Учебное пособие для учащихся "Контрольная работа по музыкальной литературе. Русская музыка"

Разделы: Музыка


МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА

Ответь на вопросы:

1. Назови годы жизни и смерти композитора______________________________________________________________________

2. М.И. Глинка был основоположником____________________________________________________________________музыки.

3. Современником каких событий являлся М.И. Глинка?_____________________________________________________________

4. С 1817 года Глинка живет в Петербурге. С кем из выдающихся людей того времени встречался композитор?_______________________________________________________________________________

5. В 1830 году М.И. Глинка уезжает за границу (Италия, Германия). Какие произведения им создавались в этот период?_______________________________________________________________________________

6. Глинка написал две оперы: а)народно – патриотическая________________________ б)сказочно-эпическая________________

7. Создав новый тип народно-музыкальной драмы, М.И. Глинка оказал огромное влияние на творчество последующих композиторов. Их имена…___________________________________________________________________________________________________

8. Назови наиболее значительные произведения для оркестра______________________________________________________

9. Какое симфоническое произведение представляет собой вариации на две русские темы?______________________________________________________________________________________________________

10. Какое симфоническое произведение Глинки первоначально было написано для фортепиано (позже расширено и оркестровано)?_____________________________________________________________________

11. Назови фамилии поэтов, на слова которых создавались романсы М.И. Глинки______________________________________________________________________________________________________

12. Назови несколько романсов на слова А.С. Пушкина______________________________________________________________

13. Какое общее название имеет вокальный цикл, созданный на слова Н. Кукольника?__________________________________________________________________________________________________

14. Назови несколько романсов из этого цикла______________________________________________________________________

15. Среди романсов и песен Глинки встречаются разнообразные жанры…_________________________________________________________________________________________________

Проверь  себя:

1. Переставь буквы в названиях произведений Глинки:

1 акансмаярик
2 нсаракаяго
3 нокворожа
4 зияфанта
5 милюдла

1. Симфоническая фантазия на две русские темы?
2. Симфоническая увертюра «…  хота»?
3. Романс на слова Кукольника?
4. Симфоническое произведение «Вальс – …»?
5. Опера – сказка «Руслан и …»?  

2. Распредели в нужные колонки:

Романс Опера Симфонические произведения
     
     
     
     

«Я вас любил»,  «Руслан и Людмила»,   «Ночь в Мадриде»,  «Попутная песня»,  «Я помню чудное мгновенье»,  «Камаринская»,  «Иван Сусанин»,  «Вальс-фантазия».

Знаете  ли  вы, что:

1. С детских лет М.И. Глинка проникся любовью к музыке. Закончи цитату «Музыка – …____________________________________________

2. Преподавателем русской словесности Глинки в Благородном пансионе был друг Пушкина, будущий декабрист. Его имя ________________________________________________________________________________

3. Премьера оперы «Иван Сусанин» состоялась 27 ноября 1836 года. Однако,  опера имела и другое название… ________________________________________________________________________________

4. В опере «Иван Сусанин» поляки представлены не народными песнями, хорами как русский лагерь, а четырьмя танцами…______________________________________________________________________

5. Побывав в Испании, Глинка создал две симфонические увертюры: __________________________________________________
_______________________________________________________________

АЛЕКСАНДР  СЕРГЕЕВИЧ  ДАРГОМЫЖСКИЙ

Ответь  на  вопросы:

1. Назови годы жизни и смерти композитора_______________________________________________________________________

2. С 1817 года семья Даргомыжских живет в Петербурге. Назови учителей Даргомыжского, которые обучали его игре на фортепиано________________________________________________________________

3. Встреча с этим композитором, в 1835 году, имела огромное значение в жизни и творчестве А.С. Даргомыжского…____________________________________________________________________________

4. В 1844 году Даргомыжский уезжает за границу. В каких городах он побывал?___________________________________________
_______________________________________________________________

5. Какие два основных  жанра преобладают в творчестве Даргомыжского?_______________________________________________
_______________________________________________________________

6. Как называется опера, созданная по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери»?_______________________________________
_______________________________________________________________

7. Назови двух любимых поэтов А.С. Даргомыжского_______________________________________________________________

8. Даргомыжского привлекает творчество поэта М. Лермонтова. Назови несколько романсов на его стихи___________________

9. Сколько романсов и песен создал композитор?__________________________________________________________________

10. Как называется последняя опера А. Даргомыжского?___________________________________________________________

11. Жанр этой оперы – психологическая бытовая драма…_________________________________________________________

12. Кто является автором либретто оперы «Русалка»?______________________________________________________________

13. Назови несколько оркестровых пьес Даргомыжского____________________________________________________________

14. Как называется содружество композиторов, с которыми в 60-х годах сближается А.С. Даргомыжский?________________________________________________________________________________

15. Эту оперу Даргомыжский закончить не успел. Её завершили Кюи, Римский-Корсаков…______________________________

Проверь  себя:

Составь кроссворд:

1. Автор стихов «Мне грустно», «И скучно, и грустно»?
2. Романс «…  советник»?
3. Опера «Каменный …»?
4. Главная героиня оперы «Русалка»?
5. Исполнитель – певец партии Мельника в опере «Русалка»?
6. Один из любимых поэтов А. Даргомыжского Александр  …?
7. Драматическая песня «…     капрал»?

Веришь ли ты, что:

1) А. Даргомыжский был членом «Могучей кучки»?_______________

2) А. Даргомыжский встречался с М. Глинкой?____________________

3) А. Даргомыжский, основным жанром своего творчества, считал симфонию?____________________________________________________

Знаете  ли  вы, что:

1. В историю русской музыки А.С. Даргомыжский вошел как «великий учитель музыкальной правды». Кому принадлежат эти слова?_________________________________________________________

2. Помимо занятий на фортепиано, Даргомыжский обучался игре на скрипке и пению. В Петербурге Даргомыжский был признанным преподавателем…______________________________________________

3. А.С. Даргомыжский создал четыре оперы, однако, одна из них первоначально была написана как хоровая кантата…______________
_______________________________________________________________

4. Композиторы – кучкисты считали себя продолжателями традиций Глинки. Основателем содружества композиторов был…____________
_______________________________________________________________

5. В 1853 году, в Петербурге, состоялся концерт из произведений Даргомыжского. Инициатором этого концерта был известный русский музыкальный критик и просветитель…___________________
_______________________________________________________________

АЛЕКСАНДР  ПОРФИРЬЕВИЧ  БОРОДИН

Ответь  на  вопросы:

1. Назови годы жизни и смерти композитора_____________________________________________________________________________________

2. Какими иностранными языками владел Бородин?______________________________________________________________________________

3. С детских лет композитор увлекался музыкой, химией, естествознанием. Куда поступил учиться А. Бородин в 1850 году?__________________________________________________________________

4. В 1859 году Бородин прибыл в Германию. Сколько лет он провел за границей?___________________________________________________

5. Назови русских ученых, с которыми был дружен А.П. Бородин___________________________________________________________________

6. Какую роль в жизни композитора сыграла талантливая русская пианистка Е.С. Протопопова?____________________________________

7. В 1862 году Бородин становится членом балакиревского кружка. Это содружество композиторов в истории русской музыки получило название… ____________________________________________________________________________________________________________________

8. В каких жанрах работал Бородин?____________________________________________________________________________________________

9. Сколько опер создано композитором? _________________________________________________________________________________________

10. Кто предложил Бородину сюжет оперы «Князь Игорь»? ________________________________________________________________________

11. Назови авторов, на слова которых писал свои романсы и песни А. Бородин ______________________________________________________________________________________________________________________

12. Сколько романсов и песен написал Бородин? __________________________________________________________________________________

13. Сколько симфоний создал композитор? _______________________________________________________________________________________

14. Это произведение завершили композиторы Глазунов и Римский – Корсаков… ____________________________________________________

15. Назови несколько композиторов 20-го века, в творчестве которых нашли свое продолжение традиции А.П. Бородина ________________________________________________________________________________

Проверь  себя:

ДАТЫ:

1. Год рождения А.П. Бородина? _____________
2. Закончил Медико-хирургическую академию, получил звание доктора наук? ____________
3. Была исполнена Первая симфония Бородина? __________
4. Знакомство с Ф. Листом? __________
5. Год смерти композитора? __________

Зачеркни неверное:

Опера «Князь Игорь», опера «Русалка», романс «Я помню чудное мгновенье», романс «Для берегов Отчизны дальной».

Знаете  ли  вы, что:

1. В музыке  Бородин во многом продолжал традиции Глинки. Кому принадлежат слова, характеризующие облик композитора? «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе…»?________________________________________________

2. В 1877 году, на музыкальном фестивале в Баден-Бадене, произошло первое знакомство с музыкой Бородина. Назовите имя инициатора исполнения Первой симфонии Бородина на этом фестивале?____________________________________________________

3. Александр Глазунов, после смерти композитора, по памяти восстановил лишь две части симфонии. Считается, что эта симфония фактически потеряна для русской музыки… _____________________________________________________________________________________

4. В русском народном эпосе жизнь людей, зачастую, сопоставлялась с могучими и грозными явлениями природы. В «Князе Игоре» важное значение в развитии действия имеет сцена…______________________________________________________________________________

5. Опера «Князь Игорь» – одно из лучших творений      оперной классики. А.П. Бородин посвятил её памяти…____________________________________________________________________________________

МОДЕСТ  ПЕТРОВИЧ  МУСОРГСКИЙ

Ответь  на  вопросы:

1. Назови годы жизни и смерти композитора_____________________________________________________________________________________

2. М.П. Мусоргский, композитор из числа «Могучей кучки», в своем творчестве следовал заветам______________________________, называя его «великим учителем музыкальной правды».

3. Первой учительницей музыки была…_________________________________________________________________________________________

4. В Петербурге Мусоргский учился в …________________________________________________________________________________________

5. С кем из композиторов, в 1857 году, знакомится М.П. Мусоргский?___________________________________________________

6. Назови произведения 60-х годов_____________________________________________________________________________________________

7. В каких жанрах работал композитор?________________________________________________________________________________________

8. С кем, из русских композиторов 19-го века, наиболее был дружен Мусоргский?__________________________________________________________________________________________________________________

9. В 70-е годы композитор создал вокальный цикл, где с большой чуткостью отразил своеобразный мир детской души. Название этого цикла?______________________________________________________________________________________________________________________

10. Назови оперу, где описаны исторические события конца 17-го века – стрелецкие бунты и движение раскольников.______________________________________________________________________________

11. Этот цикл фортепианных пьес был создан под впечатлением выставки рисунков художника, друга композитора, внезапно и неожиданно скончавшегося…___________________________________________________________________________________________________

12. Кто исполнил партию Досифея в первой постановке «Хованщины», партию Бориса в опере «Борис Годунов»?_________________________________________________________________________

13. Назови главное действующее лицо в опере «Борис Годунов»___________________________________________________________________

14. Перечисли несколько песен Мусоргского на его собственные слова…______________________________________________________________________________________________________________________

15. Кто из композиторов советского периода 20-го века заново окончил, оркестровал оперу «Сорочинская ярмарка»?___________________________________________________________________________

Проверь  себя:

Собери названия:

1.  «…       с выставки»?
2. «Сорочинская      …»?
3. «Избушка     …»?
4. «Иванова ночь      …»?
5. «…      Ерёмушке»?

Ярмарка,   картинки,   колыбельная,  на курьих ножках,   на лысой горе.

Определи жанр:

1. «Саламбо» – ?
2. «Сиротка» – ?
3. «Детская» – ?

Вокальный цикл,  песня,  опера,  симфоническое  произведение.

Знаете  ли  вы, что:

1. В опере Мусоргского «Хованщина» описаны события острой борьбы старой боярской Руси против Преобразований вступившего на престол Петра I. В работе над оперой, своими советами, участием, разыскиванием нужных исторических документов, принимал участие близкий друг композитора, которому и посвящена эта опера…________________________________________________________

2. М. Мусоргский очень тяжело переживал распад «кучкистов». Он с горечью жаловался В. Стасову: «Могучая кучка» выродилась в бездушных изменников». Тяжелые переживания этого времени нашли отражение в мрачном цикле романсов «Без солнца» и в трагических «Песнях и плясках смерти» – оба цикла на слова одного и того же поэта…_______________________________________________

3. В 19-м веке, содружество композиторов М. Балакирева, Ц. Кюи, А. Бородина, Н. Римского- Корсакова и М. Мусоргского вошло в историю русской музыки под названием «Могучая кучка». Композиторы-кучкисты называли себя наследниками Глинки и свою цель видели в продолжении его заветов, в развитии русской национальной музыки. Однако, этот балакиревский кружок имел ещё одно название______________________________________________

4. Фортепианный цикл «Картинки с выставки» был закончен Мусоргским в 1874 году. Это десять самостоятельных пьес с общим замыслом, где отразились впечатления композитора от тех или иных рисунков художника Гартмана. Еще большую популярность приобрело это произведение, когда известный французский композитор_______________________ сделал их аранжировку.

5. И сегодня, многие пианисты мира, фортепианный цикл «Картинки с выставки» включают в программы своих концертов. Одним из лучших исполнителей «Картинок с выставки» является выдающийся русский пианист 20-го века…_______________________

  

НИКОЛАЙ  АНДРЕЕВИЧ  РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

Ответь  на вопросы:

1. Назови годы жизни и смерти композитора _____________________________________________________________________________________

2. Какую профессию хотели избрать родители Римскому-Корсакову? ___________________________________________________________________________________________________________________

3. В юности любимым музыкальным жанром была… _____________________________________________________________________________

4. На каком корабле Н.А. Римский-Корсаков отправился в кругосветное плавание? ________________________________________________________________________________________________________

5. Римский-Корсаков – профессор Петербургской консерватории по классу… ______________________________________________________________________________________________________________________

6. В 80-е годы композитор сближается с богатым лесопромышленником и почитателем музыки _________________________________, устроителем Русских симфонических концертов.

7. В каких жанрах работал композитор? _______________________________________________________________________________________

8. Римский-Корсаков являлся членом балакиревского кружка. Его название? ______________________________________________________

9. Назови вокальное произведение 80-х годов на стихотворение Пушкина, где авторы сумели передать всю тяжесть самодержавного гнёта… _______________________________________________________________________________________________________________________

10. Действие какой оперы происходит в древнем Новгороде? _____________________________________________________________________

11. Сколько опер написал композитор?___________________________

12. Кто является автором либретто к операм композитора «Псковитянка», «Снегурочка», «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством», «Сервилия», «Кащей Бессмертный»? ______________________________________________________________________________

13. Какие исторические события повлияли на увольнение Римского – Корсакова из консерватории? _________________________________________________________________________________________________

14. Назови симфоническую сюиту, написанную композитором по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь» __________________________________________________________________________________

15. О каком сборнике пишет композитор? «Песни я расположил по отделам. Сначала поместил былины, потом протяжные и плясовые, игровые и обрядовые в порядке цикла языческого поклонения солнцу…» ____________________________________________________________________________________________________________________

Проверь  себя:

Персонажи опер (распредели по колонкам): 

«Снегурочка» «Садко»
   
   
   
   
   

1. Волхова
2. Веденецкий гость
3. Лель
4. Любава
5. Мизгирь
6. Царь Берендей
7. Весна
8. Индийский гость

Переставь буквы в названиях произведений:

1 шезарахеда
2 шокпету
3 нетавес
4 косад
5 анрат

1. Сюита по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь»;
2. Опера «Золотой   …»;  3. Опера «Царская   …»;  4. Опера-былина …; 5. Сюита, написанная по восточной сказке О. Сенковского.

Знаете  ли  вы, что:

1. В. Мамонтов – основатель Частного оперного театра в Москве. Какие четыре оперы Римского-Корсакова были поставлены на сцене этого театра? _____________________________________________________________________________________

2. Сказка и песня всегда были душой русского народа. Именно с творчеством Н.А. Римского-Корсакова, пышным цветом расцвела в русской музыке… _____________________________________________

3. В опере-былине «Садко» присутствуют заморские гости торговые, среди них – Веденецкий гость. А современное название города Веденец? ___________________________________

4. Так композитор говорил о своей любимой опере: «Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем…». Это опера… _______________________________________________________

5. Со своим учеником, известным композитором, Римский-Корсаков заканчивает оперу «Князь Игорь» и некоторые романсы Бородина. Композитор, вручая учителю своё фото, подписал: «Римскому-Корсакову – царю Берендею». О каком ученике Римского-Корсакова идет речь? ______________________________________________________________________________________________

Справочный  материал

М.И. Глинка (1804 – 1857) – основоположник русской классической музыки.
Основные произведения:
Оперы: «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), «Руслан и Людмила»;
Музыка к трагедии Н. Кукольника «Князь Холмский»;
80 романсов, песен, арии (вокальный цикл на слова Н. Кукольника «Прощание с Петербургом»; романсы «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил», и др.);
Симфонические пьесы: испанские увертюры «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде»; симфоническая фантазия «Камаринская» на две русские темы; «Вальс – фантазия» (первоначально – фортепианная пьеса);
Инструментальные ансамбли;
Фортепианные пьесы (вариации, мазурки, вальсы, и др).

А.С. Даргомыжский (1813 – 1869) – младший современник и последователь Глинки. В историю русской музыки вошел как художник – реалист, «великий учитель музыкальной правды» (М. Мусоргский).
Основные произведения:
Оперы: «Эсмеральда», «Русалка», «Торжество Вакха» (первоначально – кантата), «Каменный гость» (не закончил, завершили Ц. Кюи, Н. Римский – Корсаков);
Симфонические пьесы: «Казачок», «Баба – Яга», «Чухонская фантазия»;
100 песен и романсов: на слова Кольцова, Курочкина, Пушкина, Лермонтова и др. («Мне минуло шестнадцать лет», «Титулярный советник», «Червяк», драматическая песня «Старый капрал», «Мне грустно», и др.);
Вокальные ансамбли;
Фортепианные пьесы.

А.П. Бородин (1833 – 1887) – вошел в историю русской музыки не только как своеобразный, талантливый композитор, но и как крупный ученый, общественный деятель.
Основные произведения:
Опера «Князь Игорь» (не окончена, завершили А. Глазунов, Н. Римский – Корсаков);
3 симфонии (третья утеряна), симфоническая картина «В Средней Азии»;
Квинтет для струнных с ф-но;
2 квартета;
«Маленькая сюита» для ф-но;
18 романсов;
Оперетта «Богатыри».

М.П. Мусоргский (1839 – 1881) – среди композиторов «Могучей кучки» был наиболее ярким выразителем в музыке революционно – демократических идей 60-х годов 19-го века.
Основные произведения:
Оперы: «Саламбо», «Женитьба» (первый акт), «Борис Годунов», «Хованщина» (не окончена, завершил Н. Римский – Корсаков),  «Сорочинская ярмарка» – не окончена, в 1917 году завершил Кюи, заново окончил и оркестровал В. Шебалин – композитор советского периода 20-го века;
67 романсов, песен, вокальный цикл «Детская», («Сиротка», «Светик Савишна», «Озорник», «Семинарист» – песни, созданные на собственные слова), и др.
Симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе», «Интермеццо»;
Фортепианный цикл «Картинки с выставки» (оркестрован Морисом Равелем; лучший исполнитель – русский пианист 20-го века С. Рихтер); фортепианные пьесы.

Н.А. Римский-Корсаков (1844 – 1908) – с его творчеством пышным цветом расцвела в русской музыке сказка; его жизнь – беззаветное служение искусству, верность своим идеалам.
Основные произведения:
15 опер: «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок», и др;
Симфонические сюиты: «Антар» (по мотивам восточной сказки О. Сенковского), «Шехеразада» (по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь»), «Испанское каприччио»;
Симфонические картины: «Садко», «Сказка», «Светлый праздник»
Симфонические увертюры, симфонии, симфониетта;
Концерт для ф-но с оркестром;
Около 80-ти романсов;
Сборники «100 русских народных песен», «40 русских народных песен»;
Учебники гармонии, оркестровки, статьи; «Летопись моей жизни» (воспоминания).

«Новая русская школа» или, по определению В. Стасова, «Могучая кучка» – содружество композиторов, творчество которых приходится на 60-е годы 19-го века. В состав «Могучей кучки» входят пять композиторов: М. Балакирев (организатор, идейный лидер), Ц. Кюи, М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков. Деятельность молодых композиторов была направлена по пути национального развития русской музыки. Считая себя наследниками Глинки, свою цель видели в продолжении его заветов.

Ференц Лист (1811 – 1886) – венгерский композитор 19-го века, пианист.

Морис Равель (1875 – 1937) – французский композитор конца 19-го века, дирижер.

Кантата – многочастное хоровое произведение.

Либретто – словесный текст оперы.