Литературно-краеведческая программа "Цветные сказки северного края" (по сказкам ямальского писателя Ю.Афанасьева)

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с биографией и творчеством ямальского писателя Юрия Афанасьева;
  • привлечь детей к чтению сказок современного писателя;
  • показать значение сказок в жизни народов Севера;
  • развивать навык групповой работы, умение анализировать литературное произведение;
  • развивать навык сопоставительного анализа, развивать монологическую речь учащихся;
  • вызвать интерес к творчеству Ю. Афанасьева и коренному населению Ямала.

Ведущий. “Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”. Знакомы ли вам эти слова? Конечно, с самого раннего детства мы знакомимся с русскими народными сказками. А сегодня я познакомлю вас со сказками, рождёнными на Ямале. Эти сказки откроют для вас новый удивительный и своеобразный мир народов Севера.

Богато и разнообразно устное народное творчество северных народов. Сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки, приметы, песни, сказания из далёкого прошлого принесли нам сведения по истории, культуре, сообщили о нравах и обычаях предков этих народов. Каким богам поклонялись, каким представлялось устройство мира, кто защищал слабых, как приручили оленя, собаку, сделали их своими помощниками – обо всём этом и многом другом поведали безвестные сказители прошлого.

У них, далёких авторов, учатся современные писатели своему мастерству, точности, выразительности языка. Один из таких современных писателей - Юрий Николаевич Афанасьев. Родился и вырос Юрий Николаевич на Севере, куда в далёкие годы были сосланы его родители. В семье было девять детей, жилось очень трудно. Но учился маленький Юра очень хорошо и с удовольствием. Когда он стал взрослым и получил образование, то некоторое время работал директором школы-интерната в городе Салехарде. В школе Юрий Николаевич организовал литературный кружок среди старшеклассников. Члены кружка собирали сказки, легенды, мифы народа ханты. Делали их переводы с ханты языка. Литературно обработав этот материал, Афанасьев издал первую книжку “Сказки дедушки Ай-по”. В дальнейшем он много писал для детей, по его сказкам сняты мультипликационные фильмы, и даже снят художественный фильм-сказка “Сказки дедушки Ай-по”. Кстати, в основу фильма-сказки положена известная легенда народов Севера в обработке Юрия Афанасьева о храбром охотнике, освободившем тайгу и тундру от власти злого чудовища Мек-Иги.

Но Юрий Николаевич писал не только для детей. Его произведения рассчитаны на широкий круг читателей. Для самых маленьких сказки — “Морозный день”, “За белой горой”. Старшеклассников заинтересует сборник рассказов “Две ели”. Для широкого круга читателей — очерк — размышления автора “Изгой или мастер?”.

В последние годы Юрий Афанасьев работал главным редактором альманаха “Обская радуга”. В этом альманахе печатаются работы талантливых писателей и поэтов, уже известных ямальцам, и творческие работы совсем молодых авторов. В 2004 году Юрия Николаевича не стало, он умер после тяжёлой болезни, но творчество его живёт.

Ведущий. Я надеюсь, что домашнее задание вы выполнили, прочитали сказки, поэтому вам не составит труда ответить на вопросы викторины, которую я для вас подготовила.

(Проводится викторина по сказкам Ю.Н.Афанасьева)

В сказке “О добром сердце” говорится о невинно гонимой младшей сестре, об испытании, которое должна пройти девушка, чтобы выйти замуж, о превращении злого человека в птицу (ворону).

Как вы думаете, чему учит сказка “О добром сердце”? (Быть добрым, честным, открытым, ни кому не желать зла).

Почему же так не любила старшая сестра младшую? (Потому что старшая сестра была злая, завистливая, трусливая. Только трус способен обидеть слабого и беззащитного).

Какие испытания пришлось пройти девушке, чтобы выйти замуж? (Прежде всего, она родилась неким существом и подвергалась всяческим нападкам и коварным выходкам со стороны старшей сестры. Сестра всячески пыталась изжить её со свету: привязала к толстому дереву в надежде, что она погибнет; толкнула в прорубь, чтобы утопить).

Злые силы в сказках терпят поражение, даже если они хитрые и коварные. Почему так? (Потому что добро всегда собирает друзей и помощников, а у зла есть только враги).

Как была наказана старшая сестра в сказке “О добром сердце”? (Старшая сестра превратилась в ворону. С тех пор и летает ворона в стороне от человека, над головой её никогда не увидишь. Завидные да злые глаза не прямо, а сбоку смотрят).

Как была вознаграждена девушка за своё доброе сердце? (Она вышла замуж за юношу – охотника, и он забрал её к себе в стойбище).

В сказке “Жадная старуха” рассказывается об одной Старухе, которая попалась на удочку хитрой лисе.

Жила одна Старуха и всё делала наоборот. Что же она сделала наоборот, и что с ней произошло? (Старуха была приглашена на свадьбу, и вместо того чтобы дарить подарки, она, помимо того, что наелась, напилась так ещё и еды с собой прихватила. От радости забыла, в какую сторону к чуму ехать).

Кто первый предложил Старухе помощь, и согласилась ли она? (Сорока за корочку хлеба. Старухе было жаль расставаться с корочкой).

Кто следующий предложил свои услуги странной Старухе, и за какую плату? (Лиса предложила довезти Старуху к чуму даром).

“Бабушка, - говорит Лиса. – Посмотри на хвост Сороки, там всего несколько перьев. А теперь на мой – видишь, какой он длинный, пушистый и дорогой. Неужели бы я отказалась старому человеку дорогу своим хвостом показывать?” Почему Старуха решила, принять предложение Лисы? (Когда Старуха увидела тёплую шубку лисы, в ней заговорила жадность. Старуха думала перехитрить Лису, и по приезде домой сшить из лисьей шкурки сначала зимнюю шапку, затем чижи-носки, потому что ноги к старости зябнут; и, наконец, обшить красивой шкуркой ягушку).

Кем и как была наказана Старуха за свою жадность? (Старуха была обманута Лисой. Лиса обманным путём съела всю еду, что была в узелках у Старухи, и привела лодку со Старухой к другом берегу от чума).

В конце сказки Сорока сказала Старухе: “Где жадность, там и глупость. Спроси, Старуха, у людей, где ум: в хвосте или в голове?” Ребята, а вы как думаете? (В голове).

На протяжении всего пути, Старуха спрашивала у Лисы какое место они сейчас проезжают. Лиса, развязывая узелок с едой, называла не известные Старухе места. Сейчас мы с вами постараемся вспомнить эти названия. Перед вами три узелка, в каждом из них лежат ребусы-загадки. Ваша задача из начальных букв в названии продуктов составить слова. Если правильно соберёте, узнаете название того места, мимо которого проезжали Лиса со Старухой.

(Проводится игра “Развяжи узелок”. В одном узелке название – Озеро Вкусный Калач; в другом – Мыс Олений Язык; в третьем – Сахарный Остров).

Ведущий. Предлагаю вспомнить сказку “Брюшастик”.

“Жили-были снегирь со снегирихой. Снегиря звали … Как? (Брюшастик). А снегириху … Как? (Красная Грудка). И родился у них сыночек. Как звали сыночка? (Пискунчик). Брюшастик был творческий снегирь – поэтом себя называл. Он всё время сочинял новые песенки и пел их другим снегирям…”.

Но однажды в этой добропорядочной семье произошло несчастье. Семья распалась, и с творчеством у Брюшастика не заладилось – не пишутся песенки, скучает он по своей семье.

“Взялся за перо Брюшастик, решил ещё раз показать свой талант и начал сочинять песенку про своего Пискунчика, о котором очень и очень соскучился:

Милый Пискунчик,
Наш Попрыгунчик,
Расти большой…

И вдруг весь талант из него и вышел, и он не знал, как закончить песенку:

…не ной…
не больной…
заводной…
озорной…

Ковырял, ковырял пером – ничего придумать не смог”.

Ведущий. Ребята, помогите Брюшастику досочинить песенку.

(Проводится игра “Песенка про Пискунчика”. Детям раздаются не оконченные стихи. Задача детей досочинить их, и зачитать зрителям).

Ведущий. Пока идёт творческая работа, мы с вами, друзья, ответим на вопросы по сказке:

1. Почему Брюшастик решил, что “он первый среди всех снегирей”? (Потому что Красная Грудка его всегда хвалила, не хотела расстраивать своего мужа, чтобы в семье всегда было хорошо).

2. Почему Красная Грудка ушла от Брюшастика? (Потому что, Брюшастик ей ни в чём не помогал, на её просьбы отвечал: “не творческая это работа”, вот у неё и лопнуло терпение).

3. Что же сделал Брюшастик со своими сочинёнными песенками, которые лежали у него в толстом-претолстом портфеле? (Он их выбросил).

4. Исправился ли Брюшастик? (Да). Как это проявилось? (Стал помогать Красной Грудке в домашних делах, а “гулять и играть с Пискунчиком никому не доверял, кроме себя”).

5. Как сложилась дальнейшая жизнь этой семьи? (Построили дачу, посадили рябину, но Брюшастик больше не сочинял, а вместе с семьёй слушал и оценивал пение молодых снегирей).

Ведущий. А сейчас послушаем, что получилось у юных поэтов.

(Дети зачитывают свои творческие работы).

Ведущий. Если вы обратили внимание, в сказке “Брюшастик” встречаются пословицы и поговорки, и я хочу предложить вам из рассыпанных слов, сложить их.

(Проводится игра “Собери пословицу”. Детям раздаются карточки с отдельными словами, из которых они должны составить пословицы: Голод не тётка; Ни Богу свечка, ни чёрту кочерга; Одной песенкой сыт не будешь).

Ведущий. Ребята, знаете ли вы, как рождаются сказки? У Юрия Николаевича Афанасьева есть цикл сказок, которые называются “Алёшины сказки” это (сказки – письма).

Маленький мальчик Алёша всегда очень расстраивался, когда ему приходилось расставаться с папой. Его папа по роду своей деятельности часто уезжал далеко-далеко. И Алёше и папе очень не хватало друг друга, и тогда они начали писать друг другу письма. Папа хочет рассказать про свою взрослую жизнь по-детски. А Алёша хочет, чтобы ему рассказали самую настоящую правду по-взрослому. Вот тут и получается сказка.

Однажды папа снова собрался в дорогу. И всё было как всегда: горесть расставания, невесёлые думы, тоска друг по другу. И вдруг, папа обнаружил у себя в кармане Алёшину варежку. Варежка неожиданно заговорила человеческим голосом. Наверное, папа очень любил своего сына, и очень скучал по нему, что совсем не обратил на такие странности внимания, а просто включился в игру, которую ему предложила Алёшина варежка. Ребята, а вы хотите поиграть? Тогда включайтесь тоже.

(Проводится игра “Алёшина варежка”. На стенде висит изображение руки. Ведущий зачитывает описание каждого пальчика. Дети должны определить о каком пальчике идёт речь, и написать его название).

- Пальчик-Слизальчик. Алеша любит этим пальчиком в банку с вареньем лазить и облизывать его. Этот пальчик самый хулиганишкин. Он может на прохожего показать и спросить: “Это кто идёт?” - хотя пальчиком нельзя на прохожих показывать. (Указательный пальчик).

- Коротышка-Пупышка. Он очень важный, потому что он генерал всем пальчикам. Без него ничего в руки толком не возьмёшь. И когда он хочет что-нибудь взять, то все другие пальчики перед ним снимают шапки и кланяются. (Большой пальчик).

- Пальчик-Верзальчик. Он, как дядя Стёпа, длинный верзила. Он постоянно ковыряет меня, варежку. И даже дырки делает. А потом хнычет: “Ой, я замёрз!” (Средний пальчик).

- Пальчик-Зазнайчик. “Я хоть и маленький, - говорит он, - да в серёдку не лезу. Я, как Коротышкин-Пупышкин, всегда с краю – на посту. Я вот как растолстею, то ещё важней буду и самого Коротышкина”. (Мизинец).

- Пальчик-Тишальчик. Он никогда ни с кем не спорит. И всегда смирно спит посреди своих братиков. (Безымянный пальчик).

Ведущий. Ребята, когда вы читали сказки Юрия Афанасьева, наверное, обратили внимание на то, что писатель использует слова, которые присущи только народам Севера. Сейчас вам предстоит разгадать кроссворд, который состоит именно из таких слов.

(Дети решают кроссворд).

  1. Поселение кочевых народов севера. (Стойбище).
  2. Меховая мужская верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами. (Малица).
  3. Лёгкая лодка народов ханты. (Калданка).
  4. Меховая женская одежда из оленьих шкур. (Ягушка).
  5. Меховые сапоги из оленьих шкур. (Кисы).
  6. Меховые носки. (Чижи).
  7. Северное жилище в виде конуса, покрытое оленьими шкурами, берестой или брезентом. (Чум).
  8. Длинная верёвка для ловли оленей. (Аркан).
  9. Шест длиной в три метра, которым погоняют оленей. (Хорей).
  10. Северная повозка, напоминает сани. Ездят на них зимой и летом, запрягая в них оленей. (Нарты).
  11. Плетёная ловушка для ловли рыбы. (Гимга).

Ведущий. Благодаря редкому таланту писателя Юрия Николаевича Афанасьева, сказки народов ханты стали близки и понятны людям других национальностей. Надо сказать, что не только Юрий Афанасьев, но и другие ямальские писатели обращаются к устному фольклору народов Севера, и доносят до нас, жителей этого края, всю глубину и красоту жанра. Я думаю, ребята, что эта встреча у нас с вами не последняя, и мы сможем обратиться к произведениям других северных писателей и поэтов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Афанасьев, Ю.Н. В морозный день. Рассказы. Сказки. / Ю.Н. Афанасьев. – Салехард: ГУП “Издательство “Красный Север”, 2003. – 160 с., 28 с. ил.
  2. Афанасьев, Ю.Н. Жадная старуха. Сказка. / Ю.Н. Афанасьев; худож. В. Ушаков. - Салехард: ГУП ЯНАО “Издательство “Красный Север”, 2004. – 12 с., ил.- (Сказки народов Севера).
  3. Афанасьев, Ю.Н. За Белой горой. Рассказы. Сказки. / Ю.Н. Афанасьев. – Шадринск: Изд-во ПО. “Исеть”, 1999. – 68 с.
  4. Афанасьев, Ю.Н. О счастье. Сказка. / Ю.Н. Афанасьев; худож. В. Ушаков. - Салехард: ГУП ЯНАО “Издательство “Красный Север”, 2005. – 12 с., ил.- (Сказки народов Севера).
  5. Афанасьев, Ю.Н. О добром сердце. Сказка. / Ю.Н. Афанасьев; худож. В. Ушаков. - Салехард: ГУП ЯНАО “Издательство “Красный Север”, 2005. – 16 с., ил.- (Сказки народов Севера).
  6. Касаев, Б. Памяти Юрия Николаевича Афанасьева. // Б.Касаев. – Обская Радуга. Альманах. – Салехард. - 2004. - № 11 С. 3.
  7. Мифология, фольклор и литература Ямала / Хрестоматия. 5-7 классы / Составители Ю.И. Попов, Н. В. Цымбалистенко. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения севера СО РАН, 2002. – 265 с., 16 цв. ил.
  8. Литература Тюменского края: Книга для учителя и ученика/ Под ред. Н.А. Рогачёвой. – Тюмень: СофтДизайн, 1997. – 368 с.
  9. Рочев, Н. “Чтобы, умирая, воплотиться в пароходы, строчки и другие добрые дела”. // Н. Рочев. - Обская Радуга. Альманах. – Салехард. - 2004. - № 11 С. 5.
  10. Северные родники / Автор-составитель Л.В. Фёдорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001. – 448 с., 16 цв. ил.
  11. Ямальский калейдоскоп / Учебное пособие по литературному краеведению. 2 класс / Автор-составитель Л.В. Фёдорова. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2003. 152 с. 16 цв. ил.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ.

Ямальский писатель Юрий Николаевич Афанасьев. (1940–2004).

Сказки:

“О счастье”;

“О добром сердце”;

“Жадная старуха”;

“Брюшастик”;

“Варежка”.