Исследовательская работа "Исследование свойств обыкновенных дробей". 6-м класс

Разделы: Математика


Одной из целей развивающего обучения является формирование целостной картины мира у учащихся. Предмет математика вносит свой вклад в решение этой задачи, но наиболее успешными являются уроки, на которых реализуются межпредметные связи и деятельностный подход к обучению.
На уроках математики в классах развивающего обучения за учебный год я провожу 5-7 исследовательских работ. Исследовательские работы развивают творческий потенциал ученика, повышает интерес к предмету, развивает информационную культуру. При выполнении таких работ
осуществляются индивидуальная и коллективная формы обучения. В результате выполнения своей работы, учащиеся учатся ставить перед собой цели и задачи, находят предмет исследования, используют различные методы, определяют практическую значимость исследования.

В ходе исследования отражаются умения каждого ученика. С другой стороны, выполнения задания позволяет учащимся яснее осознать себя частью целого организованного коллектива, объединенного общей целью.

Такие работы позволяют разнообразить форму проведения уроков, реализовать деятельностный подход в обучении, который предполагает введение учащихся в круг учебных задач, т.е. в ситуацию, требующую ориентации на общий способ ее разрешения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий.

ХОД УРОКА

1. Постановка проблемы:

Задача: Не приводя к общему знаменателю, сравните дроби.

Возможные решения:

1) 1– 1 – т.к. , то

2)

2. Исследовательская работа № 1 [3]

«Изменение величины правильной дроби»

К числителю и знаменателю правильной дроби прибавляется одно и тоже положительное натуральное число. Заполни таблицу:

х

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

                     

Постройте заданные точки в системе координат и проследите, как изменяется величина дроби.
Сделайте выводы по проведенному исследованию.

3. Исследовательская работа № 2 [3]

«Изменение величины неправильной дроби»

К числителю и знаменателю неправильной дроби прибавляется одно и тоже положительное натуральное число.
Заполните таблицу:

х

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

                     

Постройте заданные точки в системе координат и проследите, как изменяется величина дроби.
Сделайте выводы по проведенному исследованию.

Замечание: исследовательские работы № 1, 2 для экономии времени можно выполнять в компьютерном классе в программе Excel.

4. Подумайте над вопросами и выдвинете гипотезы:

1) Даны две дроби – правильная и обратная к ней неправильная. Какая из этих дробей ближе к единице?
2) Существуют ли дроби правильная и обратная к ней неправильная находящиеся на одинаковом расстоянии от 1?
3) Какая связь существует между данными дробями?

5. Частные случаи проверки гипотезы:

Случаи

1

2

3

4

5

Правильная дробь

Неправильная дробь

ближе к 1, чем

         

дальше от 1, чем

         

Замечание: проверку частных случаев учащиеся проводят с помощью координатной прямой. Единичный отрезок им приходится каждый раз выдирать самостоятельно

6. Проведите доказательство выдвинутых гипотез

Докажем, правильная дробь ближе к 1, чем неправильная.
Чтобы найти длину отрезка на координатной прямой, надо из координаты его правого конца вычесть координату его левого конца. [1]
Пусть А(1), В(), С()

1–; ;

, так как из двух дробей с одинаковыми числителями меньше та, у которой знаменатель больше (с>а).

Докажем, что не существует такой правильной дроби и обратной к ней, которые находятся на одинаковом расстоянии от 1.

, так как са.

7. Примени результаты полученного исследования при решении задач. [2]

Задача № 1.

Не приводя к общему знаменателю, сравни дроби:

Задача № 2

Два одинаковых сосуда наполнены жидкостью. Из первого сосуда взяли имеющейся там жидкости, а из второго сосуда имеющейся там жидкости.
В каком сосуде осталось больше жидкости?

Задача № 3.

Найдите дробь, меньше .

Задача № 4.

Найдите дробь, больше .

8. Какие выводы вы можете сделать после выполнения исследовательской работы

При проведении исследовательских работ создается положительный настрой на учебное занятие; формируется мотивация к учебной деятельности через постановку целей; осуществляется совместная выработка цели, характера, содержания деятельности; создаются условия для взаимодействия учащихся друг с другом для развития взаимного уважения, ответственности и доверия. Исследовательская работа дает возможность учителю работать в зоне актуального развития учащегося.

Литература:

1. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбург. Математика 6 класс. Издательство « Мнемозина. Москва.2007.
2. А.С.Чесноков. К.И.Нешков Дидактические материалы по математике. 6 класс. Москва. Просвещение 2006.
3. К.С.Муравин, Г.К.Муравин, Г.В.Дорофеев Суворова Алгебра 7 класс Москва «Дрофа» 2005.