Модульное обучение на уроках биологии

Разделы: Биология


Успешный труд в условиях научно-технического прогресса приобретает творческий характер. Поэтому все больше актуальны вопросы подготовки учащихся к жизни и труду. Познание развивается от незнания к знанию, т.е. от “живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике”.

Обучение биологии вносит существенный вклад в подготовку учащихся к трудовой деятельности: они получают определенные знания о живых организмах, об их взаимодействиях, об основных закономерностях их развития, об их роли в решении народнохозяйственных задач, приобретают умения наблюдать, экспериментировать, делать выводы, работать с учебником и справочной литературой.

В течение 10 лет я работаю, используя словесно-логический метод обучения, который позволяет строить логический ход мысли от явления к сущности, раскрывает причинно - следственные связи в окружающем мире. На уроке биологии использую работу с понятиями. Учащиеся умеют:

выбирать основные понятия, раскрывать их содержание и объем; устанавливать словесно-логическую связь между понятиями, формировать суждения и создавать из нескольких суждений умозаключение.

Применение: этот метод позволяет сформировать грамотную стройную речь, что является показателем развитого мышления.

Успехи в обучении достигаются через:

1) составление вопросов - суждений, где вопрос начинается с синонимического ряда вопросительных слов: когда, каким образом, вследствие чего, почему, в каком случае, как доказать, что, чем объяснить, что.

При этом соблюдается структура вопроса - суждения

С - вопросительное слово

s - субъект - первое понятие, предмет суждения, связка (глагол)

Р - предикат - второе понятие о признаке суждения

сформированные умения решать биологические и расчетные задачи; установление логических связей между понятиями, используя круги Эллера, составление цепочек понятий;

2) игру “пятый лишний”

3)использование алгоритмов при характеристике видов растений и животных:

Вид —> особенности строения —> физиологические процессы
Значение организма в природе и для человека —>  охрана вида

4) Проведение экскурсий, выполнение практических и лабораторных работ, осуществляемых согласно алгоритму, составленному мною.

Учащиеся, которые получают знания через систему понятий, алгоритмы, памятки, могут самостоятельно изучить тему, параграф, абзац в тексте, решить задачу, выполнить практическую работу. Теперь роль учителя сводится к управлению обучением, но при этом возникают вопросы:

  • как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;
  • как сохранить и укрепить здоровье детей при организации его учебной деятельности;
  • каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний.

Ответить на эти вопросы мне помогла новая технология модульного обучения. По данной технологии я работаю 4 года.

Ведущими принципами модульного обучения являются принципы модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы.

Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения учебного материала в виде уроков - модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов. Элементы внутри модуля взаимосвязаны, но они взаимозаменяемы и подвижны. Модульное обучение ориентировано, прежде всего, на активную учебную деятельность детей, освоение приемов которой способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех “само” - самопланирования, самоанализа, самоконтроля. Кроме того, изменяются подходы к структуированию учебного материала - акцент делается на выделении ведущих идей, теорий, а не конкретных биологических объектов.

Под модулем мы понимаем целевой, функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и способы овладения этим содержанием. Это план учебной деятельности ученика, который составляется учителем.

Модуль в напечатанном виде имеется у каждого ученика классе, в нем указаны цели учебной деятельности школьника на данном уроке, а также учебные задания и методы их выполнения.

  • На 1 этапе модульное занятие начинается с целеполагания: определение целей деятельности учащихся - чему они научатся за урок (cмотри приложение №1 УЭ - О (УЭ - учебный элемент).
  • 2 этап в модульном занятии - мотивация на усвоение содержания и учебную деятельность. (УЭ-1 Подготовка к работе).
  • 3 этап - информационный блок: содержание в виде рассказа учителя, лекции, фильма, диафильма, сообщений учащихся, чтения учебника или комбинаций этих компонентов. (УЭ-2).
  • 4 этап - отработка материала: лабораторные работы, решение учебных задач, проблем, ответы на вопросы, выполнение задании, игры, конференции и др. На этом этапе используются “мягкие” формы контроля.
  • 5 этап - модульное занятие заканчивается экспертным контролем (контроль учителя), коррекцией знаний и умений с постоянной рефлексией относительно целей учебной деятельности. (УЭ-4).

Экспертный контроль - это обычная проверочная работа, зачет, устный опрос или итоговый тест. Особенность коррекции в модульном обучении заключается в том, что она проводится сразу же после контроля, на том же уроке, а не на следующем, как при традиционном обучении. В ходе модульного занятия определяется исходный уровень знаний и умений учащихся, затем они получают информацию по изучаемой теме, отрабатывают учебный материал, в конце урока проводятся контроль и коррекция знаний и умений.

От природы все дети разные, поэтому на модульном уроке созданы условия для реализации учебной задачи разными путями.

Задача учителя - помочь ребенку познать мир его путем. Для достижения цели ребенок использует: рисунок, рассказ, тесты, расчетные задачи, практическую работу, понятия, логические цепочки, круги Эйлера, игровые моменты и др.

На модульных уроках дети могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава, а также всем классом. Форма посадки детей свободная, каждый из них имеет право выбора: один будет работать или с кем - либо из товарищей.

В модульном обучении учитель выступает как организатор обучения. Он управляет процессом обучения. Учитель здесь консультант, помощник учащихся. Часть своих функций он передает детям, например, оценивание. Так в процессе отработки учебного материала учащиеся могут оценить себя и товарищей сами по разработанным учителем критериям.

Деятельность учителя в модульном обучении связана с организацией деятельности учащихся по овладению учебным содержанием и управлением ею, что возможно только в том случае, если учащиеся вооружены способами этой учебной деятельности: выделение объекта и предмета изучения, описание, объяснение, классификация и т.д. Прежде чем учить ребенка биологии на основе модульной технологии, необходимо сначала научить его учиться, научить познавать (давать описание объектов, сравнивать их, объяснять явления и процессы с помощью теорий, классифицировать и т.д.), а далее в процессе обучения использовать эти способы для овладения новым содержанием.

Урок модуль создает на уроке психологический климат, при котором лети не боятся высказывать ошибочное мнение, зная, что это поиск истины.

Модульное обучение решает проблему отбора методов обучения. Ведущие: частично-поисковый; исследовательский; метод наблюдения, эксперимента; словесно-логический метод.

Разнообразие форм обеспечивает возможность реализовать индивидуальные особенности учеников.

Основные формы организации учебной деятельности:

  • работа с книгой (учебником);
  • работа с понятиями, терминами (лексическое значение, единый орфографический режим);
  • работа с текстом, со справочным материалом, научно-популярной литературой;
  • использование рисунков, тестов, таблиц, графиков, схем; решение расчетных задач;

Разнообразие методов и форм дает возможность ученикам использовать свои сильные стороны, т.к. “бесталанных детей нет, а есть занятые не своим делом”. Работа ребят сориентирована на самостоятельность в учебной деятельности, учитель направляет этот процесс и контролирует. Ученик и учитель идут вместе по дороге знаний - это путь успеха.

Система контроля знаний - это обязательное условие результативного учебного процесса. Поэтому элементы проверки знаний и умений включены в каждый урок - модуль и урок - зачет по пройденной теме. Особое внимание при контроле знаний уделяется проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей между биологическими системами. Ребенок не только раскрывает содержание понятия, но и устанавливает логическую связь между понятиями, изображая их кругами Эллера.

Предлагаемые варианты проверки знаний и умений учитывают оценку не только теоретических, но и практических умений. Для контроля знаний предложены самостоятельные работы, отчеты о проведенных опытах, экскурсиях на природу, биологические диктанты, биологические задачи.

Тестовые задания направлены на закрепление знаний по соответствующей теме. Тесты используются для поурочного и тематического контроля на обобщающих и зачетных уроках.

При организации проверки знаний учитываются возрастные особенности учащихся: любознательность, наблюдательность, интерес к динамическим процессам, предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками, эмоциональная возбудимость. Эти особенности дают возможность побудить учащихся к активной учебной деятельности.

Модуль включает разноуровневые задания. У ученика есть выбор того или иного задания. В этот момент происходит самооценка знаний.

Обобщение и проверка знаний проводится через 4-6 уроков. Темы с большим количеством часов разбиваются на отдельные подтемы и проводится промежуточный контроль.

Урок-модуль позволяет приучить учащихся к системе в работе и к системе проверки знаний. Это обязывает ученика учиться трудиться. “Умение трудиться - истинное сокровище людей” (Эзоп).

По данной системе каждый ребенок на уроке получит одну оценку. Но у него есть возможность получить 2 и 3 оценки. На зачетном уроке ученик получает 3 и более оценок в зависимости от своих индивидуальных особенностей и самоподготовки.

Ученик на уроке работает непринужденно, легко, с интересом, с большой продуктивностью. Практика подтвердила эффективность использования этой технологии; снижается учебная нагрузка, дети могут работать без домашних заданий, экономится до 30% учебного времени.

В заключение хочу сказать: сегодня существует очень много педагогических технологий: это технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса, технологии на основе активации и интенсификации деятельности учащихся, технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса и т.д. Из каждой технологии взяла то, что приемлемо для меня и моих учеников, что дает им возможность получить знания, сделать учебный процесс интересным, легким, результативным.

Мое педагогическое кредо - вера в каждого ученика.

Мои педагогические цели:

  • обеспечение равных возможностей для развития учащихся
  • развитие интереса к предмету через активизирующие средства обучения.
  • устранение механического запоминания, заучивания; достижение осмысленного глубокого понимания смыслового содержания изучаемого материала.

Основные принципы моей деятельности:

  • причини развития,
  • пришит психологической комфортности,
  • принцип целостности содержания образования,
  • принцип ориентировочной функции знаний,
  • принцип обучения деятельности,
  • принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества,

Платформа моей деятельности:

1) изучение реальных учебных возможностей учащихся,

2) использование модульного обучения,

3) использование словесно - логического метода,

4) опорные схемы,

5) нестандартные формы проведения уроков: лекции, КВН, ролевые игры, зачеты, экскурсии;

6) работа с одарёнными детьми, организация научно-исследовательской деятельности.

В настоящее время разрабатываю учебно-методический сборник по модульному обучению.

Пример модульной карты.

Учебный элемент Учебный материал с указанием заданий Рекомендации
УЭ-0 Цель: в результате работы над учебными элементами необходимо определить уровень знаний и умений по теме “Биосинтез белка”:

Раскрывать содержание основных понятий темы;

Выявлять частные признаки и на их основе находить общие биологические закономерности:

Этапы биосинтеза белка:

Распознавать схемы, рисунки, ориентироваться в вопросах теста:

Решать биологические задачи.

Прочти цель.
УЭ-1 Работа с биологическими понятиями и установления логических связей между ними.

Задание№1. Раскрыть содержание биологических понятий

рибосома; ген, и-РНК; т-РНК; р-РНК, нуклеотид: аминокислота, генетический код; кодон, антикодон; оперон; промотор, РНК-полимераза, транскрипция, трансляция.

Задание №2. Установите логические связи между понятиями, составьте пары из понятий, объясните их взаимосвязь.

Ответы устные.

Обсудите коллективно

УЭ-2 Генетический код и этапы биосинтеза белка.

Задание№1. Назвать основные положения генетического кода и раскрыть их содержание.

Задание№2.Смотри приложение №1 к модулю (1)

Задание №3. Раскрыть основные этапы биосинтеза белка: трансляция, транскрипция.

Задание 4. Смотри приложение №1 и рисунки № 1,2 к модулю (1.1.)

Работа индивидуальная.

Обсудите коллективно

Работа индивидуальная

Обсудите коллективно

УЭ-3 Тестирование по теме “ Биосинтез белка”.

Задание №1.Ответь на вопросы теста. Смотри приложение №1 модулю.

Работа индивидуальная в тетрадях для С/Р
УЭ-4 Биологические задачи по теме: “Биосинтез белка”

Задание №1. Закрепи знания по теме “Биосинтез белка” в решении биологических задач:

Задача 1. Сколько нуклеотидов содержит ген (обе цепи ДНК ) в которых запрограммирован белок, молекулярная масса которого равна 65000? Какую длину имеет ген? Какова молекулярная масса ДНК. во сколько раз она больше молекулярной массы белка? Какое понадобиться время для синтеза этого белка, если скорость передвижения рибосомы по и-РНК 6 триплетов в секунду?

Задача 2. Участок молекулы ДНК. кодирующий часть, полипептида, имеет структуру: ТГГ-ТАТ-ЦАГ-ГТТ-ЦЦТ. Определите нуклеотидный состав и-РНК. антикодоны т-РНК. аминокислотный состав полипептида и общее количество водородных связей в участке молекулы ДНК. Под действием химического мутагена (алкоголя) четвертый нуклеотид в ДНК замещается на адениловый. Изменится ли структура белка? Каким последствиям это может привести?

Выполнение работы индивидуально-коллективное

Решение задач для сам.работ

УЭ-5 Подведение итогов работы

Прочти цель урока.

Достигли ли Вы цели? Определите результат и установите, за счет чего он достигнут, если не достигнут, то по каким причинам?

 

Литература.

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолова. - М.: Смысл, 2002. - 416 с.9
  2. Блохин Н.В. Технология модульного открытого обучения в системе модернизации образования / Н. В. Блохин // Психологическое сопровождение процессов модернизации образования и профессионализации кадров: Материалы международного симпозиума. Часть 1. - 2002. - С. 24-25.
  3. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков / Г. В. Резапкина. - М.: Генезис, 2000. - С.94-98.