Урок музыки "В чем сила музыки В.Моцарта и Ф.Шуберта?"

Разделы: Музыка


Цель: Формирование музыкальной культуры учащихся, как важной и неотъемлемой части духовной жизни.

Задачи:

  1. Образовательная: Выявить характерные особенности творчества В. Моцарта и Ф. Шуберта.
  2. Развивающая: развивать навыки эмоционального осознанного восприятия музыкальных произведений.
  3. Воспитательная: воспитывать любовь, интерес к классической музыке, эмоциональную отзывчивость; воспитывать любовь к природе, женщине – матери.

Оборудование: портреты В.Моцарта, Ф.Шуберта; репродукция картины “Сикстинская Мадонна” Рафаэля Санти; портрет Робертино Лоретти; аудиозапись “Ave Maria” Ф.Шуберта.

План урока:

  1. Орг. момент.
     
  2. “Весенняя песня” В.А. Моцарта.
    а) вступительная беседа;
    б) исполнение песни;
    в) разбор.
    Соната B – dur В.Моцарта.
    а) беседа о композиторе;
    б) слушание;
    в) разбор.
     
  3. “Ave Maria” Ф. Шуберт.
    а) Рафаэль Санти “Сикстинская Мадонна”;
    б) слушание;
    в) беседа – разбор.
     
  4. Итог урока.

Ход урока

I. Приветствие.

Учитель: Тема нашего урока “В чем сила музыки?”

II. “Весенняя песня” В.А. Моцарта.

Учитель:

“Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет
Все весны дыханием согрето
Все кругом и любит и поет!”
(А.Толстой)

Учитель: Ребята, какие чувства навеяло на вас это стихотворение?

Дети: Чувство радости, красоты, возвышенности.

Учитель: А почему?

Дети: Потому что это стихотворение о весне.

Учитель: Правильно. Ведь весна – это прекрасное время года, когда начинает оживать вся природа. Именно весной она черпает новые силы. А какое настроение возникает у вас с приходом весны?

Дети: Радостное, светлое.

Учитель: Хорошо. А теперь посмотрите на картину. Какое время года изобразил здесь художник?

Дети: Весну.

Учитель: Какие чувства навеяла вам эта картина?

Дети: Светлые, радостные.

Учитель: А какие краски использовал художник, рисуя эту картину?

Дети: Светлые, нежные тона.

Учитель: Ребята, а если бы вы были композиторами, то какую музыку вы написали бы о весне? Какого бы она была характера?

Дети: Легкая, радостная, веселая, полетная.

Учитель: Хорошо. Сейчас мы послушаем, как это сделал австрийский композитор В.А. Моцарт. Песня так и называется “Весенняя песня”. Внимательно послушайте ее, определите характер песни и средства музыкальной выразительности, которые использовал композитор, чтобы передать весенние чувства.

(Исполнение педагогом “Весенней песни” В. Моцарта.)

Учитель: Какого характера песня?

Дети: Веселого, радостного, полетного, ликующего.

Учитель: Правильно, ведь эта песня о весне; когда ее слушаешь – ясно представляешь себе это прекрасное “утро” года.

Ребята, а какая эта музыка? Какие жанры присутствуют в произведении?

Дети: Песня, танец.

Учитель: Ритм, какого танца вы здесь услышали?

Дети: Это вальс.

Учитель: Правильно. Песня написана в 6 дольном размере, который придает ей легкость и танцевальность. Ребята, а какие звуки использовал композитор в мелодии?

Дети: Яркие, ликующие, восторженные, мелодия звучит светло и грациозно и пронизана солнечным светом.

Учитель: А какой темп песни?

Дети: Подвижный, быстрый, оживленный.

III. Соната B-dur В. Моцарта.

Учитель: Творчество Моцарта многообразно; за всю свою короткую жизнь, а прожил он всего 36 лет, он сочинил много произведений: сонаты, концерты, оперы, симфонии. Его чудесную музыку любят и ценят во всем мире.

Он родился 27 января 1756 года в г. Зальцбурге, в семье придворного органиста и композитора Леопольда Моцарта.

Музыкальные способности Моцарта заметили с раннего детства: в 3 года он пытался подбирать на клавесине ранее услышанные мелодии; в 5 лет он уже сочиняет музыку, а в 6 лет он уже посетил Лондон, Вену и Париж. Это были его первые концертные поездки.

Моцарта называли “музыкальным чудом 18 века” или “маленьким чародеем”.

А сейчас я сыграю вам экспозицию сонаты B-dur. Внимательно послушайте ее и определите характер.

(Pвучит экспозиция сонаты.)

Дети: Характер светлый, полетный, радостный; звуки мелодии – ликующие, летящие, восторженные.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились лишь с некоторыми произведениями В. Моцарта.

Скажите, какое настроение несет в себе его музыка?

Дети: Светлое, жизнерадостное, хочется смеяться.

Учитель: Правильно. Музыка Моцарта несет в себе оптимизм, жизнелюбие, веру в будущее. В этом и заключается ее сила.

IV. Ф. Шуберт “Ave Maria”.

Учитель: Ребята, мы уже говорили, что природа оживает, черпает новые силы весной. А кто дает жизнь человеку? Кто рядом с вами в минуты печали и радости?

Дети: Мама.

Учитель: Правильно. Мама – это всегда образ светлого и возвышенного. Образ женщины – матери воспевали и воспевают в своих произведениях великие композиторы, художники, поэты.

Перед вами знаменитая картина выдающегося художники эпохи Возрождения Рафаэля Санти “Сикстинская Мадонна”. В основу ее содержания положена библейская легенда, прославляющую силу материнства. Художник изобразил Марию во весь рост с младенцем на руках, спускающуюся с небес к людям. Ее прекрасное, серьезное, кроткое лицо с большими глазами овеяно затаенной печалью, но остается спокойным и ясным.

Интересна и легенда о создании этой картины.

“Таинственный монах”

Незадолго до свадьбы тяжело заболела и вскоре умерла невеста Рафаэля Мария. Постоянно таял, истончался, уходил в небытие источник вдохновения, кладезь божественных образов. Лишь тяжелая работа спасла его.

Рафаэлю предложили продолжить строительство собора Святого Петра. Целый день он проводил на строительстве, а вечером запирался дома и никого к себе не пускал: ни друзей, ни учеников.

Но однажды к нему явился монах – Фра Бартоломео, и велел слуге доложить о его приходе. Но Рафаэль не принял его, сказав слуге, что он болен. Монах настаивал, чтобы его приняли, и велел передать, что он проделал долгий путь, и еще что сможет помочь Рафаэлю.

Рафаэля это заинтересовало, и он его принял.

Монах был очень высок, худ и смугл; через все его лицо – от виска до подбородка тянулся шрам.

“Что привело вас ко мне?” спросил Рафаэль

“Отец – настоятель и братья поручили мне заказать для нашей скромной обители образ пресвятой Девы Марии с младенцем. (Монастырь Святого Сикста)

“Этого мне еще не хватало”, – подумал Рафаэль и вежливо отказался.

На что монах сказал: “Я знаю, что вас мучают боли и нет на земле женщины, которая смогла бы заменить возлюбленную, ты напишешь Мадонну, следуй за мной.

Они долго шли по улицам ночного Рима, и, наконец, остановились у маленького домика из обоженной глины. В окне горел свет. Монах подвел Рафаэля к окну и сказал: “Смотри. И запомни: о том, что ты увидишь, никому ни слова”. Художник заглянул в окно, и у него перехватило дыхание… Большая светлая комната, весьма богато убранная.

На софе у стены сидела женщина, перед которой тотчас померкла красота Марии.

Женщина раскачивала колыбель и смотрела в окно.

Это был взгляд древней пророчицы. В комнате не было ни свечей, ни масляных плошек, но она была залита серо – розовым светом.

Она взяла из колыбели младенца и усадила его на колени. Художника поразил его глубокий взгляд.

Рафаэлю захотелось зайти, но монах сказал: “Это очень далекий от нас мир. Туда лежит долгая – долгая дорога – человеческая жизнь. Прощай”.

Всю ночь Рафаэль пытался запечатлеть на бумаге божественные образы, а утром отправился на то место…, но что он увидел: окна были заколочены досками, и по состоянию дома было видно, что здесь давно уже никто не живет.

Вскоре “Мадонна для монастыря Святого Сикста была завершена, и, как гласит легенда, работал над ней художник без предварительных эскизов. В сопроводительном письме Рафаэль просил отца – настоятеля принять картину в дар и засвидетельствовать свое почтение монаху. Ответ настоятеля удивил Рафаэля: “Монахи, приняли картину как божественный дар, а что касается монаха, то его в монастыре нет, и не было”.

До середины 18 столетия “Сикстинская Мадонна” находилась в монастыре, над алтарем Святого Сикста, пока не была куплена курфюстом Саксонским Августом и отправлена в Дрезден.

Поныне эта картина хранится в Дрезденской галерее.

Учитель: К образу Марии обращались в своих произведениях поэты, композиторы, художники и сейчас мы послушаем одно из многих произведений, посвященных Марии, автором, которого является композитор Франц Шуберт.

Произведение называется “Ave Maria”, что в переводе означает “Да здравствует, Мария!”

Внимательно послушайте произведение, определите характер и настроение.

(Cлушание.)

Учитель: Какой характер произведения? Какая мелодия?

Дети: Мелодия красивая, напевная, грациозная.

Учитель: Правильно. Это возвышенная музыка. А какой голос исполнял песню?

Дети: Детский.

Учитель: Правильно. Ее пел 14–летний итальянский мальчик Робертино Лоретти. Его необыкновенно чудесный голос покорил весь мир. А звучание, каких инструментов вы здесь услышали?

Дети: Скрипки и арфы.

Учитель: Хорошо. Под впечатлением от музыки Ф. Шуберта и картины Рафаэля “Сикстинская Мадонна” одна из учениц Дрезденской школы Наташа Катасова сочинила стихотворение.

“Ave Maria”

Висит на стене Рафаэля картина:
Мадонна с младенцем в тревоге за сына
Внимательно смотрят, думают дети
В классе ни звука. Слушают дети…
“Аве Марию” Голос Лоретти
Самый прекрасный голос на свете!
Что происходит с каждым из нас?
Что же случилось в классе сейчас?
Ты оживил нам Мадонну с картины!
Вот что ты сделал для нас Робертино!

Учитель: Ребята, а как вы думаете, характер музыки в произведении Шуберта “Ave Maria” созвучен картине?

Дети: Да, созвучен.

Учитель: Он помогает почувствовать душевное состояние художника. Звуки этой мелодии льются так же, как серебристый свет, по которому спускается дева Мария. Возвышенная красота и приподнято торжественный строй объединяют два этих великих творения искусства.

V. Итог урока.

Учитель: Итак, с музыкой, каких композиторов вы, сегодня, познакомились?

Дети:

Учитель: Какое настроение несет в себе музыка этих композиторов?

Дети:

Учитель: Правильно. Музыка этих композиторов несет в себе радость, оптимизм, веру в будущее. В этом и заключается ее сила.

Задание на дом: Написать сочинение о силе музыки В. Моцарта и Ф. Шуберта.