Урок с применением ИКТ в технологии дидактических задач

Разделы: Математика


Тема урока: «Шкалы и координаты»

Информационная карта урока

Класс: 5

Цели урока:

Образовательные:

Знать:

  • понятие шкала, штрихи, деления;
  • понятие координатный луч, единичный отрезок, координата точки;
  • перевод единиц длины (из сантиметров в метры);
  • названия предметов имеющих шкалы;

Уметь:

  • изображать на шкале штрихи и деления;
  • строить координатный луч с обозначением единичного отрезка и координат точки;
  • осуществлять перевод единиц длины;
  • приводить  примеры и использовать предметы в быту (градусник, ростомер),  имеющие шкалы.

Развивающие:

  • учить самостоятельно, планировать собственную деятельность;
  • развивать пространственное воображение, мыслительные операции посредством математических действий.

Воспитательные:

  • формировать навыки толерантности, ответственности, самостоятельности.

Тип урока: усвоение новых знаний

Вид урока: урок с применением ИКТ в технологии дидактических задач [3].

Форма работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.

Методы обучения: наглядные, коммуникационные, частично-поисковые, проблемные.

Оснащение урока: мудьтимедийная установка, тетрадь, градусник, ростомер, пакет с информационными листами и дидактическими материалами.

Технологическая карта урока

Этапы занятия

Цель этапа

Время в мин

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности обучаемых

Средства обучения

Формы деятельности обучаемых

Методы обучения

Измерители

Организационный момент

1. Информация

Приветствие

 

Мотивировать обучающихся на активную познавательную   деятельность и практическую работу

1

 

3

Здравствуйте ребята. Я рада вас видеть!

Обоснование необходимости рассматриваемого материала для деятельности обучаемого

На сегодняшнем уроке мы изучим тему: «Шкалы и координаты» (слайд 1) (Приложение 6). А вот приборы где используется наша новая тема (слайд 2) (Приложение 6).

Назовите их, зачем они нужны? Поскольку они играют огромную роль в жизни человека мы должны их знать и уметь ими пользоваться, а также  определять на них координаты точки.

Работать мы будем таким образом: у каждого из вас на столе лежит пакет с информацией и заданиями, а также бланк для записи ответов (Приложение 4) и оценочный лист(Приложение 5) (показывает).

Принимают приветствие

 

Получение информации по теме. Осмысление цели урока, определение задач.

(Принимают цель и задачи урока), называют знакомые предметы, дают характеристику, сравнивают с изображениями на экране (слайд 2) (Приложение 6) и постановкой предметов на столе учителя. Рассматривают предложенный информационный пакет.

 

 

Метаплан у доски.

(Представлена выставка приборов: рулетка, секундомер, линейка, мензурка, напольные весы и т.д).

 

 

Фронтальная, групповая.

 

 

Наглядные, коммуникационные, самостоятельная работа.

 

Воспринять и осмыслить задание

1

Ознакомление учащихся с заданием

– Для правильного использования этих предметов, вы должны решить задачу побывав в аквапарке и став юными натуралистами (читает задачу), обращает внимание на (слайд 3) (Приложение 6) и (Приложение 1)

Осмысление задания

Дидактическая задача (слайд 3), (Приложение 6), (Приложение 1)

Индивидуальная

Проблемный, Самостоятельная работа

 

 

Знать теоретические основы по теме, основные этапы выполнения построения  координатного луча.

 

6

Консультирует в случае затруднения.

Если учащиеся не понимают суть теории, то учитель обращает их к (слайду 3)стараясь объяснить индивидуально или группе.

Работа с информационным листом.

Информационный лист – (слаид 4) (Приложение 6), (Приложение 2)

Индивидуальная

Самостоятельная работа, групповая.

 

2. Планирование

– строить координатный луч обозначением единичного отрезка и координат точки;

– осуществлять перевод единиц длины;

– изображать на шкале штрихи и деления;

– использовать предметы в быту (градусник, ростомер),  имеющие шкалы.

11

Консультирует в случае затруднения

На основе изученной информации определяют возможные пути решения дидактической задачи, используя этапы  работы с координатным лучом.

Решают задачи по уровню нарастающей сложности письменного и прикладного характера.

Информационный лист (слайд 4) (Приложение 6).

Задания по вариантам В№1, В№2 (Приложение 3, задачи 1-7)

Индивидуальная, парная.

Частично-поисковый, Самостоятельная работа.

 

3. Принятие решения

Определить свой оптимальный вариант решения поставленных задач

4

Дает уточнения, консультирует

– Какие вы молодцы! Но давайте обратимся вновь к дидактической задаче. Кто знает, как ее решить?

Обсуждают задание, сравнивают свои предполагаемые действия с действиями товарищей, обосновывают свою точку зрения

Информационный лист (слайд 4) (Приложение 6), (Приложение 2), дидактическая задача (слайд 3) (Приложение 6), (Приложение 1).

Индивидуальная, групповая

Беседа, дискуссия

Коммуникационный

 

 

                            

 

4. Выполнение

Научиться и уметь решать задачи по построению и использованию координатного луча и шкалы делений

12

Помогает и консультирует в случае затруднений

Решают предложенную задачу

Информационный лист, дидактическая задача.

Индивидуальная

Самостоятельная работа

Соответствие этапам в информационном листе

 

 

5. Контроль

Установить результат практической и аналитической деятельности на уроке, по решению дидактической задачи, и в  целом по умению строить координатный луч с обозначением единичного отрезка и координат точки.

3

Организует взаимопроверку с соседом по парте, консультирует в случае затруднения, знакомит с заполнением оценочного листа

Контроль правильно проделанной практической деятельности. Устанавливают соответствие результатов решенных задач и эталона правильных ответов.

Оценочный лист (Приложение 4), эталон и критерии оценки (Приложение 5), критерии оценки (слайд 7) (Приложение 6)

Индивидуальная, парная

Взаимоконтроль

Эталон  и критерии оценок (Приложение 5)

6.Оценка и заключение

Уметь представлять и оценивать результаты своей деятельности

4

Анализирует с учащимися полученные оценки, рабочую атмосферу в классе, эмоциональный фон.

Направляет учащихся на самостоятельный вывод по теме урока «шкалы и координаты».

Обращает внимание на слова И. Депмана (слайд 8) (Приложение 6),

Подводит итоги урока (слайд 8) (Приложение 6).

Дает домашнее задание.

Оценивают свою деятельность и деятельность парной работы в оценочных листах. Подводят итоги. Делают вывод.

Для использования в быту приборы имеющее шкалу делений надо знать единичный отрезок и координату точки. А также перевод единиц. Уметь строить координатный луч и наносить единичный отрезок и деления

Оценочный лист (Приложение 4), (слайд 7, 8) (Приложение 6), домашнее задание (слайд 9) (Приложение 6)

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Самооценка, беседа.

Эталон и критерии оценок (Приложение 5)

Литература

  1. С. Акимова. Занимательная математика. – Санкт-Петербург, «Тригон», 1976.
  2. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. Математика 6. Учеб. для 5 кл. общеобразоват.учреждений – М.: Мнемозина, 2004.
  3. Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Компетентностный подход в обучении: технологии реализации: Учебно-методическое пособие.– Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007.
  4. Перышкин А.В. Физика.7 класс.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд., Дрофа 2009 г.