Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы. Проект "Влияние условий на развитие лука"

Разделы: Начальная школа


Лук и его роль в жизни человека.

Лук принадлежит к наиболее древним пряным овощам и лекарственным растениям. Он относится к ботаническому роду Allium, что в переводе с латинского означает "жгучий".

Лук репчатый - многолетнее травянистое растение семейства лилейных. По форме луковица может быть от шаровидно-приплюснутой до шаровидно-продолговатой, по окраске - желто-коричневая, красноватая или фиолетовая. Стебель прямой, полый, мясистый. Корни тонкие, мочковатые. Листья трубчатые, заостренные на конце. Цветет в июле - августе. Цветки белые, многочисленные, образуют зонтиковидное соцветие. Плод - коробочка. Семена черные, трехгранные. Созревают в августе - сентябре.

Лук репчатый имеет специфичный вкус и запах. Как огородная культура был известен за много тысячелетий до нашей эры.

О распространении и потреблении лука в России свидетельствуют старинные пословицы: "Голь голью, а луковка во щи есть", "В нашем краю, словно в раю, рябины да луку не приешь". Хорошо на Руси знали целебные свойства лука: "Лук от семи недуг", "Лук да баня все правят", "Кто сеет лук, тот избавится от мук".

Луковицу и листья употребляют в пищу. Это деликатесный овощ, имеющий важное пищевое значение в зимний и ранневесенний периоды. Его широко применяют в кулинарии в сыром, вареном и тушеном виде, используют для супов, гарниров и в качестве приправы к мясу и сыру. Лук - излюбленная приправа к различным блюдам, он улучшает вкус пищи, способствует ее усвоению.

Луковицы служат лекарственным сырьем. В луке содержатся эфирное масло, циклоаллиин, метилаллиин, тиопропионал, кемпферол, производные кверцитина, органические кислоты, углеводы (глюкоза, фруктоза, мальтоза), каротиноиды, аминокислоты, витамины С, B1, различные микроэлементы и фитонциды.

Препараты лука обладают противосклеротическим, сахароснижающим, антимикробным, мочегонным, желчегонным, глистогонным и ранозаживляющим действием.

Лук репчатый - наиболее распространенный вид лука. Он получил широкую популярность благодаря высоким вкусовым качествам луковицы и трубчатых листьев (перьев), а также высокой урожайности и возможности длительного хранения.

При желании и умении лук можно выращивать круглый год, зимой - дома на подоконнике, летом - в огороде.

Влияние условий внешней среды на рост растений.

Ботаника (от греческого слова "ботанэ" - зелень, трава, растение) - наука о растениях. Она изучает их жизнь, внутреннее и внешнее строение, распространение на поверхности земного шара и в Мировом океане, взаимосвязь с окружающей природой и друг с другом.

Экология - это наука о связях живых организмов со средой обитания. Среда обитания - это та часть живой и неживой природы, в пределах которой живут организмы. Но не все, что окружает организмы, для них одинаково важно. Например, лежащий на лугу камень не так важен для растений луга, как свет или влага.

Самые необходимые для жизни организмов условия среды называют условиями существования. Условия существования - это тепло, свет, влага, воздух, минеральные соли, соседние организмы и прочее.

Все живые организмы питаются, дышат, растут, размножаются, расселяются. В этом состоит их жизнь. Из среды обитания организмы поглощают одни вещества, например воду, кислород, минеральные соли, а выделяют другие, например углекислый газ, пары воды и прочее. Так совершается обмен веществ между живыми организмами и окружающей их средой.

Свет и фотосинтез. Солнечные лучи дают энергию, необходимую для фотосинтеза. При фотосинтезе из углекислого газа и воды образуются органические вещества и выделяется кислород.

Процесс фотосинтеза называют воздушным питанием растений. Если света не хватает, фотосинтез в них протекает вяло, органических веществ образуется мало. Растения вырастают слабыми, бледными. Говорят: растения голодают.

Свет поглощается зеленым пигментом - хлорофиллом. Он содержится в хлоропластах клеток листьев и молодых стеблей. Хлорофилл образуется только на свету.

Тепло - необходимое условие жизни. Растениям, как и всем организмам, для нормальной жизни требуется определенное количество тепла в окружающей среде - почве и воздухе. Количество тепла условно можно выразить температурой.

Вода в жизни растений. В клетках растения много воды. Вода, участвуя в воздушном питании растений, является тем "строительным" материалом, из которого вместе с углекислым газом образуются органические вещества. При фотосинтезе из воды выделяется кислород. Вода нужна для роста растений. Во время активного роста растения клетки его должны хорошо снабжаться водой.

Свойство растений изменять свой размер и урожайность в зависимости от условий жизни человек давно использует в растениеводстве.

Проведение исследования о влиянии внешних условий на рост пера лука.

Цель исследования: узнать главное условие роста пера лука.

Перед началом исследования я выдвинул следующие гипотезы:

Свет более важное условие, чем вода и тепло.

Тепло более важное условие, чем вода и свет.

Вода более важное условие, чем свет и тепло.

Все условия важны для роста пера лука.

Для того, чтобы проверить свои гипотезу поставил задачу создать различные условия для роста пера лука, такие как: тепло, свет, вода.

В качестве способа исследования был проведен эксперимент.

Эксперимент № 1:

Я взял для эксперимента три луковицы примерно одинакового размера. Луковицам, которые взял для образца, присвоил номера. (см. приложение № 1).

Для каждой луковицы создал только по одному условию. Для образца № 1 только одно условие - тепло, для образца № 2 только свет, а для образца № 3 только вода. (см. приложение № 2). Для этого первую луковицу положил в коробочку в теплое место возле батареи отопления. Образец номер два поместил в светлое, но холодное место - вынес на освещенный балкон. Температура на балконе ниже нуля градусов Цельсия. Луковицу под номером три поместил на половину в баночку с водой, закрыл в коробочку и вынес на балкон, тем самым дав этому образцу только воду и лишив его тепла и света.

Через пять дней проверил, какие изменения произошли с луковицами, и получил следующие результаты. Только у образца номер один, помещенного в теплое и темное место, проросло зеленое перо. У образцов номер два и номер три перо не выросло.

Опыт показал, что тепло является существенным условием для роста лука. Растениям для нормальной жизни требуется тепло. При низкой температуре растения находятся в покое, когда все жизненные процессы приостанавливаются.

После этого эксперимента я задумался, что же будет с луковицами, если каждой из них создать не одно, а два условия или три. И тогда я решил провести новый эксперимент.

Эксперимент № 2:

В качестве образцов взял снова три одинаковых по размеру луковицы. (см. приложение №1). Для каждой луковицы выбрал следующие условия:

- образец № 1: вода, тепло, свет;

- образец № 2: тепло, свет;

- образец № 3: тёпло (см. приложение № 3).

Для этого образец № 1 поместил в баночку с водой и поставил возле батареи на подоконник, тем самым создав луковице три условия. Образец № 2 поставил на тот же подоконник у батареи, но без воды, создав луковице два условия. А образец № 3 поместил в коробочку в теплое место возле батареи отопления, то есть создал одно из условий.

Каждые два дня я рассматривал образцы, измерял длину пера линейкой. Полученные результаты заносил в таблицу. А еще я фотографировал луковицы. Всего было проведено три измерения и сделаны три фотографии на второй, четвертый и шестой дни эксперимента. (см. приложение № 5, 6, 7).

Через шесть дней я оценил полученный результат. На основании результатов измерения был составлен график. Рассмотрим график. Синей линей на графике показано, как день за днем изменяется длина пера образца № 1, желтой линией - образца № 2 и красной - образца № 3. В итоге мы видим, что длиннее всех выросло перо у образца № 3, который рос в тепле, почти 14 сантиметров. У образца № 2 самое короткое перо, чуть больше 6 сантиметров. А образец № 1, которому были созданы все условия, занял промежуточные результаты - 10 сантиметров. (см. приложение № 4).

На фотографиях видно, что у луковицы, помещенной в тёмное место (образец №3) росло бледное перо, а у двух других луковиц темно-зеленое перо (см. приложение № 5, 6, 7).

В результате проведенного исследования подтвердилась четвертая гипотеза. Для правильного роста лука важны все условия: тепло, свет и вода.

Заключение.

Я провел опыты с луком и получил определенные результаты, на основании которых сделал следующие выводы.

Освещение влияет на внешний облик растений. Лук, находящийся в затенении тянется к свету, и перо вырастает длинным, а лук, выросший на хорошо освещенном месте, имеет более короткое перо.

Только на свету вырабатывается хлорофилл, придающий растениям зеленую окраску. Поэтому перо лука, лишенного света, имеет бледный цвет. Свет дает энергию для образования питательных веществ. В отсутствие света перо лука выросло слабым. Вода нужна для роста и питания растений. А у лука, лишенного воды и света, перо выросло потому, что луковица содержала запас воды и питательных веществ.

Мне интересно было работать, проводить опыты. Я узнал много нового о жизни растений, например, в каких условиях вырабатывается хлорофилл. Хочу продолжить свою работу по изучению жизни растений летом, и исследовать влияние других условий на рост растений, таких, например, как воздух и почва. Интересно понаблюдать, как цветет лук, как потом образуются семена. Думаю сейчас я могу дать совет своей бабушке, на какой грядке садить лук, ведь он любит свет. Буду помогать ей полоть растения и поливать их.

Список литературы:

  1. Лаптев Ю.П., Растения от "А" до "Я". - М.: Колос, 1992. - 351 стр.
  2. Иванова А.И., Мир растений. Виды, места произрастания, лекарственные свойства. - Смоленск: Русич, 2000. - 416 стр.
  3. Былова А.М., Н.И. Шорина, Экология растений: 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2007. 192 стр.
  4. Пасечник В.В., Биология. Бактерии, грибы, растения". 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 10-е издание., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. - 272 стр.
  5. Чудинова Е.В. Окружающий мир: Учебник - тетрадь для 1 класса. Часть 2. 4-е изд., дораб. - М.: Вита-Пресс, 2004. - 88 стр.

 Приложения.