Открытое учебное логопедическое занятие «Употребление и согласование имён прилагательных с существительными в роде и числе по лексической теме «Части тела»»

Разделы: Логопедия


Слайд 1

Тема I.13 “Согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе”.

№ урока в теме: № 5

Слайд 2

Основой для разработки урока являются:

  • Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). - М.: Когито-Центр, 1996., Ястребова А.В., Бессонова Т.П.;
  • Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. -М.: ООО “Аквариум-Принт”, 2006., Мазанова Е.В.

Слайд 3

Тип урока: фронтальное логопедическое занятие.

Слайд 4

Перед собой я ставила следующие цели:

  • (образовательная) закрепить знания учащихся о прилагательных, умения задавать вопросы от существительного к прилагательному. Расширение словарного запаса по теме “Части тела”. Формирование умений понимать переносное значение слов, фразеологизмов. Научить согласовать имена прилагательные с существительными.
  • (развивающая) развивать устную и письменную речь учащихся, через умение отвечать на вопросы, развивать навык безошибочного письма. Совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата. Развитие навыков звукобуквенного анализа с использованием графической записи. Развитие фонематического анализа и синтеза, представлений. Обогащать словарный запас учащихся синонимами и антонимами.
  • (воспитательная) воспитывать аккуратность, культуру поведения на уроке, трудолюбие, интерес к занятиям.
  • (коррекционная) формирование слогового анализа и синтеза. Развитие фонематических представлений, слуховой памяти и внимания.

Слайд 5

Задача урока:

Подвести учащихся к осознанию роли имен прилагательных в нашей речи.

Слайд 6

Структура урока:

I. Подготовительная часть

  • Организационный момент;
  • Сообщение темы и постановка целей и задач урока;
  • Подготовка органов артикуляции, мелкой моторики, голоса, дыхания к качественной работе на уроке.

II. Основная часть

  • Развитие звукового анализа и синтеза (работа со слоговичками);
  • Развитие фонематических представлений (работа со схемами слов);
  • Развитие слуховой памяти и внимания (игра “Эстафета”);
  • Игра на развитие зрительного внимания “Чем отличаются”;
  • Работа над антонимами и многозначностью слов (игра “Скажи наоборот” и “ Переводчик”);
  • Игра “Художник”.

III. Заключительная часть

  • Подведение итогов урока;
  • Определение трудностей усвоенных знаний;
  • Оценка полученных знаний учащихся (сюрптизный момент).

Слайд 7

На уроке применялись следующие способы организации урока:

  • Коллективный и индивидуальный;
  • Игровой.

Слайд 8

На уроке использовались: цифровые образовательные ресурсы, карточки-задания, иллюстративный материал, цветные карандаши и ватманы для рисования по количеству учащихся.

Слайд 9

Учащиеся имеют представление:

  • О важной роли имени прилагательного в нашей речи человека.

Учащиеся знают:

  • Принцип согласования имени прилагательного с существительным в роде и числе;
  • Признаки, указывающие на имя прилагательное;
  • Понятие “многозначности слов” и их значение.

Учащиеся умеют:

  • Выполнять артикуляционную, дыхательную гимнастику;
  • Выполнять игровые задания и упражнения;
  • Подбирать имена прилагательные к существительным и согласовывать их в роде и числе;
  • Находить слова, подходящие по смыслу, а так же слова противоположные по значению;
  • Оценивать этапы занятия, где затруднялись в подборе правильных ответов.

Слайд 10

Тема учебного занятия: Употребление и согласование имён прилагательных с существительными в роде и числе по лексической теме “Части тела”.

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: фронтальное логопедическое занятие.

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная, коррекционная) и задача учебного занятия:

Образовательные: закрепить знания учащихся о прилагательных, умения задавать вопросы от существительного к прилагательному. Расширение словарного запаса по теме “Части тела”. Формирование умений понимать переносное значение слов, фразеологизмов. Научить согласовать имена прилагательные с существительными.

Развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся, через умение отвечать на вопросы, развивать навык безошибочного письма. Совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата. Развитие навыков звукобуквенного анализа с использованием графической записи. Развитие фонематического анализа и синтеза, представлений. Обогащать словарный запас учащихся синонимов и антонимами.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, культуру поведения на уроке, трудолюбие, интерес к занятиям.

Коррекционная: формирование слогового анализа и синтеза. Развитие фонематических представлений, слуховой памяти и внимания.

Задача учебного занятия: подвести учащихся к осознанию роли имен прилагательных в нашей речи.

Оборудование: презентация к уроку, дидактические материалы к учебному занятию:

Таблица (Приложение 5)

Презентация 1

Презентация 2

Приложение 3

Приложение 4 (системно-деятельностная основа урока)