Творческие игры для младших школьников

Разделы: Начальная школа


Забавные зверюшки

В основе этой игры – аппликация. Причем из этой игры можно сделать две игры.

Цели:

  • развитие художественной фантазии и чувства юмора,
  • воспитание добросовестного и аккуратного отношения к труду,
  • определение индивидуальных способностей.

Описание игры

Учитель делает заготовки деталей какого-то зверюшки (в данном примере – мишки). Комплект деталек – одинаковый для каждого ребенка. Эти комплекты должны быть сделаны из двусторонней цветной бумаги.

Задание 1

Учитель показывает детям образцы аппликаций и объясняет, как можно расположить на картонке детали зверюшки-игрушки в нескольких вариантах. Двусторонняя цветная бумага позволяет располагать детальки по-разному, а значит – действия зверюшки-игрушки (аппликации) тоже будут разные. Например (см. Приложение):

  1. Мишка косолапый (см. рисунок 1).
  2. Мишка не косолапый (см. рисунок 2).
  3. Мишка задумался (см. рисунок 3).
  4. Мишка шагает на 2-х лапах или танцует (см. рисунок 4).
  5. Мишка шагает на 4-х лапах (см. рисунок 5).
  6. Мишка сидячий (см. рисунок 6).

Дети должны запомнить, чем отличаются эти картинки (в какую сторону смотрит мишка, когда сидит или стоит на месте, шагает или танцует). Потом картинки учитель убирает, и каждый ребенок из своего комплекта деталек составляет на картонке (картонка должна быть другого цвета) свою картинку – один из этих вариантов.

Примечание. Для аппликации можно использовать белую бумагу, но фон при этом должен быть обязательно цветным.

Задание 2

Когда у каждого ребенка есть своя аппликация зверюшки-игрушки, можно предложить сделать из аппликации поздравительные открытки мамам или папам. Если нарисовать глазки, носик, какой-то цветок в лапах мишки, написать конкретное поздравление – получится веселая открытка (см. Приложение, рисунок 7). Дети могут нарисовать то, что предложит учитель, а могут – использовать свою фантазию.

Примечание. Если дети справились с заданием 1 достаточно быстро и у них есть желание продолжить эту игру, то можно объяснить задание 2 сразу. А если они устали, то задание 2 лучше оставить на другой день.

Удобнее сначала расположить детальки на картонке, кое-где обвести их слегка простым карандашом, а потом уже приклеивать на обозначенные места, чтобы избежать ненужных смещений деталек. За количеством нанесенного на детальки клея и временем его высыхания тоже надо следить.

Цветовые секретики

Цели:

  • знакомство с такими понятиями как цветовой тон и штрихование («секретики» получения некоторых цветовых тонов),
  • развитие художественной фантазии,
  • воспитание добросовестного и аккуратного отношения к труду,
  • определение индивидуальных способностей.

Описание игры

Если раскрашивать картинки готовыми цветами, которые есть в наборе карандашей, а не смешивать некоторые цвета, то картинки могут получиться не очень похожие с тем, что бывает в действительности.

Смешивать цвета надо для того, чтобы найти правильные тона. В зависимости от разных пропорций каждого цвета получаются разные тона. Давайте посмотрим это на примерах.

Упражнение 1

1. В альбоме надо простым карандашом сделать контуры трех одинаковых квадратов.

2. Взять желтый карандаш и в один слой закрасить каждый квадрат слева направо, справа налево (пока – самое простое штрихование) – аккуратно.
Получилось три одинаковых желтых квадрата.

3. Взять синий карандаш и на желтый цвет второго квадрата нанести один слой синим цветом.

4. А в третьем квадрате на желтый цвет нанести два слоя синего цвета с помощью синего карандаша.

Цвет второго квадрата получился светло-зеленый после использования в одинаковых пропорциях желтого и синего цветов.
А в третьем квадрате синего цвета в два раза больше, чем желтого, и получился темно-зеленый цвет.
Светло-зеленый и темно-зеленый можно считать двумя разными тонами одного зеленого цвета.
Если смешать желтый цвет и красный, то они превратятся в оранжевый, а если смешать синий цвет и красный, то получится фиолетовый.
Эксперименты с этими цветами можно также попробовать на квадратах.

Упражнение 2 (вариант 1)

1. Нарисовать схематично кленовый лист. Разделить его на три части – приблизительно равные, как показано на рисунке 9 (см. Приложение).

2. Сначала закрасить все 3 части, т. е. весь схематичный кленовый лист желтым карандашом в один слой.
Закрашивать (штриховать) такие формы лучше диагонально.

3. Вторую часть закрасить синим карандашом в один слой по желтому цвету, строго соблюдая линии второй части.

4. Третью часть закрасить синим карандашом в два слоя по желтому цвету, строго соблюдая линии третьей части.
То, что было в упражнении 1 на трех отдельных квадратах, теперь рядом – на схематичном кленовом листе.

Упражнение 2 (вариант 2)

1 и 2. как в первом варианте.

3. Вторую часть раскрасить синим карандашом в один слой, немного заходя произвольно за линию, соединяющую первую и вторую части, т. е. на первую часть, но при этом точно соблюдая остальные линии второй части.

4. Третью часть раскрасить синим карандашом в два слоя, немного заходя произвольно за линию, соединяющую вторую и третью части, т. е. на вторую часть, но при этом точно соблюдая остальные линии третьей части.

Получился постепенный переход тонов от желтого до темно-зеленого. И это уже похоже на расцветку настоящего осеннего кленового листа (см. Приложение, рисунок 10). Но для абсолютного сходства еще многому надо учиться.
Такие «цветовые секретики» научат младших школьников рисовать красиво, а не по принципу «каля-маля».

Примечание. После работы с цветными карандашами можно сделать упражнения 1 и 2 с акварельными красками. Но с красками работать сложнее. Если в альбоме надо закрасить уже крашенную поверхность, то предыдущий слой должен высохнуть (по условиям упражнений).
Двойные открытки, на которых меняется цвет какого-то предмета. Секрет открытки в том, как меняется этот цвет.

Любимые банты кота Леопольда

Цели:

  • развитие художественной фантазии,
  • воспитание добросовестного и аккуратного отношения к труду,
  • определение индивидуальных способностей.

Описание игры

1. Альбомный лист формата А4 складывается пополам так, чтобы получилась заготовка двойной открытки формата А5.

2. На первом листе (как бы на обложке) рисуется картинка. В нашем примере это будет кот Леопольд с шикарным бантом (см. Приложение, рисунки 11 и 12). Кот разукрашивается цветными карандашами, а то место, где должен быть бант, вырезается ножницами, и от него остается только обведенный контур. Вырезанный контур отмечаем на втором листе.

3. Переворачиваем первый лист и на то место, где отмечен контур банта, приклеиваем синий прямоугольник из цветной бумаги – с запасом, чуть больше контура банта. А сверху этого прямоугольника по принципу блокнота, т. е. только за верхний край, приклеиваем оранжевый прямоугольник такого же размера. Приклеенная полоска не должна выглядывать из вырезанного контура первого листа.

4. Теперь на цветных прямоугольниках, сначала на одном, потом на другом, кроме основного контура, надо нарисовать еще и складки банта (как показано на рисунках 11 и 12).

Если отогнуть оранжевую страничку кверху и закрыть открытку – то у кота Леопольда будет синий бант, а если вернуть оранжевую страничку на прежнее место – то бант будет оранжевый. Получилась открытка с секретом.

Примечание 1. Для выполнения этого задания удобно использовать трафарет.

Примечание 2. Если на детских рисунках получатся немного другие коты – это не принципиально.

Примечание 3. Для работы с ножницами необходимо объяснить детям соответствующие правила техники безопасности. Не следует начинать вырезать нарисованный бант сразу с его контура. Маленьким детям лучше сначала согнуть лист по середине нарисованного банта на какой-то ровной поверхности (на столе, на фанерке…), но так, чтобы не оставалась линия сгиба, аккуратно придерживая лист за уголки. Затем ножницами сделать по середине нарисованного банта маленькую надсечку. Отложить ножницы, расправить лист. А потом продолжить работу с ножницами.

Выбери цыпленку зонтик

Цели:

  • развитие художественной фантазии,
  • воспитание добросовестного и аккуратного отношения к труду,
  • определение индивидуальных способностей.

Описание игры

1. Альбомный лист формата А4 складывается пополам так, чтобы получилась заготовка двойной открытки формата А5.

2. На первом листе (как бы на обложке) рисуется картинка. Теперь это будет цыпленок с зонтиком (см. Приложение, рисунки 13 и 14). Цыпленок разукрашивается цветными карандашами, а то место, где должно быть полотно зонтика, вырезается ножницами, и от него остается только обведенный контур. Вырезанный контур отмечаем на втором листе.

3. Переворачиваем первый лист и на то место, где отмечен контур полотна зонтика, приклеиваем синий прямоугольник из цветной бумаги – с запасом, чуть больше контура полотна зонтика. А сверху этого прямоугольника по принципу блокнота, но уже только за нижний край, приклеиваем розовый прямоугольник такого же размера. Приклеенная полоска не должна выглядывать из вырезанного контура первого листа.

4. Теперь на цветных прямоугольниках, сначала на одном, потом на другом, кроме основного контура, надо нарисовать еще и контуры, где располагаются спицы зонтика (как показано на рисунках 13 и 14).

Если отогнуть розовую страничку книзу и закрыть открытку – то у цыпленка будет синий зонтик – например, от дождя, а если вернуть розовую страничку на прежнее место – то зонтик будет розовый – например, от солнца. Получилась открытка с секретом.

Примечание 1. Для выполнения этого задания удобно использовать трафарет.

Примечание 2. Если на детских рисунках получатся немного другие цыплята – это не принципиально.

Примечание 3. Для работы с ножницами необходимо объяснить детям соответствующие правила техники безопасности – так же, как написано в примечании 3 к предыдущей игре, только здесь вырезается полотно зонтика, а там – контур банта.