Дифференциация Й-Е

Разделы: Логопедия


Во втором полугодии 1 класса в процессе обучения грамоте и письму в тетрадях ряда учеников можно встретить ошибки, связанные с недостаточной сформированностью слуховой дифференциации звуков речи. Эти ошибки проявляются в частых заменах букв, обозначающих акустически сходные звуки.

В современной логопедической литературе выделяют следующие виды ошибок, связанные с нарушением фонемного распознавания. К ним относятся:

1. Смешение букв, обозначающие парные звонкие и глухие согласные (зорька – «сорька», дорога – «торога»).
2. Смешения букв, обозначающие шипящие и свистящие согласные (пастушок – «паштушок»).  
3. Ошибки обозначения твёрдости и мягкости согласных (Люба – «Луба», дверь – «двер»).
4. Смешения букв, обозначающих аффрикаты и их компоненты (цветочки – «чветочки»).
5. Смешения букв, обозначающие гласные в сильной позиции (собачка – «собочка).

Однако в тетрадях учеников также часто встречаются смешения букв Й и Е (майка – «маека», животное – «животный», мой – «мое»). Причина возникновения этой ошибки – несовершенство слуховой дифференциации звуков. Частота распространения смешения букв Й и Е среди прочих логопедических ошибок составляет 11,21%. Но некоторые ученики буквально «болеют» данным видом ошибок. В их тетрадях данный вид смешения букв может встречаться 6-7 раз за одну письменную работу.

В настоящее время в недостаточной степени разработан материал для коррекционной работы над дифференциацией Й и Е. В данном пособии представлен материал, помогающий научится правильно различать эти буквы при письме.

Предлагаемый материал апробирован в работе с учениками начальных классов с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи в ГОУ средняя общеобразовательная школа № 2008 ЮЗАО города Москвы.

Упражнения

Упр. 1. Запиши слова под диктовку:

дай, мой, пей,  зайка, сойка, майка, чайка, лайка.

Подчеркни Й зеленым карандашом, Е красным карандашом.

Упр. 2. Запиши слова под диктовку:

лей, лейка, пей, ручей, сарай, семейка, клей, змей.

Подчеркни Й зеленым карандашом, Е красным карандашом.

Упр. 3. Измени слова по образцу. Напиши слова парами.

Образец: пой – пойте.

дай, пей, шей, мой, лей, сей, лай, вой, грей, стой.

Упр. 4. Измени слова по образцу. Напиши слова парами.

Образец: пой – запой.

лей, сей, пей, лай, дай, вой, шей.

Упр. 5. Измени словосочетания по образцу. Напиши получившиеся словосочетания

Образец: белый кот – белые коты.

серый заяц –
зеленый шар –
воздушный змей –
старый кофейник –
узкий ручей –
желтый мяч –
седой старик –

Упр. 6. Измени слова, так, чтобы они отвечали на вопросы кем? чем?

Образец: любуюсь елкой.

весна, сестра, лиса, шея, тайга, май, чай.

Упр. 7. Измени слова, так, чтобы они отвечали на вопросы кем? чем?

Образец: горжусь Женей.

папа, оценка, Юля, машина, зайка.

Упр. 8. Подбери цвета для существительных, запиши словосочетания.

Образец: синий карандаш.

чай, кот, соловей, варежки, мел, змей, майки, лыжи.

Упр. 9. Подбери прилагательные к существительным. Запиши получившиеся словосочетания.

Теплый репей
Пчелиный Лейки
Высокий Май
Шерстяные Рой
Собачий Змей
Воздушный Муравьи
Железные Варежки
Маленькие Лай

Упр. 10. Образуй единственное число. Запиши слова парами.

Образец: сараи – сарай

Сараи, змеи, бои, караваи, животные, попугаи, поля, герои, трамваи, моря.

Подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.

Упр. 11. Измени словосочетания по образцу. Запиши новые получившиеся словосочетания.

Образец: сок из яблок – яблочный сок

Сок из яблок, торт с орехами, розы из сада, суп из грибов, бусы из рябины, маки с поля.

Упр. 12. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы Е или Й.

Юля и Яна на лужа..ке. Юля собирает  летни.. цветы. Яна, помога.. Юле!

Упр. 13. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы Е или Й.

Лиса бежит за за..цем. Она хочет   ..го по..мать. Э.., косо..! Убега.. на лужа..ку.

Упр. 14. Спиши стихотворение, подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.

Старику опорой будь.
Малышей не дай в обиду.
Уступай больному путь.
И скамейку – инвалиду.

Упр. 15. Спиши стихотворение, подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.

Поезжай за моря, океаны.
Надо всею землей пролети.
Есть на свете различные страны.
Но такой, как у нас, не найти.

Упр.16. Измени слова по образцу. Напиши слова парами.

Образец: пить – пей

Лить – …, выть – …, шить – …, стирать – …, ласкать – …, менять – …, летать – …, работать – …, царапать – … .

Упр. 17. «Кто как голос подаёт?» Измени слова по образцу. Напиши слова парами.

Образец: мяукать – мяукай

Кукарекать – …, лаять – …, выть – …, кудахтать – …, ухать – …, чирикать – …, каркать – … .

Упр. 18. Послушай текст. Придумай и запиши название к этому тексту. Напиши текст под диктовку.

Пей чай и ешь йогурт. Чайник на плите. Бери свой стакан. Мешай сахар, пока чай тёплый. Потом поставь посуду в мойку и помой её.

Подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.

Упр. 19. Послушай текст. Придумай и запиши название к этому тексту. Напиши текст под диктовку.

Как красиво поет весной маленький соловей! О чем он поет? Это тайна. Раскрой ее. Подумай об этом. Пой, лесной певец, не улетай!

Подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.

Упр. 20. Спиши текст.

Сходи в сарай. Возьми лейку. Полей огород. Стой! Вот муравей. Пожалей его.

Подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.

Упр. 21. Вместо точек подбери подходящее по смыслу слово. Спиши предложения.

Пчёлы летят в … . … – охотничья собака.… нужна для того, чтобы чертить линии и измерять отрезки. Во дворе слышен собачий … . Мореплаватели отправились в кругосветное … . В Арктике в небе можно увидеть северное … .

Словарь: улей, линейка, лайка, лай, путешествие, сияние.

Упр. 22. Вместо точек подбери подходящее по смыслу слово. Спиши предложения.

… – последний месяц весны. … – седьмой день недели. ... год справляют 1 января. Муравьи живут в … .Чай наливают из …, а кофе – из … .

Упр. 23. Прочитайте строки из стихотворения. Спишите стихи.

Эй, спасайтесь поскорей –
Убежал из кухни Клей!
Никого он не жалеет:
Всех, кого ни встретит, клеит!..
Все скамейки стали клейки.
Кто присел – пристал к скамейке!

(Пер. Б. Заходера)

Подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.

Упр. 24. Прочитай скороговорки. Запиши скороговорки по памяти.

  • Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
  • Майе на ярмарке купили майку с каймой.
  • Михейка на скамейке плетёт лапти Андрейке.
  • Не годятся лапти Андрейке на ножки,
  • А годятся лапти на лапки кошке.

Упр. 25. Прочитай текст. Найди в нём ошибки. Напиши текст правильно.

Вот улее. В нём пчелиный рое. А вот муравей ползет к муравеенику. Перейдем черйз ручей. Он узкий и мелкие. Прыгай смейло.

Подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.

Упр. 26. «Скажи наоборот». Подбери слова противоположные по значению. Напиши слова парами.

Образец: молодой – старый, грязные – чистые.

Сухие – …, прямой – …, первые – …, слабый – …, острый – …, добрые – …, умный – …, светлые – …, худой – … .

Упр. 27. Прочитай стихотворение. Найди в нём ошибки. Напиши стихотворение правильно.

Кленовый листок на клёне,
Кленовый листок зелёный,
Всё лето листок зелёные
Зелейнел на зелёном клёне.

Подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.

Упр. 28. Прочитай стихотворения. Найди в нём ошибки. Напиши стихотворения правильно.

Лес большой и маленькие лейсок.
Уголь есть, а ейсть и уголёк.
У липы клеекие листы,
Зеленоватые цветы.

Подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.

Упр. 29. Напиши по памяти группы слов. В каждой строке найди и подчеркни лишнее слово.

Лепесток – улей – рой – война.
Иней – животное – дуй – ковбой – шейка.

 Упр. 30. Прочитай загадки отгадки запиши в тетрадь.

Маленький мальчишка
В сером зипунишке
По двору шныряет,
Крошки собирает,
По полям ночует,
Коноплю ворует.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
"Пейте чай, вода вскипела!"
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.

Ответы: воробей, чайник, поезд, ручей.