Групповое занятие тренинга личностного роста для старшеклассников "Сказочными тропами счастья"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели занятия:

  • формирование глубокого и не травмирующего подхода к экзистенциальным проблемам;
  • развитие самосознания и саморефлексии участников, уточнение Я-образа, выработка позитивного самоотношения;
  • содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Задачи занятия:

  • сформировать позитивный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;
  • расширить представления участников о счастье как о ценности;
  • на основе формирования навыков саморефлексии и самопознания развивать умения ставить цели, принимать решения.

Методы, применяемые в ходе занятия:

  • метод групповой рефлексии;
  • метод концентрации присутствия;
  • метод группового решения проблем;
  • метод построения диспозиций;
  • метод символического самовыражения.

Размер группы: 10-12 человек.

Время: 1,5 часа.

Оборудование:

  • кабинет не менее 18 м2;
  • стул для каждого участника;
  • три стола для размещения реквизитов;
  • бэйдж для каждого участника;
  • магнитофон;
  • костюмы сказочных героев и атрибуты сказочной жизни;
  • маркеры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть (8-10 минут)

1. Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас на нашем занятии, тема которого звучит так: «Сказочными тропами счастья» (имена участников пусть будут написаны заранее).

 2. «Я надеюсь, что сегодняшняя сказочная атмосфера поможет нам творчески подойти к пониманию счастья как ценности, к осознанию, что же такое счастье для каждого из нас и какими путями мы готовы идти для его достижения. Сегодня у нас присутствует волшебная палочка, она поможет мне превратить вас в сказочных героев. Посмотрите, сколько сказочных предметов у нас есть. За нами наблюдают добрые волшебники».

3. Я прошу участников поделиться своими чувствами, мыслями по поводу предстоящей работы.

Цель: формулирование участниками своих ожиданий, ценностей, мыслей.
Сейчас я взмахну «волшебной палочкой», и мы с вами на время станем сказочными героями.

4. Прежде, чем отправиться в сказочное путешествие, давайте примем правила жизни в сказочной стране. Я предлагаю следующие правила:

  • каждый сказочный герой говорит только от собственного имени;
  • «тайна сказочной жизни»: все, что происходит с нами в сказочной стране – наша тайна;
  • в нашей сказке каждый герой имеет право на собственное мнение;
  • все герои вместе отправляются в сказочное путешествие и проходят свой путь;
  • каждый сказочный герой говорит то чистого сердца, открыто выражая свои мысли;
  • в нашей сказке все герои живут в настоящем времени.

Вы можете дополнить и предложить свои варианты правил сказочной жизни. Принимаем? Прекрасно! Итак, наше путешествие начинается!

5. А теперь пусть каждый сказочный герой по очереди выходит в центр круга, называет свое имя и делает жест, характерный для сказочного героя, с которым он себя отождествляет. Остальные участники также делают шаг в центр круга и повторяют имя и движение.

Цель: создать настрой на совместную работу, создание сказочного настроения.

II. Основная часть (занимает время без обсуждения 40 минут)

Отправляемся в путь дальше, идем по нашей тропе. Сейчас я приглашаю сказочных героев к размышлению над вопросом: Что же такое счастье? Поэт Э. Асадов в своем стихотворении пишет так:

Что же такое счастье?
Одни говорят: – Это страсти:
Карты, вино, увлеченья –
Все острые ощущенья.
Другие верят, что счастье –
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье –
Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.
По мненью четвертых, это
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.
Еще есть такое мнение,
Что счастье – это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!

…Что такое счастье? В богатстве ли оно? Или в любви к свободе? Или, может быть, в доброте и правоте? В жертвенной любви доброго сердца? А может быть, счастье – это наше внутреннее солнышко?
…Что такое судьба? Что это значит: умным горе, а дуракам счастье? И какие же это такие – дураки? Может, они вовсе не дураки?
Вот о чем спрашивает человек, и особенно русский человек, свою сказку. И все эти вопросы: о счастье, о судьбе, о правде и зле, о смысле и о путях жизни. И сказка отвечает…

1. Упражнение «Волшебный мешок»

Цель: расширение представлений участников о счастье.
А теперь, уважаемые сказочные герои, я предлагаю вам заглянуть в наш «волшебный мешок», где хранятся написанные на листочках бумаги суждения и размышления великих о счастье. Я прошу выборочно вытащить несколько высказываний. Давайте зачитаем их. Подумайте, какое из них вам ближе. Пусть буквально в двух словах скажет, что значит счастье для него.

2. Сочинение и проигрывание сказок в подгруппах

Таким образом, мы видим, как много граней имеет счастье. Если счастье символически представить в виде магического кристалла, то в нем можно увидеть те грани, которые мы с вами уже назвали, и те, которые не названы. Я дописываю предложенные участниками грани кристалла «Счастье». Сказка быстро сказывается, поэтому мы не успеваем в течение одного занятия рассмотреть все грани нашего магического кристалла. Я предлагаю сказочным героям разделиться на две подгруппы, каждая из которых будет разыгрывать свою сказку о счастье. Для этого каждой подгруппе нужно выбрать только одну грань.

Грани кристалла:

  • цена счастья;
  • желания и возможности;
  • подарки судьбы;
  • терпение;
  • любовь;
  • добродетель;
  • трудолюбие;
  • честность;
  • чувство меры.

Выбрали? Молодцы. На столах лежат сказочные атрибуты, которые помогут сказочным героям перевоплотиться в соответствии с выбранной ролью.
Я вручаю героям сказочные зачины.

Зачины сказок

  1. У Короля и Королевы не было детей, а им очень хотелось наследника. Куда только ни обращались они за помощью, но никто не мог им помочь. Однажды они решили последний раз попытать счастья и обратились к Злой Колдунье, славившейся своим колдовским мастерством. Выслушала их Злая Колдунья и сказала: «Скоро  у вас родится прекрасный сын. Однако, когда ему исполнится 18 лет, он ослепнет»…  Прошло 18 лет…
  1. или в старину в одной деревне три брата. Старший и средний – умные, а младший – дурачок. Его так и звали – Иванушка-дурачок. Пошли братья по свету искать свое счастье. Младший брат отстал от братьев, и пришлось ему заночевать прямо в лесу. На рассвете он проснулся и увидел…
  1. Некогда жил один человек. Своей земли у него не было, а на чужой сколько ни работал – богатства никакого не накопил. Бедно жил. Жениться хотел – да кто пойдет замуж за такого бедняка! Решил он сходить за советом к Мудрецу, как разбогатеть. А дорога далекая, трудная. Вот заметил бедняк в темноте…
  1. Двое сыновей со своими родителями жили в жуткой нищете, однако в доме царили радость и счастье, рожденные от чистой и светлой любви, которую невозможно оценить никакой монетой. Однажды в этот дом постучала удача, суля вечный праздник. И один из сыновей, забыв о бедных родителях, потянулся за лакомым легким куском…
  1. Каменотес много и тяжело работал. Он был несчастлив. И однажды он сказал: «Это не жизнь. Почему я не могу быть кем-нибудь более богатым? Тогда бы я был счастлив». Ему явился Ангел и сказал: «Ты богат». Он стал жить в большом великолепном доме. Однажды он услышал шум с улицы. Посмотрев в окно, он увидел шествие Короля. И богач внезапно понял, что несчастлив. И снова явился Ангел и сказал: «Ты – Король»…
  1. Жил в одной деревне честный старик. Однажды ночью он видит во сне, как с неба свалилось ему счастье. Старик обрадовался. На другой день, когда он работал в поле, что-то звякнуло у него под мотыгой. Старик разрыл землю и увидел старый сосуд, на дне которого лежала маленькая золотая монета. Старик очень удивился: «Если судить по вчерашнему сну, то я должен получить счастье с неба, однако я вырыл сосуд из земли. Значит, это не небесное счастье, а земное. Значит, этот клад не для меня». Он положил монету и ушел обратно домой…

Через 15 минут каждая подгруппа должна проиграть продолжение сказки. Я буду находиться рядом, и если вам понадобится моя помощь, можно обращаться. Помните, что в каждой сказке должна быть завязка, кульминация и счастливый конец (желательно).
Представьте себе, что вам досталось некое волшебное средство, с помощью которого может быть разрешена проблема сказочного героя. Быть может, это средство поможет герою решить проблему с позиции силы, а может быть –  с позиции хитрости. Подумайте, что это за волшебное средство, кто вам его дал, какую потребовал плату. В чем заключается результат, который вы получите, воспользовавшись этим средством? Сочиняйте вместе!

Обсуждение (20 минут)

Цель: обобщение  приобретенного опыта, связь его с уже имеющимся опытом и с реальной жизнью.

Сначала я задам вопросы героям 1-й подгруппы, затем – 2-й.

Вопросы для обсуждения:

1. Основная тема:

– О чем эта сказка?

2. Актуализированные чувства:

– Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызвали радостные чувства, какие грустные, какие страх, раздражение и т.д. Почему герой реагирует именно так?

3. Линия героев сказки, способы преодоления трудностей:

– Как герой решает проблему? Какой способ выбирает: активный или пассивный? Все решает сам или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей?

4. Линия героев сказки, мотивы поступков:

– Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому?

5. Линия героев сказки, отношение к окружающему миру и самому себе:

– Что приносят поступки героя окружающим: радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? Как эти тенденции распределяются в жизни каждого из нас?

6. Образы и символы в сказке:

– Какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни?
Э. Асадов так заканчивает свое стихотворение, которым я начала наше занятие:

А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека.

Притча.

Когда Бог создал человека из глины, у него остался неиспользованным маленький кусочек. И Бог спросил у человека: «Что тебе еще слепить?» «Слепи мне счастье», – ответил человек. Ничего не ответил Бог, только вложил ему в руки маленький кусочек глины…

III. Завершающий этап (подведение итогов занятия) – 10 минут

Игра  «Клубочек»

А сейчас давайте все встанем в круг. Наше путешествие подходит к концу. Пусть каждый скажет несколько слов о нашей совместной работе в ходе сказочного путешествия, поделится своими мыслями, чувствами.  Каждый герой бросает другому волшебный клубочек и оставляет у себя часть клубка, который разматыва­ется по мере движения от участника к участнику.
Посмотрите, какой красивый у нас получился узор. Это как карта прой­денных сказочных дорог. Он символизирует  связи в группе, возникшие за время жизни в сказке. Давайте оставим  как группо­вую память о пройденном вместе пути. Заметьте, что в конце нашей сказочной тропы каждый пришел к своему счастью. Может быть, эта дорога поможет кому-то найти свое счастье.

Деролинг:  по взмаху волшебной палочки с вас снимается роль сказочных героев и каждый вновь становится самим собой.

Ритуал прощания

Ведущий: Итак, наше  путешествие окончено. Давайте попрощаемся со сказочной страной. Я благодарю вас за совместно пройденный путь. Все вы оставили свои следы в сказочной стране, при этом вы сами несколько изменились, потому что пребывание в сказ­ке обязательно меняет человека – иногда сразу, иногда посте­пенно.
Я надеюсь, что новый опыт и знания обязательно пригодятся вам в жизни. У нас 11 свечей – ровно столько, сколько нас было на занятии. Передавая свечи, пусть каждый из вас мысленно поделится частичкой своего тепла и пожелает добра, радости и счастья.

До свидания! Пусть сказочные дороги вашей жизни обязательно будут счастливыми!

Список литературы:

1. Библиотека Ошо: притчи путника. – СПб.: Вектор, 2006. – 158 с.
2. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. –  М.: Ось-89,2001.
3. Джон Элдридж. Путь желания. – Изд-во «Шандал», 2002. – 272 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т., Михайлова Е. Комплексная сказкотерапия как новая психолого-педагогическая технология// Журнал практического психолога 1998, №5, стр.44.
5. Пропп В. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни «волшебной» сказки. – М., Лабиринт, 1998. – 512 с.
6. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.: Речь, 2002. – 168 с.