Слайд 1
Тема I.13 “Согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе”.
№ урока в теме: № 5
Слайд 2
Основой для разработки урока являются:
- Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). - М.: Когито-Центр, 1996., Ястребова А.В., Бессонова Т.П.;
- Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. -М.: ООО “Аквариум-Принт”, 2006., Мазанова Е.В.
Слайд 3
Тип урока: фронтальное логопедическое занятие.
Слайд 4
Перед собой я ставила следующие цели:
- (образовательная) закрепить знания учащихся о прилагательных, умения задавать вопросы от существительного к прилагательному. Расширение словарного запаса по теме “Части тела”. Формирование умений понимать переносное значение слов, фразеологизмов. Научить согласовать имена прилагательные с существительными.
- (развивающая) развивать устную и письменную речь учащихся, через умение отвечать на вопросы, развивать навык безошибочного письма. Совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата. Развитие навыков звукобуквенного анализа с использованием графической записи. Развитие фонематического анализа и синтеза, представлений. Обогащать словарный запас учащихся синонимами и антонимами.
- (воспитательная) воспитывать аккуратность, культуру поведения на уроке, трудолюбие, интерес к занятиям.
- (коррекционная) формирование слогового анализа и синтеза. Развитие фонематических представлений, слуховой памяти и внимания.
Слайд 5
Задача урока:
Подвести учащихся к осознанию роли имен прилагательных в нашей речи.
Слайд 6
Структура урока:
I. Подготовительная часть
- Организационный момент;
- Сообщение темы и постановка целей и задач урока;
- Подготовка органов артикуляции, мелкой моторики, голоса, дыхания к качественной работе на уроке.
II. Основная часть
- Развитие звукового анализа и синтеза (работа со слоговичками);
- Развитие фонематических представлений (работа со схемами слов);
- Развитие слуховой памяти и внимания (игра “Эстафета”);
- Игра на развитие зрительного внимания “Чем отличаются”;
- Работа над антонимами и многозначностью слов (игра “Скажи наоборот” и “ Переводчик”);
- Игра “Художник”.
III. Заключительная часть
- Подведение итогов урока;
- Определение трудностей усвоенных знаний;
- Оценка полученных знаний учащихся (сюрптизный момент).
Слайд 7
На уроке применялись следующие способы организации урока:
- Коллективный и индивидуальный;
- Игровой.
Слайд 8
На уроке использовались: цифровые образовательные ресурсы, карточки-задания, иллюстративный материал, цветные карандаши и ватманы для рисования по количеству учащихся.
Слайд 9
Учащиеся имеют представление:
- О важной роли имени прилагательного в нашей речи человека.
Учащиеся знают:
- Принцип согласования имени прилагательного с существительным в роде и числе;
- Признаки, указывающие на имя прилагательное;
- Понятие “многозначности слов” и их значение.
Учащиеся умеют:
- Выполнять артикуляционную, дыхательную гимнастику;
- Выполнять игровые задания и упражнения;
- Подбирать имена прилагательные к существительным и согласовывать их в роде и числе;
- Находить слова, подходящие по смыслу, а так же слова противоположные по значению;
- Оценивать этапы занятия, где затруднялись в подборе правильных ответов.
Слайд 10
Тема учебного занятия: Употребление и согласование имён прилагательных с существительными в роде и числе по лексической теме “Части тела”.
Продолжительность учебного занятия: 45 мин.
Тип учебного занятия: фронтальное логопедическое занятие.
Цели (образовательная, развивающая, воспитательная, коррекционная) и задача учебного занятия:
Образовательные: закрепить знания учащихся о прилагательных, умения задавать вопросы от существительного к прилагательному. Расширение словарного запаса по теме “Части тела”. Формирование умений понимать переносное значение слов, фразеологизмов. Научить согласовать имена прилагательные с существительными.
Развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся, через умение отвечать на вопросы, развивать навык безошибочного письма. Совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата. Развитие навыков звукобуквенного анализа с использованием графической записи. Развитие фонематического анализа и синтеза, представлений. Обогащать словарный запас учащихся синонимов и антонимами.
Воспитательная: воспитывать аккуратность, культуру поведения на уроке, трудолюбие, интерес к занятиям.
Коррекционная: формирование слогового анализа и синтеза. Развитие фонематических представлений, слуховой памяти и внимания.
Задача учебного занятия: подвести учащихся к осознанию роли имен прилагательных в нашей речи.
Оборудование: презентация к уроку, дидактические материалы к учебному занятию:
Таблица (Приложение 5)
Приложение 4 (системно-деятельностная основа урока)