Психолого-педагогическая программа "Как здорово быть здоровым!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность программы

Наркотическая ситуация в России динамично усугубляется. Идёт процесс «омоложения» потребителей. Сейчас наркозависимость регистрируется даже у 4-6-летних. Сегодня в большинстве зарубежных стран антинаркогенное обучение начинается уже в дошкольном возрасте.
На данный момент доказано, что наиболее эффективной в этом плане является первичная личностно-ориентированная профилактика наркотизации детей и подростков. Поколение молодых людей, которому сейчас до 20 лет, оказывается повально вовлеченным в употребление наркотиков. “Благополучный район”, “престижное учебное заведение”, наличие железных дверей не являются больше преградой, запрет и запугивание не работают. Идет “охота” на детей из благополучных семей.
При проведении этой работы следует учитывать, что приобщению дошкольников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ способствуют специфические психологические факторы. Это восприимчивость, внушаемость, которые, в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых, могут в неблагоприятных условиях составить основу установки на употребление ПАВ.
С другой стороны, существует ряд причин, которые могут сделать антинаркогенное обучение эффективным уже в дошкольном возрасте:
– усвоенные в период детства ценности, установки, модели поведения во многом определяют поступки взрослого человека,
– именно в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок может успешно овладеть средствами и способами анализа своего состояния и поведения, а также состояния и поведения других людей. Ребенок впервые становится способен к поведению, подчиненному определенным, однозначным правилам и нормам. А, значит, проведение профилактики злоупотребления ПАВ среди дошкольников с опорой на их возрастные особенности будет достаточно эффективным.
Психолого-педагогическая программа «Как здорово быть здоровым!» предусматривает работу с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в тесном взаимодействии с родителями, с педагогами и персоналом детского сада.

Структура методического обеспечения программы

Методическое обеспечение данной программы включает описание теоретических положений, на которых основана программа, целей (общих и специфических) и задач, раскрыты пути реализации программы, формы и режим занятий. Раскрыты структура занятия, организация учебного процесса. Приведены принципы соответствия методики организации занятий возрастным и функциональным особенностям детей-дошкольников, создания состояния, комплексности, нагрузки, соответствия. Показаны сложности реализации данного направления.
Подробно представлено построение занятий и содержательна часть. Ожидаемые результаты и способы их проверки раскрыты в виде таблицы сравнительных результатов анкетирования детей старшего возраста об эмоциональных состояниях человека и воздействия ПАВ на него в начале и конце учебного года (в %).
К программе прилагается тематический план с конспектами занятий по программе.

Программа подчинена единой сюжетной линии – путешествие Паровозика.

Основные пути реализации данной программы:

  • Формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;
  • Выявление интересов и наклонностей детей;
  • Проведение конкурсов детского творчества на антинаркогенную тематику;
  • Издательская деятельность.
  • Распространение передового опыта среди детских садов района и области.

При разработке содержания, форм и методов программы по профилактике наркозависимости я руководствовалась дидактическими принципами системности, последовательности, доступности, научности, наглядности.

В процессе реализации этого направления мне пришлось столкнуться с некоторыми сложностями:

Профилактика наркозависимости – это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В «Программе воспитания и обучения дошкольников» М.Васильевой В. Гербовой и Т. Комаровой, которую мы используем в своей работе, забота о своем здоровье, куда можно отнести это направление работы, занимает достаточно малое место, а данное направление требует планомерности, систематизации и углубленной работы.
Кроме того, сложность работы заключалась в том, что для дошкольников, по мнению большинства педагогов детских садов, эта тема не достаточно актуальна и не вызывает опасности, так как дошкольник, как правило, всегда находится рядом со взрослым.

Цель программы: разделены на общие, напрямую не затрагивающие проблему употребления ПАВ и специфические, напрямую связанные с вопросами употребления психоактивных веществ.

Общая цель: гармонизация личности ребенка на основе развития его эмоционально-волевой сферы.

Специфические цели программы: формирование и укрепление антинаркотических установок у детей, развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском приобщения к ПАВ.

Задачи:

Общие: познакомить детей с разными эмоциональными состояниями; на основе наблюдения за внешними признаками эмоций сформировать умение распознавать эмоциональные состояния других людей.

Специфические: способствовать неприятию детьми любых форм наркотизации; сформировать навыки безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения ребенка в наркотизацию.

Для решения поставленных в программе задач в программе используются следующие методы психолого-педагогического воздействия и конкретные техники: сказкотерапия, арт-терапия, психогимнастика, телесно-ориентированные техники, игровые методы, этюды, моделирование и анализ проблемных ситуаций, беседа.

Формы и режим занятий: программа предполагает проведение психолого-педагогических занятий в обучающих группах. Занятия проводятся в рамках учебного плана «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.Васильевой, В. Гербовой и Т. Комаровой в различных разделах деятельности детей: сюжетно-дидактических игр, ознакомления с художественной литературой, ознакомления с окружающим, игр – драматизаций, развития речи, рисования, сюжетно-ролевых игр, игр-тренингов.

Организация учебного процесса:

  • Программа предусмотрена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
  • Общее количество занятий с детьми старшего возраста – 12.
  • Занятия проводятся 1 раз в неделю, по подгруппам. Первая подгруппа (6-7 человек) занимается с сентября по декабрь, вторая – с января по апрель.
  • Занятия носят интегрированный характер.
  • Предусмотрены творческие задания ребёнок + родитель (домашние задания).
  • Просветительская работа с родителями и педагогами.

Структура занятия:

  • Ритуал приветствия.
  • Разминка.
  • Рефлексия прошлого занятия.
  • Основное содержание.
  • Ритуал прощания.

На занятиях активно используются разнообразные:

  • подвижные и малоподвижные игры,
  • элементы психомышечной тренировки (психогимнастика),
  • продуктивные виды деятельности,
  • словесные игры,
  • дидактические игры.
  • развивающие задания .

1. Принцип соответствия методики организации занятий возрастным и функциональным особенностям детей-дошкольников

Педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, а помощь со стороны взрослых эффективной только в том случае, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребёнка и учитывают уровень его развития.

2. Принцип создания состояния

Каждый человек в каждый конкретный момент времени находится в том или ином состоянии. Состояние определяется отношением нервной системы к той информации, которая постоянно поступает в неё. Длительное нахождение в каком-либо состоянии называется настроением. Особенно сильное воздействие на наше состояние оказывают наши мысли. Управлять мыслями ребёнка – значит, управлять его состоянием, значит управлять процессом обучения.
Состояние ребёнка должно всегда соответствовать тому делу, которым он занимается.
Настроить ребёнка на занятие – значит, создать у него состояние, при котором ему хочется заниматься именно тем, что вы предлагаете. Этому способствуют предлагаемые в программе организационные моменты, которые включают в себя упражнения, игры-приветствия, этюды.
Соблюдение принципа нагрузки способствует формированию и развитию мотивации к обучению.

3. Принцип комплексности

Принцип комплексности на каждом занятии необходимо уделять внимание решению задач направленных на:

– снятие эмоционального напряжения;
– развитие произвольного компонента психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков за счет развития и укрепления волевых качеств личности;
– повышение познавательного интереса;
– формирование у детей, исходного уровня познавательной мотивации.

4. Принцип нагрузки

Никто не может совершенствоваться и развиваться нормально без препятствия, без нагрузки. Нагрузка имеет направленность воздействия и уровень воздействия и может варьировать от минимума до максимума, что, в свою очередь, определяет успех деятельности.
Для того, чтобы занятия с ребёнком, помимо освоения навыков мышления, внимания, развития навыков мелкой моторики и т.д., сопровождались ещё и развитием способностей к освоению новых навыков, необходимо использовать принцип нагрузки.
Сущность принципа данной программы, заключается в необходимости получения максимального тренировочного эффекта, который возникает только при работе с предельной для данного уровня развития ребёнка нагрузкой.

5. Принцип соответствия

Принцип соответствия формы организации занятий в данной программе соответствует ведущему виду деятельности шестилетнего ребёнка – игровому. Каждое занятие включает динамические паузы, проведение физкультминутки. К каждому мероприятию разработан конспект.

Построение занятий и содержательна часть

Программа рассчитана на 12 занятие с соблюдением преемственности. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Форма проведения занятий разнообразна: использование на занятиях этюдов, развивающих игр и упражнений, тестов. Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием для освоения программы.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Виды контроля:

Цель: выявление уровня знаний детей об эмоциях и ПАВ и последующая корректировка заданий программы.

  • диагностика в начале и в конце года,
  • постоянное наблюдение за деятельностью детей на занятиях,
  • рефлексия.

Предполагаемые результаты:

– способность распознавать эмоциональные состояния окружающих;
– умение регулировать свое эмоциональное состояние и поведение;
– формировать и укреплять антинаркотические установки;
– безопасное поведение в ситуациях, связанных с риском вовлечения ребенка в наркотизацию.

Сравнительные результаты анкетирования детей старшего возраста об эмоциональных состояниях человека и воздействия ПАВ на него в начале и конце учебного года (в%)

Вопросы Начало учебного года Конец учебного года

Знания детей об эмоциональных состояниях

адекватный ответ неадекватный ответ адекватный ответ неадекватный ответ
1 Как ты можешь узнать, радуется человек или грустит?
2 Какой ты бываешь, когда у тебя радостное настроение?
3 Как выглядит виноватый человек?
4 Тебе бывало когда-нибудь стыдно? Почему? Что ты сделал для того, чтобы исправить положение?
5 Ты завидовал когда-нибудь? Какой бывает человек, которому завидно?
6 Как выглядит грустный человек?
7 Какой ты бываешь, когда злишься?
8 Как ты думаешь, зависть – это всегда плохо?
9 Что ты делаешь для того, чтобы человек не грустил?
10 Каким тебе нравится быть больше всего – веселым, грустным, виноватым, завидовать и т.д.?
11 Каких ты любишь больше всего людей –веселых, грустных, удивленных, смеющихся, виноватых и т.д.?

Знания антинаркотических установок

да нет да нет
1 Может ли человек, который курит, быть здоровым, никогда не болеть?
2 Может ли человек, который курит, нравиться другим людям, дружить со всеми?
3 Может ли человек, который курит, быть сильным, влиять на других?
4 Может ли человек, который выпивает (пьет вино, водку), быть здоровым, никогда не болеть?
5 Как ты думаешь, почему нельзя брать сигареты у взрослых или сверстников?
6 Может ли человек, который выпивает (пьет вино, водку), нравиться другим людям, дружить со всеми?
7 Может ли человек, который выпивает (пьет вино, водку), быть сильным, влиять на других?
8 Как ты думаешь, можно ли пробовать вино или водку, когда тебе предлагают?
9 Может ли человек, который принимает наркотики, быть здоровым, никогда не болеть?
10 Может ли человек, который принимает наркотики, нравиться другим людям, дружить со всеми?
11 Может ли человек, который принимает наркотики, быть сильным, влиять на других?
12 Как ты думаешь, можно ли пробовать наркотики?

Тематический план к психолого-педагогической программе «Как здорово быть здоровым!»

Тема занятия Цели занятий
1 Первичная диагностика Первичная диагностика о знании эмоциональных состояний и антинаркотических установок детей
2 «Путешествие в страну радости» Расширять представлений детей об эмоции «радость»;
формировать положительные эмоции, чувства через улыбку;
расширять представление детей о поступках, которые приносят радость
3 «Путешествие на полянку веселого настроения» Тренировка радостных эмоций; развитие умения понимать свое внутреннее состояние путем ассоциации с цветом; расширение представлений детей о поступках, которые приносят радость; развитие внимания к своим мышечным и эмоциональным ощущениям.
4 Путешествие за здоровьем Научить правилам поведения, позволяющим преодолевать наркогенное давление со стороны окружающих:научить устанавливать причинно-следственные связи; учить детей говорить: «Нет!»; помочь детям осознать ответственность за свой выбор; развивать чувство эмпатии;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
5 «Путешествие в страну «Вина» Знакомить детей с новой эмоцией «вина-стыд» и ее графическим изображением; формировать умение изображать эту эмоцию с помощью мимики, позы, жестов; учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.
6 «Путешествие Гусеницы» Расширять представление детей об эмоции «вина-стыд»; закреплять знания о полученных эмоциях; учить детей составлять эмоциональные цепочки по содержанию произведения.
7 Путешествие в страну Зависть» Познакомить детей с эмоцией «зависть» и ее графическим изображением; формировать умение изображать эту эмоцию с помощью мимики, позы, жестов, учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.
8 Экспериментирование с «Курительной машиной» Закрепить у детей понятие «здоровый образ жизни»; вырабатывать негативное отношение к курению. Эксперимент, наглядно показывающий детям вред, который может нанести курение человеку.
9 «Мы сегодня не грустим» Закрепить умение выражать эмоцию «грусть»; обратить внимание детей на то, что с помощью слова можно изменить настроение другого человека; развивать умение детей сравнивать эмоции; развитие эмпатии, развитие активного словаря эмоциональных состояний.
10 «Смешинки и злючки» Закрепить умение выражать эмоцию «злость»; умение детей сравнивать эмоции на фотографии и на картинке; умение детей выражать злость, гнев социально – приемлемыми способами; развивать активный словарь эмоциональных состояний.
11 «Зависть – это не всегда плохо» Закрепить умение выражать эмоцию «зависть»; развивать активный словарь эмоциональных состояний; закрепить умение детей сравнивать эмоции на картинке с соответствующей пиктограммой; продолжать учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.
12 Итоговая диагностика Итоговая диагностика о знании эмоциональных состояний и антинаркотических установок детей

Литература:

  1. Заватски Д. Детям о здоровье / Как научить вашего ребёнка быть здоровым: Пер. с англ. – Заокский: “Источник жизни”, 1994
  2. Мы выбираем здоровье и радость, прочь уходи, ядовитая гадость! – Гармония жизни. Остров сокровищ, издание для детей, специальный выпуск, 2004
  3. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе.– М.:АРКТИ, 2005