Урок обучению грамоте в 1-м классе "Твердый согласный звук [ц], буква Ц, ц"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить учащихся с твёрдым согласным звуком [ц], буквой Ц, ц;
  • развивать память, логическое мышление, внимание, любознательность;
  • способствовать развитию фонематического слуха;
  • формировать навыки выразительного чтения, умение рассуждать, работать с текстом;
  • воспитывать чувство товарищества, самостоятельности;
  • воспитывать у детей интерес к учебной деятельности;
  • расширять кругозор учащихся.

Оборудование: учебник “Русская азбука”, предметные картинки, магнитная доска, магнитная азбука (буквы, слоговые схемы), счётные палочки, мел, указка.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Сегодня на уроке нам понадобится учебник “Русская азбука”, счётные палочки и слоговые схемы. А чтобы наш урок прошёл хорошо, вы должны настроиться на работу, поднимать руку и активно работать.

II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним все, что мы с вами изучили.

- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

- Чем они различаются? (Гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает во рту никаких преград)

- Какими бывают гласные звуки? (Гласные бывают ударными и безударными)

- Какими бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, звонкими, глухими, парными, непарными, некоторые из них бывают шипящими)

- Какие гласные обозначают мягкость согласных звуков? (Обозначают мягкость согласных звуков буквы: я, е, ё, и, ю)

- Какие гласные обозначают твёрдость согласных звуков? (Обозначают твёрдость согласных звуков буквы: а, о, у, ы, э)

- Сколько вы знаете гласных звуков? (Мы знаем 6 гласных звуков)

Назовите их. (А, о, у, ы, э, и.)

Что вы знаете про буквы я, е, ё, ю? (У этих букв бывает два звука, а бывает и один звук)

- Когда у букв я, е, ё, ю два звука и какие? (У буквы я [й/а], е [й/э], ё [й/о], ю [й/у]. У букв я, е, е, ю два звука, когда они стоят в начале слова, после гласных, после разделительного твёрдого и мягкого знака)

- Когда у букв я, е, ё, ю один звук и какой? (У буквы я [а], е [э], ё [о], ю [у], когда они стоят после согласных)

- Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Молодцы, ребята!

III. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной новой буквой и её звуком. А какая это буква, вы скажете позже сами.

Физкультминутка.

IV. Работа над новым материалом.

- Ребята! Отгадайте загадку.

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат.

- Кто это? (Цапля)

(Ученик выходит к доске и из букв магнитной азбуки выкладывает на доске слово – цапля.)

1. Слого-звуковой анализ слов-отгадок.

Ребята! Давайте произнесём хором это слово. Сколько в нём слогов? (2) Почему? (В нём 2 гласных). Назовите 1 слог (цап), 2 слог (ля). Поставьте ударение. (Дети хором ставят ударение. Ударение падает на 1 слог, на гласный звук [а].)

Ребята! Составьте схему этого слова у себя на партах, разделите его счётными палочками на слоги и поставьте знак ударения. Один ученик выполняет эту работу на доске.

Дети! Произнесите 1звук в слове цапля. ([ц] Какой он? (Он согласный, твёрдый, глухой, непарный)

Молодцы! Отгадайте следующую загадку.

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.

Что это? (Цифры) (Ученик выходит к доске и выкладывает это слово из букв магнитной азбуки)

Ребята! Произнесите хором слово цифры. Сколько в нём слогов? (2) Почему? (2 гласных). Назовите 1 слог (циф), 2 слог (ры). Поставьте ударение. (Ударение падает на 1 слог)

Дети! Составьте на партах схему этого слова и разделите его палочками на слоги, поставьте ударение. (Один ученик выполняет эту работу у доски)

Ребята! Каким звуком начинается 1слог в слове цифры? (Звуком [ц]).

Какой он? (Звук [ц] согласный, твёрдый, глухой, непарный)

Итак, с какой буквой вы сегодня познакомились и, что про неё узнали? (Мы сегодня познакомились буквой Ц, и узнали, что у неё только один звук [ц]. Он согласный, всегда твёрдый, глухой, непарный)

Это и есть тема нашего урока.

2. Знакомство с буквами Ц, ц.

(Учитель показывает указкой место буквы Ц в алфавите и на ленте букв)

Дети! На что похожа печатная буква Ц? (Дети дают свои ответы)

Ребята! Выложите из счётных палочек на партах букву Ц.Молодцы!

А теперь давайте прочитаем с доски стихи про букву Ц.

Буква Ц – внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.

3. Игра “Кто внимательный?”

Ребята! Давайте поиграем в игру “Кто внимательный?” Я буду называть слова, а вы слушайте. Если в них есть звук [ц], то хлопайте, если нет, то молчите.

(Учитель называет слова: цыган, свет, колодец, цирк, светофор, мастер, цепочка, стул, стол, овца, Москва, блюдце, яйцо)

А теперь сами придумайте слова, в которых есть звук [ц]. (Дети называют свои слова)

4. Игра “Составь слово”.

Дети! Следующая игра называется “Составь слово”. На магнитной доске в беспорядке выставлены буквы, надо собрать слово.

я л ц п а

(Ученик выходит к доске и с помощью карточек составляет слово-цапля)

Физкультминутка.

5. Работа с Азбукой.

Ребята! Откройте учебник на странице 52-53.Скажите, куда нужно посмотреть, чтобы узнать какую букву мы сегодня изучаем. (Нужно посмотреть на странице 53 в верхний правый угол, где напечатана буква Ц с узорами, которая встречается в сказках и печатные буквы Ц, ц, заглавная и строчная, слоги-слияния с буквой Ц.

Дети! Схема какого слова изображена в учебнике? (Это схема слова кузнец)

(Проводится слого-звуковой анализ слова кузнец)

Ребята! Кто такой кузнец? (Если дети затрудняются сказать, то учитель объясняет, кузнец-это мастер по ковке металла.) Рассмотрите картинку с изображением кузнеца. Сколько слогов в слове кузнец? (2) Назовите их. (куз-нец). Поставьте ударение. (Ударение падает на второй слог.) Назовите последний звук в слове кузнец. ([ц]) Какой он? ( Он согласный, всегда твёрдый, глухой, непарный.) А где работает кузнец? (В кузнице.) Сколько слогов в слове кузница? (Три.) Назовите их и поставьте ударение.

Дети! Кого мы видим ещё на странице 53? (Мы видим двух кузнецов, которые работают в кузнице.) Какие они? (Они могучие, сильные, крепкие.) Что они делают? Один кузнец держит огромную кувалду, а другой клещами держит раскалённый кусок железа, а в другой руке у него кувалда, которой он будет ударять по железу. (Работа у кузнецов тяжёлая.)

Хорошо! Молодцы! А теперь читаем хором слоги – слияния. Придумайте слова, чтобы в них были эти слоги.

Ребята! Прочитайте слова на странице 53, вверху. (Кузнец, кузнецы, кузница, кузницы)

Чем различаются слова? (Кузнец, кузница стоят в единственном числе, а кузнецы и кузницы во множественном числе, кузнец и кузнецы отвечают на вопрос кто?, а кузница и кузницы отвечают на вопрос что?)

Прочитайте слова, в которых два слога, три слога.

Прочитайте слова, в которых ударный третий слог, второй слог, первый слог.

Ребята! Давайте составим свои предложения со словами, которые напечатаны в учебнике, но перед этим вспомним, что такое предложение? (Предложение - это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль)

Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов)

Что вы ещё знаете о предложении? (В предложении о ком-то или о чём-то говорится. Начало предложения пишется с заглавной буквы, а в конце предложения ставится точка, вопросительный, восклицательный знак)

Какие бывают предложения по цели высказывания? (Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и побудительные)

А по интонации? (По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные)

Молодцы! А теперь составьте свои предложения. (Дети составляют свои предложения со словами из учебника)

Физкультминутка.

6. Работа с иллюстрацией на странице 52.

Ребята! Рассмотрите картинку на странице52.

Где происходит действие? (В цирке)

Кто выступает на арене цирка? (Клоуны, медведь, лошадь, собачка, жонглёры)

Кто катается на велосипеде? (Медведь)

Кто играет на гармошке? (Клоун)

Кто стоит на лошади? (Девочка)

А вы были в цирке? Вам нравится цирк?

7. Чтение текста к иллюстрации на странице 53.

Дети! Прочитайте предложения на странице 53. Молодцы!

Сколько вы прочитали предложений? (5) Как вы узнали? (Здесь 4 точки и восклицательный знак)

Это текст или нет? (Текст, так как все предложения связаны.) А его можно озаглавить? (Да) Давайте это сделаем. (В цирке. Цирковое представление)

Ребята! Найдите в тексте слова, в которых есть звук [ц].

Задайте сами вопросы к этому тексту. (Одни ученики задают вопросы, а другие отвечают на них)

Молодцы!

Ребята! Какие в этом тексте встретились предложения по цели высказывания? (Повествовательные, побудительные)

А по интонации? (Восклицательные и невосклицательные)

Прочитайте повествовательные предложения. (Ученики читают)

Прочитайте побудительное предложение. (Я очень люблю цирк!)

Как его нужно читать? (Выразительно, с голосом)

Давайте составим схему этого предложения. (Один ученик чертит схему предложения на доске, а остальные ученики с помощью счётных палочек выкладывают схему на партах)

I_ _ _ _! Сколько слов в этом предложении? (4)

Молодцы!

Ребята! Давайте перескажем этот текст. (Несколько учеников выходят к доске и пересказывают.)

Молодцы!

8. Чтение пословиц.

Дети! Прочитайте пословицы на странице 52 и объясните их смысл.

Назовите из этих пословиц слова, в которых есть звук [ц]. Хорошо.

V. Закрепление изученного.Самостоятельная работа.

Сейчас каждый ряд будет самостоятельно на партах с помощью слоговых схем составлять схему какого-то слова, делить на слоги и ставить ударение. А мы потом проверим. (В классе 5 рядов. 1 ряд составляет схему слова цветок, 2 ряд - колодец, 3 ряд - кольцо, 4 ряд - цыган, 5 ряд - концерт)

Проверка самостоятельной работы.

(Представители каждого ряда выходят к доске и с помощью магнитных карточек ставят схемы слов, а весь класс проверяет)

Молодцы!

VI. Итог урока.

С какой буквой вы сегодня познакомились?

Что вы узнали про букву Ц?

Какие задания вы делали на уроке?

Что вам особенно понравилось?