Тема маленького человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель"

Разделы: Литература


Цели:

  • проследить развитие темы «маленького человека», затронутой в произведениях     А. С. Пушкина;
  • отметить языковые средства, при помощи которых Н. В. Гоголь рисует мелкого чиновника;
  •  составить обобщающую таблицу;
  • вызвать у учащихся сочувствие к униженному герою.

Оформление доски:

  • Тема «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель».
  • Эпиграф: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя». (Ф. М. Достоевский)
  • Словарь:

Департамент – в царской России отдел министерства высшего государственного учреждения.
Титулярный советник – чин 9-го класса.
Капот – женская домашняя одежда свободного покроя.
Литота – художественное преуменьшение (разноидность гиперболы).

Презентация к уроку Приложение 3

ХОД УРОКА

Запись эпиграфа на доске и в тетради:  «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя». (Ф. М. Достоевский)

Слово учителя: Как многие выдающиеся русские писатели, Гоголь обращается к теме «маленького человека», бесправного, безмерно униженного, «забитого», который живет своей замкнутой жизни, в условиях, унижающих человеческое достоинство.

– Вспомните и назовите изученные произведения, в которых звучит тема «маленького человека»

Подготовленный ученик рассказывает анекдот, услышанный Гоголем (Приложение 1, карточка № 1)

– «Все смеялись над анекдотом, – вспоминает Анненков, – исключая Гоголя, который выслушал его и задумчиво опустил голову». Эта история слишком много говорила писателю. Он хорошо знал жизнь униженного и бедного чиновника, который ютился где-нибудь в коморке на окраине столицы, питался впроголодь, спешил по утрам в департамент и сносил бесконечные насмешки сослуживцев. Поэтому вполне возможно, что в этом анекдоте увидел Гоголь сюжет своей повести.
– Расскажите коротко сюжет повести, определите ее тему.
– Обратимся к тексту, но сначала начертите в тетради таблицу, которую будете заполнять в ходе урока.

Герой Его качества Художественные средства
     

– Как звали чиновника? Как он выглядел?
– Какого его социальное положение (где служит, в каком чине)?
– Титулярный советник – чин 9-го класса – значит, были чины и пониже. Например, Самсон Вырин, по словам А. С. Пушкина, «сущий мученик 14-го класса».
Но Гоголь, когда хотел создать тип «забитого» чиновника, обращался обычно к этому чину. Этот чин интересовал автора потому, что это был своего рода предел, до которого тяжкими трудами и муками добирался бедный и незнатный чиновник, отдавая лучшие годы жизни однообразной, бессмысленной канцелярской работе.
Впереди у Акакия Акакиевича нет никакого просвета, поэтому Гоголь называет его не просто  титулярным советником… А как? (Вечным титулярным советником.)
– Как же относятся к нему окружающие?
– А как реагирует на насмешки Акакий Акакиевич?
– Но нашелся один молодой чиновник, который переменился к насмешникам после того, как увидел сцену унижения Акакия Акакиевича?

Рассказ подготовленного ученика (Приложение 1, карточка №1)

– Как вы думаете, почему именно молодой чиновник, а не старый пожалел героя?
Видимо, Гоголь рассчитывал на молодость, на то, что душа его еще не очерствела, не тронулась цинизмом. Гоголь вообще рассчитывает на «юность» в человеке, на детские – добрые – начала души. Ведь Акакий Акакиевич тоже напоминает ребенка.
– Кто еще по-доброму отнесся к Башмачкину?

Рассказ подготовленного ученика  про «одного директора» (Приложение 1,   карточка № 1)

Здесь звучит грустная ирония: «Акакий Акакиевич превратился в автомат».
– Чем живет чиновник? О чем его мысли?
Он представляет собой последнюю степень забитости и угнетения, которые наложили отпечаток не только на внутренний мир Башмачкина, но и на его внешний вид.
– Что же еще служило предметом насмешек над героем?
– Какое решение принимает Башмачкин рассмотрев свою шинель? (Починить в очередной раз.)
Прочитаем в лицах диалог портного и Акакия Акакиевича, представим их обоих во время диалога и нарисуем устный портрет каждого.
– Какого же было состояние героя после «приговора» Петровича? (Ошеломлен, разговаривает сам с собой.)
Итак, автор подвел героя к мысли: приобретение шинели обязательно. Но где взять деньги?
Часть денег у Акакия Акакиевича была. Расскажите, откуда она взялась.  
– Далее, подробно рассказывая о том, как собиралась вторая часть, Гоголь дает нам понять, чего стоила Башмачкину эта обновка.
Шинель для героя – не просто предмет гардероба, а нечто живое: жена, подруга, существо, которое греет его не только в прямом, но и в переносном смысле. Она не обижает его, и чиновник отдает ей всю свою любовь, как раньше отдавал переписыванию.
– И вот, когда шинель готова, когда она на плечах Башмачкина, на устах его даже появилась усмешка. Он смотрит на мир другими глазами. Меняется настроение, даже на улице пробыл долго, чего раньше не было.
Но для радости героя Гоголь отпускает всего лишь миг…
– Зачем автор так подробно описывает жизнь Башмачкина до приобретения шинели, сбор денег на покупку ткани и меха, пошив шинели. (Чтобы мы почувствовали цену потери.)
– Опишите сцену ограбления Башмачкина. О чем она говорит? (Показывает полное одиночество человека в огромном городе.)
– Вспомните, к кому пытается обратится за помощью наш герой, и как ведут себя с ним эти люди.
Дух жестокости и равнодушия царит среди людей.
– Но повесть на этом не завершается, она, по словам Гоголя «принимает фантастическое окончание»: Акакий Акакиевич из низенького и лысого превращается в привидение «высокого росту с преогромными усами, у которого кулак такой, какого и у живых не найдешь».
– Как видите, из анекдота Гоголь сделал ужасную трагедию. Как вы думаете, какая из потерь – ружье или шинель – более трагична?
– Повесть эта очень близка к повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Пушкин также поставил цель раскрыть подлинную трагедии «маленького человека», показать равнодушие к нему окружающих. Но Гоголь вносит в произведение очень существенную черту: если Самсон Вырин на советы приятелей жаловаться только махнул рукой и решил отступиться, видимо понимая, что жалобы ни к чему не приведут. То Гоголь проводит своего героя через мытарства, бюрократическую волокиту и воочию показывает то, на то только намекнул Пушкин. Социальные мотивы звучат у Гоголя сильнее, чем у Пушкина. 
– Какие же проблемы поставил Гоголь в повести «Шинель»? (Проблемы «маленького человека», одиночества человека в большом городе; зло должно быть наказано).
Вывод: Гоголь хотел сказать: так жить нельзя надо себя отстаивать, сопротивляться.

В конце урока в тетрадях учеников должна получиться  таблица (Приложение 2).

Список литературы:

  1. Гоголь Н.В. Проза. Статьи. М.: Советская Россия, 1977.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1992.
  3. Махницкая Е.Ю. Сочинения, отзыв, эссе: пособие для подготовки к экзаменам. Ростов – н/д: Феникс, 2005.
  4. Энциклопедический словарь юного литературоведа / сост. В.И.Новиков. М.: педагогика, 1998.
  5. Cергеевский И.В. Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Л., Детиз (любое издание).