраться в мотивах действий политического и военного руководства страны.
Сучетом фальсификаций последних лет следует отметить решающую роль Советского Союза в разгроме фашизма и его союзников и завершении второй мировой войны.
– Итак повернём колесо истории вспять и попытаемся дать свою оценку событиям минувшей войны.

А) Битва за Москву(Приложение 1, слайд 3)

  • Карта «Вторая мировая и Великая Отечественная война».

  • Видеоролик «От Москвы до Рейхстага» (Приложение 2, первый эпизод).

  • Документ «ИЗ ДНЕВНИКА КОМАНДУЮЩЕГО ГРУППОЙ АРМИЙ «ЦЕНТР» ГЕНЕРАЛ-ФЕЛЬДМАРШАЛА Ф. ФОН БОКА. 7.12.1941г.».

Ужасный день. Правое крыло 3-й танковой группы начало ночь отступать. Вклинения противника на севере этой танковой группы неприятны. На правом фланге 9-й армии противник тоже значительно расширил свой прорыв...
Вполосе 4-й армии противник тоже стал вести себя беспокойнее, а именно против 4-й танковой группы...
Танковая армия терпит неудачу у Михайлова, который, неся немалые потери в технике, приходится сдать. В остальном же отход танковой армии происходит планомерно.
2-я армия, несмотря на все предостережения, пробивается дальше на восток, ввязывается в кровопролитные бои с сильным врагом. Начинаются потери от мороза.
Вошеломляюще короткий срок русский снова поставил на ноги разгромленные дивизии, бросил на угрожаемые участки фронта новые— из Сибири, Ирана и с Кавказа и стремится заменить свою потерянную артиллерию множеством ракетных орудий. Сегодня перед фронтом группы армий стоят на 24 (в основном доукомплектованных) больше дивизий, чем 15 ноября.В противоположность этому сила немецких дивизий в результате непрерывных боев и наступившей суровой зимы уменьшилась более чем наполовину; боеспособность танковых войск стала и того меньше. Потери офицерского и унтер-офицерского состава пугающе велики и в настоящее время могут быть пополнены меньше, чем потери в рядовых.

Вопрос: Какие фрагменты в документе показывают истинные причины поражения немецких армий под Москвой?

Вывод: Сообщение обучающегося «28 героев-панфиловцев».

Б) «Волжская твердыня» (Приложение 1, слайд 4)

  • Видеоролик «От Москвы до Рейхстага» (Приложение 2, второй эпизод).

  • Воспитательный блок «Дом Павлова – памятник интернационального боевого братства» – нас разделила политика, но не память.

В) «Огненная Дуга» (Приложение 1, слайд 5)

  • Работа с датами и понятиями – «1943год» – «Цитадель»; «Концерт»; 5 июля; 12 июля; 23 июля; 5 августа; Коренной перелом.

  • Историческая справка «Экипаж машины боевой»:

Лучшей боевой машиной времён Великой Отечественной войны стал средний советский танк Т-34. Эта уникальная машина была создана на Харьковском паровозостроительном заводе группой конструкторов под руководством М.И. Кошкина и принята на вооружение в начале 1939г. Т-34 имел следующие характеристики:
Боевая масса – 26 тонн.
Экипаж – 4 человека.
Вооружение – пушка 76,2 мм; два пулемёта 7,62 мм.
Лобовая броня – 45мм.
Максимальная скорость – 55 км/ч.
Броня танка изготовлялась из катаных броневых листов, а её высокая надёжность достигалась за счёт их рационального наклона. Высокие ходовые качества машины определялись применением мощного дизельного двигателя и широкого гусеничного полотна. Бронебойный снаряд, выпущенный из пушки, установленной на танке, был способен на расстоянии в 500м пробить броню до 70мм. Технологичность конструкции Т-34 позволила в короткие сроки наладить его производство на семи различных машиностроительных заводах. До появления в 1943г. танков «Тигр» и «Пантера» немцы не имели аналогов такой бронетехники. Танк Т-34 стал легендарным символом Великой Отечественной войны.

  • Сообщение обучающегося «Памятники Курской битвы на Белгородской земле

Г) Великая Победа (Приложение 1, слайд 6)

Звучит мелодия «День Победы» (Целесообразно предложить обущающимся спеть эту песню).

  • Исторический портрет «Маршал Победы Г.К. Жуков».

  • Воспитательный блок: Выдержки из эссе учащихся «Мы этой памяти верны».

Кузьменко Денис: группа №12, курс №1

Прошло 65 лет после того, как закончилась война.
Сейчас многое в нашей жизни изменилось, Россия стала сильной и процветающей страной. И очень хорошо, что сейчас нет войны.
Но вот когда приходит праздник 9 мая, то война как бы вновь возвращается к нам, и потому хочется вспомнить о тех, кто отдал жизнь за нашу Родину.
Они мужественно сражались с врагом, и потому мы победили.
Когда я вижу ветерана с орденами и медалями на груди, и он рассказывает нам о войне, не скрывая своих слёз, я думаю – какое это было суровое и тяжёлое время. И мы, молодые, всегда должны помнить это героическое время и знать, какой ценой досталась нам наша мирная жизнь.
И ещё я думаю, смог бы я также мужественно защищать Родину, как наши ветераны?
Думаю, что смог бы, потому что долг каждого мужчины, защищать свой дом и свою землю.

Глухов Юрий: группа №24, курс №2

Я считаю, что наши ветераны – это живая история Великой Отечественной войны. Именно они защитили нашу Родину от разорения. Когда я слышу от молодых людей, какие-то пренебрежительные слова по отношению к ветеранам, мне становится стыдно. Ведь пройдёт немного времени и не кому будет рассказать нам о той страшной войне. Поэтому мы должны беречь ветеранов и помогать им во всём.
22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу страну. На борьбу с врагом поднялись все советские люди, поэтому эту войну называют Великой Отечественной.
Советские люди проявили массовый героизм и не только на фронте, но и в тылу. Там остались подростки, старики и женщины, но они не жалели сил, чтобы снабжать фронт всем необходимым. Наравне с взрослыми с врагом сражались и дети, наши сверстники, многие из которых стали героями.
Россия не забывает своих героев, создаются музеи, мемориальные памятники, которые ведут летопись войны. Такой музей есть и у нас, в
училище, и мне очень нравится, когда там проходят уроки, встречи с ветеранами войны. Потому что, нельзя забывать то, что связано с Великой Отечественной войной.

Швецгебель Сергей: группа №11, курс №1

Мне трудно судить о том, что такое война. Сейчас о войне мы узнаём только от ветеранов. Именно они пережили все её ужасы – боль, разочарования, смерть.
Кто был виноват в том, что началась война? Конечно фашисты, именно они напали на нашу землю, хотели превратить русских людей в рабов. В начале войны мы терпели поражения и вынуждены были отступать. Но русский народ держался достойно и сражался с врагом, не жалея себя.
И мы победили, дошли до самого логова врага и разгромили его.
Прошло 65 лет, и люди не только с ужасом, но и с гордостью в сердце вспоминают ту войну. Ветераны рассказывают нам о войне, а мы восторгаемся – какое у русского человека большое сердце, и как оно заполнено любовью к Родине.
Люби свою Родину и знай, ты должен стать её надеждой и опорой.

  • Выступление ветерана Великой Отечественной войны, председателя Совета ветеранов Яковлевского района Белгородской области Давыдкина Г.А.

  • Обучающийся читает стихотворение «Вахта памяти» (Приложение 3)

IV. Этап контроля и самоконтроля:

  • Итоги и выводы по ходу занятия.

  • Оценивание работы учащихся на занятии.

V. Этап информации о домашнем задании(Приложение 1, слайд 7)

Таблица-памятка «30 знаменательных дат»

1

01.09.1939-02.09.1945 гг. Вторая мировая война

2

22.06.1941-09.05.1945 гг. Великая Отечественная война

3

01 сентября 1939г. Нападение фашистской Германии на Польшу. Начало второй мировой войны.

4

22 июня 1941 г. Нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны (план «Барбаросса»)

5

08.09.1941-27.01.1944 гг. 900 дней блокады Ленинграда

6

30.09.1941-02.01.1942 гг. Битва за Москву (Немецкая операция «Тайфун»)

7

07 ноября 1941 г. Парад защитников Москвы на Красной площади.

8

05 декабря 1941 г. Контрнаступление советских войск под Москвой. Провал немецкого плана «Барбаросса» и операции «Тайфун».

9

17.07.1942-02.03.1943 гг. Сталинградская битва.

10

02 февраля 1943 г. Завершение операции «Уран» по окружению немецких войск под Сталинградом.

11

05.07.-23.08.1943 г. Битва на Курской дуге. Немецкая операция «Цитадель»

12

12 июля 1943 г. Танковое сражение под Прохоровкой.

13

05 августа 1943 г. Освобождение Орла и Белгорода. Первый победный салют.

14

23 августа 1943 г. Освобождение Харькова (операция «Полководец Румянцев»). Завершение Курской битвы.

15

06 ноября 1943 г. Форсирование Днепра и освобождение Киева.

16

Ноябрь-декабрь 1943 г. Тегеранская конференция. Создание антигитлеровской коалиции.

17

06 июня 1944 г. Союзники открыли второй фронт.
18 23.06.-10.10.1944 Операция «Багратион». Восстановление границ СССР.
19 август 1944 – апрель 1945 Освобождение Восточной Европы.
20 29 января 1945 г. Советские войска вступили на территорию Германии.
21 04-11 февраля 1945 г. Крымская конференция в Ялте.
22 16.04-02.05 1945 г. Битва за Берлин. Знамя Победы над рейхстагом.
23 25 апреля 1945 г. Встреча с союзниками на реке Эльбе.
24 08 мая 1945 г. Капитуляция Германии.
25 09 мая 1945 г. Освобождение Праги. Великая Победа.
26 24 июня 1945 г. Парад Победы в Москве, на Красной площади.
27 17.07-02.08.1945 г. Потсдамская конференция стран-победительниц.
28 08.08-24.08.1945 г. Разгром японских войск в Маньчжурии.
29 06 и 09.08.1945 г. Американцы сбросили атомную бомбу на японские города Хиросима и Нагасаки.
30 02. сентября 1945г. Капитуляция Японии. Окончание второй мировой войны.

VI. Этап рефлексии

(Приложение 1, слайд 8)

«Я приду на следующее занятие, потому что…»