Некоторые рекомендации по созданию благоприятного психоэмоционального фона учебно-воспитательного процесса

Разделы: Общепедагогические технологии


Важность благоприятного психоэмоционального фона в процессе обучения переоценить невозможно. Доброжелательность, открытость и настроенность на получение новых знаний исключает дискомфортное состояние и многократно повышает эффективность интеллектуальных и творческих процессов обучающихся и, как следствие, эффективность учебно-воспитательного процесса в целом.

При планировании занятия следует уделять должное внимание комплексу мероприятий по подготовке кабинета. Освещение должно быть хорошим, воздух в кабинете свежим. Оформление кабинета должно быть эстетичным, разнообразным и, вместе с тем, не перегруженным. Очень хорошо зарекомендовало себя мультимедийное сопровождение учебного процесса.

Благопрятную атмосферу для обучения создает позитивное эмоциональное состояние преподавателя. Доброжелательность и улыбка вызовут ответную реакцию у ребят, будет налажен хороший контакт. Созданная атмосфера сотрудничества сведет к нулю возможность возникновения когнетивного диссонанса.

Необходимо избегать применения одних и тех же методов и скудности приемов, т.к. созданную атмосферу сотрудничества может полностью разрушить монотонность занятия. Следует помнить о необходимости чередования видов деятельности обучающихся: письменные задания нужно чередовать с чтением книг, анализом прочитанного, усвоением новой информации в процессе беседы с преподавателем и его объяснений.

Позитивно влияет на создание благоприятного психоэмоционального фона объединение ребят в группы, смена состава этих групп и, даже, простая смена мест обучающихся. Особенно эффективно перемещение с передних мест на задние и смена рядов, т.к. эти манипуляции позволяют задействовать оба полушария головного мозга.

Большую роль в создании позитивной психологической среды играет создание ситуации успеха и поддержка преподавателя. Не нужно бояться говорить ребятам, что они способные, умные, сообразительные. Состояния увлеченности и вовлеченности можно достичь с помощью соревнований, конкурсов, сюрпризов, обсуждений в малых группах.

Любой материал усваивается значительно эффективнее, если он подтвержден примерами из жизни, из практики. Поэтому нужно приводить как можно больше максимально приближенных к современной реальности примеров.

В процессе обучения должно быть применено максимально разнообразное количество методов обучения, приемов с целью формирование обучающей среды. При необходимости следует своевременно корректировать деятельность преподавателя и обучающихся. Важнейшим фактором создания благоприятного психоэмоционального фона является активность, открытость и доброжелательность обучающихся и преподавателей.