Урок занимательной математики "Считать, смекать, отгадывать"

Разделы: Математика


Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы совершим путешествие в мир занимательной математики. Занимательное у нас начнется сразу. Ведь Вы хотите знать, что мы будем делать? Вы это узнаете, повернув вот эти плакаты, но для этого сначала надо отгадать три ребуса:

Ответы.

Повернув, получим на обратной стороне плакатов:

- Теперь прочитайте хором, что мы будем делать сегодня:

- Считать, смекать, отгадывать!

Заранее были созданы команда девочек и команда мальчиков(по 7 человек).

- Послушаем приветствия этих команд.

Девочки:

Этот вечер ждали мы,
По нему стосковались умы.
Дружно будем решать задачи
И работать с нужной отдачей!
Как же нам не веселиться, не смеяться, не шутить?
Ведь сегодня мы, девчонки, вас решили победить!

Мальчики:

И мы выиграть хотим,
Легко победу не отдадим!
Придется постараться
За каждое очко подраться!
Проявить смекалку и отвагу,
Просим отгадать эту бумагу.
Но если сегодня не повезет,
Победа нас потом найдет!

Команды обмениваются свитками и каждая команда разгадывает содержание свитка соперников.

Конкурс I

1) Содержание первого свитка:

Найдите закономерности в данных последовательностях чисел и продолжите их:

А) 1, 2, 6, 24, 120, 720, (Умножаем на 2, 3, 4, 5, 6, …).

Б) 2, 0, 4, 2, 6, 4, 8, 6 ,10 (Поочередно отнимаем 2 и прибавляем 4).

2) Содержание второго свитка:

Найдите закономерности в данных последовательностях чисел и продолжите их:

А) 1, 1, 3, 15, 105, 945, (Умножаем на 1, 3, 5, 7, 9, …).

Б) 10, 8, 11, 9, 12, 10, 13, (Поочередно отнимаем 2 и прибавляем 3).

Пока команды разгадывают содержание свитков, болельщики решают задачи – девочки болеют за команду мальчиков, а мальчики – за команду девочек.

Задачи для болельщиков:

Циферблат часов нужно разрезать на 6 частей так, чтобы во всех частях сумма чисел была одинакова (2 очка).

Ответ:

Записать число 4 пятью пятерками, используя знаки действий и скобки (2 очка):

Ответ: (5 + 5 + 5 + 5) / 5 = 4.

Конкурс II

Обеим командам предлагается одно и то же задание.

Расставить знаки действий и скобки, чтобы получились верные равенства. Для выполнения задания отводится 5 минут и за каждый решенный пример присуждается по 1 очку.

5 * 5 – 5 / 5 = 24

5 * 5 – 5 + 5 = 25

5 * 5 + 5 / 5 = 26

( 5 * 5 – 5 ) * 5 = 100

5 * 5 * ( 5 + 5 ) = 250

В это время проводится шуточная викторина для болельщиков. За верный ответ – 1 очко.

Задачи викторины.

1) Один человек купил трех коз и заплатил за них 100 рублей. Спрашивается: по чему каждая коза пошла? (По земле)

2) Двое пошли – 3 гвоздя нашли. Следом четверо пойдут – много ли гвоздей найдут? (Скорее всего – ничего не найдут)

3) Сколько горошин могут войти в один стакан? (Сами они войти не могут)

4) Чем кончаются день и ночь? (Мягким знаком)

5) На что похожа половина яблока? (На другую половину)

Конкурс III

Каждой команде предлагается решить задачу на проценты:

Задача для команды девочек.

В течение января цена на яблоки выросла на 30%, а в течение февраля – на 20%. На сколько процентов поднялась цена за 2 месяца?

Решение: Пусть a – первоначальная цена товара.

  1. a + 0,3 a = 1,3 a - цена товара в конце января.
  2. 1,3 а + 0,2 * 1,3 а = 1,56 а - цена товара в конце февраля.
  3. 1,56 а – 1,0 а = 0,56 а – на столько поднялась цена.
  4. 0,56 = 56%.

Ответ: на 56%.

Задача для команды мальчиков.

Производство станков сначала уменьшилось на 10%, а потом возросло на 20%. На сколько процентов возросло производство станков по сравнению с первоначальным?

Решение: Пусть a станков выпускалось первоначально.

  1. a - 0,1 a = 0,9 a - станков стало после уменьшения.
  2. 0,9 а + 0,2 * 0,9 а = 1,08 а - станков стало после увеличения.
  3. 1,08 а – 1,0 а = 0,08 а – на столько станков возросло производство.
  4. 0,08 = 8%.

Ответ: на 8%.

Во время III конкурса – пьеса-шутка.

Ведущий: Давно ведется спор между представителями точных и гуманитарных наук: “Что важнее, что нужнее?” Вот однажды 2 друга – учитель математики и учитель литературы – решили провести необычный эксперимент. Они поменялись местами. И каждый был уверен, что не хуже другого справится с делом.

На уроке математики литературу надо было делить 28 на 7 и с этим он хорошо, как он думал, справился.

Литератор: Надо, ребята, 28 разделить на 7. 2 на 7 не делится. Пока оставим двойку в покое и возьмемся за 8. Разделим 8 на 7 и получим в частном 1 и в остатке 1. Но мы еще не использовали 2, снесем ее и получим 21. Разделим 21 на 7 и получим в частном 3. Итак, ответ 13.

Проверка. Перемножим делитель 7 и частное 13. Сначала 3 умножаем на 7, заменим умножение сложением: 3+3+3+3+3+3+3=21. Теперь 7 раз будем прибавлять 1. 21+1+1+1+1+1+1+1=28. Мы убедились, что деление произведено верно.

Ведущий: В это время в соседнем классе математик пытался довести до сознания своих питомцев премудрость падежей.

Математик:

Именительный – кто? что?

Родительный - кого? чего?

Дательный – кому? …

Ведущий: А дальше он забыл, запамятовал. Ну, бывает. Но ведь у доски математик! Быстро нашел выход.

Математик: Обозначим через Х искомое и составим пропорцию:

. Сократим дробь на “ко” и “го” , получим X= чему. Тогда, Дательный падеж – кому? чему?

Ведущий: Мы убедились, до чего всемогуща математика.

Конкурс IV  – конкурс капитанов

На доске 2 задачи. Капитаны выходят, решают. За верно решенную задачу – 3 балла.

Задача капитану команды девочек.

1 2 7 9
3 4 5 8

Сумма чисел первой строки равна 19, а второй – 20. Как переместить только 2 числа, чтобы в каждой строке получились равные суммы? (Никак. Сумма (19+20) должна быть четным числом, чтобы делилась на 2 нацело)

Задача капитану команды мальчиков.

Сумма трех чисел равна 80.

Сумма 1-го и 2-го равна 60.

Сумма 1-го и 3-го равна 20.

Найдите эти числа.

Решение. 80-60=20 – третье число;

20-20=0 – первое число;

60 – второе число.

Ответ: 0,60,20.

Конкурс V

Ведущий: Последний конкурс – “Поднимемся по лестнице”. По одному участнику каждой команды выходят и решают пример, ответ записывается на ступеньке над примером. Кто быстрее всех поднимется на верхнюю ступеньку, тот и победил. Конкурс оценивается в 5 баллов. Каждый верно решенный пример – 1 балл. Кто быстрее поднимется по лестнице, заработает + 2 балла. (Под лестницей каждый ученик может найти ответ для своего примера)