Тема: “Буквы и звуки Ж и Ш”
Слайд 1
Тема 18 “ Буквы и звуки Ж и Ш”
№ урока в теме: 3
Слайд 2
Основой для разработки урока являются:
- Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). - М.: Когито-Центр, 1996, Ястребова А.В., Бессонова Т.П.
- Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. - М.: ООО “Аквариум-Принт”, 2006, Мазанова Е.В.
Слайд 3
Тип урока: индивидуальное логопедическое занятие.
Слайд 4
Перед собой я ставила следующую цель: развитие слуховой, кинетической и кинестетической дифференцировки [ж] - [ш]
Слайд 5
Были определены задачами урока:
Образовательные:
- закрепление знаний о механизме образования [ж] - [ш];
- обогащение словарного запаса по лексической теме: “Дикие животные”;
- развитие фонематического восприятия на акустические образы.
Коррекционно-развивающие:
- закрепление правильного произношения звуков изолированно, в слогах, в словах, в предложении, в тексте;
- развитие моторики и подвижности артикуляционного аппарата;
- формирование нужных артикуляционных движений для данного артикуляционного уклада;
- развитие слухоречевого восприятия, внимания, памяти.
Воспитательная:
- воспитание интереса к занятиям, трудолюбия, настойчивости.
Слайд 6
Структура урока:
Подготовительная часть
- организационный момент;
- артикуляционная гимнастика;
- развитие мелкой моторики и межполушарных связей, силы голоса и дыхания для совершенствования навыка звукопроизношения
Основная часть
- определение темы занятия;
- артикуляционная характеристика звуков;
- характеристика звуков и определение различий между звуком и буквой;
- отработка графомоторных навыков;
- работа со слоговой таблицей;
- развитие фонематического восприятия, слухового внимания и памяти;
- работа со словосочетанием и предложением.
Заключительная часть
- подведение итогов урока;
- оценка полученных знания учащегося на уроке.
Слайд 7
На уроке применялись следующие способы организации урока:
- индивидуальный;
- игровой.
Слайд 8
На уроке использовались: цифровые образовательные ресурсы, карточки-задания, учебные принадлежности.
Слайд 9
Учащийся имеет представление:
- о механизме образования [ж]-[ш];
- О важности выполнять нужных артикуляционных, дыхательных и пальчиковых упражнений на начальном этапе урока.
Учащийся знает:
-
артикуляционную характеристику звуков;
- различия между звуком и буквой;
- элементы написания букв Ж и Ш;
- правило правописания сочетаний ЖИ и ШИ.
Учащийся умеет:
-
выполнять артикуляционную, дыхательную
гимнастику;
- выполнять игровые задания и упражнения;
- правильно произносить звуки изолированно, в слогах, в словах, в предложении, в тексте;
- различать на слух [ж] - [ш];
- писать буквы Ж и Ш;
- подбирать к словам-предметам слова-признаки;
- составлять предложение из слов и делать схему составленного предложения.
Слайд 10
Тема учебного занятия: “Звуки и буквы Ж и Ш”
Продолжительность учебного занятия: 20 мин.
Тип учебного занятия: индивидуальное логопедическое занятие.
Цель: развитие слуховой, кинетической и кинестетической дифференцировки [ж] - [ш]. (слайд 2)
Задачи учебного занятия: (слайд 3)
Образовательные:
- закрепление знаний о механизме образования звуков [ж]-[ш];
- обогащение словарного запаса по лексической теме: “Дикие животные”
- развитие фонематического восприятия на акустические образы
Коррекционно-развивающие
- закрепление правильного произношения звуков изолированно, в слогах, в словах, в предложении, в тексте;
- развитие моторики и подвижности артикуляционного аппарата;
- формирование нужных артикуляционных движений для данного артикуляционного уклада;
- развитие слухоречевого восприятия, внимания, памяти.
Воспитательная
- воспитание интереса к занятиям, трудолюбия, настойчивости.
Оборудование: презентация к уроку, дидактические материалы к учебному занятию. (слайд 4)
Этап | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
I. Подготовительный (3 мин.) | ||
1. Орг. момент. | Приветствие учителем учащегося. | |
2. Артикуляционная гимнастика (слайд 5) | - Прежде, чем начать занятие необходимо подготовить все наши органы и системы, которые помогают нам правильно произносить звуки и красиво говорить. Возьми своё зеркало. Сейчас вы сделаете гимнастику: - улыбка - трубочка (чередуем 2-3 раза) - лопатка (держим под счет 1-5) - чашечка (держим под счет 1-5) - маляр. |
Выполняет артикуляционные упражнения. |
3. Развитие мелкой моторики и межполушарных связей. | - А сейчас разомнем наши пальчики и ручки (игра “Чайничек”). Повторяй за мной слова и движения: крышечка на чайничке, на крышечке - шишечка, в шишечке дырочка, из дырочки пар идет. Пар идет из дырочки, дырочка в шишечке, шишечка на крышечке, крышечка на чайничке. | Выполняет движения. |
4. Дыхательная гимнастика. | Игра “Самолет”. Показывает картинку с изображением самолета. Что это? - Представьте, что самолет взлетает ж-ж-ж (тихо-громко) А теперь приземляется ш-ш-ш (громко-тихо). |
Выполняет инструкцию логопеда. |
II. Основной (14 мин.) | ||
1. Определение темы. (слайд 6, 7) | - Отгадай про кого я говорю по описанию: Человекообразная обезьяна, обитающая в лесах Африки. Ведёт стадный образ жизни. Строит на деревьях гнёзда, в которых проводит ночь. Поедает плоды, листья и побеги растений, а также насекомых и грызунов. Это копытное животное с необычайной окраской обитает в лесах Африки. Высокие передние ноги и длинная шея позволяют ему без труда доставать листья с самых высоких деревьев. Какой первый звук в слове “шимпанзе”, какай первый звук в слове “жираф”? Как их можно назвать, одним словом? Т.о тема нашего урока: “ Согласные звуки и буквы Ж и Ш. |
- Шимпанзе. - Жираф. - [Ш]. - [Ж] - Дикие животные |
2. Артикуляционная характеристика звуков. (слайд 8) | - Что общего при произношении [ж]-[ш]? В чем различие? | Дает артикуляционную характеристику звуков, определяя их различия. |
3. Характеристика звуков и определение различий между звуком и буквой (слайд 9,10) | - Дай характеристику звуков [ж]-[ш]. | Дает характеристику звуков |
Электронная физминутка для глаз (слайд 11) | ||
4. Отработка графомоторных навыков. (слайд 12, 13) | Минутка чистописания | Прописываем элементы букв в тетради |
5. Работа со слоговой таблицей (рукописный шрифт). Чтение слогов. (карточка) ша – жа аш – аж |
- Чем отличаются слоги в первом столбике от слогов второго столбика? - Какая строчка в первом столбике лишняя? Почему? Какое правило ты знаешь? |
- В первом столбике слоги слияния (прямые), во втором – обратные. - Последняя. Согласные Ш и Ж поменялись местами. ЖИ – ШИ пишется с буквой И. |
6. Развитие фонематического восприятия, слухового внимания и памяти. | - Буду говорить слова, а ты, если услышишь в слове [ж], подними карточку с данной буквой, а если услышишь [ш], то карточку с буквой Ш: (жаба, жук, мышь, зубр, шимпанзе, ёжик). Какие слова запомнил? Назови. Какое слово лишнее и почему? - Запиши слова. Вместо точек вставьте буквы Ш или Ж.. Определи позицию звука в слове. |
Поднимает карточки с соответствующими буквами. Называет слова, которые запомнил. Отвечает на поставленные вопросы. Работает по карточке. |
7. Работа со словосочетанием. | - Подбери к словам признак Жираф юркая Ёжик умная Шимпанзе колючий Мышь длинноногий |
Согласовывает словосочетания. |
Физминутка для общей моторики “Танец маленьких зверят” (слайд 14)) | ||
8. Работа с предложением. (слайд 15) | - Составь из слов предложения. Но сначала давай немного вспомним: Что такое предложение? С какой буквы пишется каждое предложение? Как пишутся слова в предложении? Что ставится в конце предложения? (В, нашли, колючего, дети, ежика, лесу.) Подчеркни все буквы Ш и Ж в предложении. Сделай графическую схему предложения. |
Отвечает на вопросы. Предложение это законченная мысль. Каждое предложение пишется с большой буквы. Слова в предложении пишутся раздельно. В конце предложения ставится точка. Подчеркивает слова и делает схему предложения. |
III. Заключительный (3 мин.) | ||
7. Итог. | О чем говорили на уроке, чему научились? Что можешь рассказать дома? | Отвечает на вопросы. |
8. Оценка. (слайд 16) | - Ты умница! |