Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Правописание чередующихся гласных в корнях слов

Разделы: Преподавание русского языка


Цели урока:

  1. Сформировать навык правописания чередующихся гласных в корнях (по 5 блокам: “Полногласие и неполногласие”, “Командует суффикс а”, “Командует согласный”, “Командует ударение”, “Командует смысл”); учить различать омонимичные или похожие корни с проверяемыми безударными гласными и корни с чередованием гласных;
  2. Продолжить работу по развитию речи учащихся: учить анализировать текст, находить изобразительные выразительные средства языка, учить видеть их роль и применять в собственной речи;
  3. Учить бережно и внимательно относиться к языку, речи; воспитывать в учащихся стремление помогать друг другу, работать в команде.

Оборудование:

  1. Учебник для 5 кл. “Русский язык” УМК под редакцией С.И.Львовой издательство “Мнемозина”.
  2. Н.М.Лебедев “Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку”, М., “Просвещение”, 1994 г.
  3. Опорные конспекты по блокам (блоки № 1 – № 5 прилагаются)

Ход урока

I. Слово учителя: сообщение темы урока, целей урока, постараться привлечь учащихся к совместной постановке цели. Чему мы учились на протяжении нескольких уроков? Где это умение будет проверяться?

II. Доска оформлена (дата, тема урока – все записали в тетрадь).

1) Рассказ по опорному конспекту.

Предварительно: консультанты и вся группа повторяют по 1 блоку, который им назвал учитель.

Группа № 1 – к. Алмаз – блок № 5 “Командует смысл” ( лексическое значение)

Группа № 2 – к. Роман – блок № 4 “Командует ударение”

Группа № 3 – к. Галия – блок № 3 “Командует согласный”

Группа № 4 – к. Римма – блок № 2 “Командует гласный”

Группа № 5 – к. Милана – блок № 4 “Командует ударение”

Группа № 6 – к. Айжана – блок № 3 “Командует согласный”

Рассказывают консультанты или 1 человек от группы. Если волнуются, то вся группа хором.

О блоке № 1 “Полногласие и неполногласие” – говорю сама.

Проверка домашнего задания.

№ 107

И (22 слова)

Е (16 слов)

Упираться, расстилаться, выдирать, собирать, блистательный, запирать, обжигание, обсчитаться, подпирать, разбирать, расстилать, протирать, забирают, примирение – мир – не чередование, пробирается, выпирает, вымирающий, душераздирающий, пересчитать, устилать, оттирать, отсчитать. Измерять, запереть, умереть, опереться, блестящий, отмереть, оттереть, подстелить, берешься, сочетание, сочетать, упереться, соберут, выдернут, отблеск, расстелиться.

№ 105

Блок № 2 “Командует суффикс а” (7 слов) Блок № 3 “Командует согласный” (10 слов) Блок № 4 “Командует ударение” (28 слов)
Касаться, коснуться, коснувшись, соприкасаться, неукоснительно, соприкасавшись, прикосновение. Предлагать, возложить, доложить, излагать, слагаемое, предполагаемый, предрасположенный, вложение, безотлагательный, предложить. Нагореть, плавучий, сотворение, озарение, плавунец, благотворительность, откланиваться, вытворять, горение, пловчиха (искл.), заря, горелка, возгорание, зарницы, загорелый, огарок, перегорать, поплавок, угорелый, творец, растворимый, плавучий, утварь, поклонение, наклонить, пловцы (искл.), догорание, зори.

2) Проверка домашнего задания.

№ 105 (дид. мат-л, карточка)

Блок № 2 – Марсель читают,

 Блок № 3 – Ания

Блок № 4 – Руминдар

иногда можно ещё раз напомнить всему классу правило
(при необходимости)

 

Учитель обращает внимание на морфемный состав слов, имеющих несколько приставок. Касаться – синонимы: притрагиваться, задевать.

№ 107

С И – читает Настя, продолжит Ания.

С Е – читает Ассэль, продолжит Алина.

Вопрос перед проверкой: Ребята, кто из вас заметил, есть ли здесь слово, которое закралось сюда по ошибке, по недосмотру? А почему оно сюда не относится? (Другой раздел: “проверяемая безударная гласная корня”. Рядом напишите проверочное слово – примирение – мир.)

Учитель обращает внимание на морфемный разбор слова душераздирающий.

3) Словарная работа (на доске!)

Проверяемая безударная гласная в корне слова

Чередующиеся гласные в корнях

Насл…диться природой (сладок),

Изв…ниться (безвинный),

Од…ренный (дар),

Оч…ровать друзей (чары),

Посв…тить рассказ (свято),

Бл…госл…вить на подвиг (благо, слово),

М…нить за собой (манит),

Р…скошный цветок (роскошь).

Расст…латься по д…лине - блок № 2 (дол),

Разж…гать страсти – блок № 2,

Забл…стеть на солнце – № 2,

Зам…рать от восторга – № 2,

Возл…жить венок – № 3,

Сг…рать дотла – № 4,

Сотв…рить мир – № 4,

Утренняя з…ря – № 4,

Заск…чить на минуту – № 4,

Выр…щенный в оранжерее – № 3.

Предварительный вопрос: по какому принципу распределены слова в 2 столбика? Прочитайте все слова и поднимите руки те, кто догадался. Говорят устно, по цепочке. Учитель вставляет буквы мелом на доске.

Запишем по 3 с/с. – по выбору учащихся.

4) На доске: слова.

Распределительный и выборочный диктант. Задание непростое: выберите те слова, в которых есть чередование букв. Подумайте и скажите, в чем здесь подвох, ловушка? Что надо сделать, чтобы этого избежать? (Правильно найти корень слова, поободрав родственные слова.)

Два варианта задания:

1-й вариант:

Распределить, отбросив ненужное:

-раст- 3 слова; -рос- 3 слова

Р…стущий, пр…стейший, р…сточек, водор…сли, ор…сили, подр…стать, раств…римый, р…скошный, р…стаять, р…столстеть, р…стяпа, р…сти, выр…с, р…сталкивать.

2-й вариант:

Выпишите с/с, в которых есть слова с чередующимися гласными.

Осл…пительный блеск, бл…снуть на солнце, выр…щенный на коне, расст…латься га лугу, распол…гаться у реки, увл…каться теннисом, выр…сли в лесу, предл…жить книгу, густая р…стительность, выб…раться из леса, б…рлога медведя, б…реговая охрана, бл…стает серебром, зап…реть дверь, п…рочинный ножик, маленькая п…репелка, зат…реть следы, т….раж книги, т...реть до блеска, бл…стательная победа, маленький т…ремок, р…скошный наряд, насл…ждение от победы.

5) Комплексный анализ текста.

Перед самым восходом солнца на поляну л…жит…ся первый мороз. На рассвете невидимые лесные существа расст…лают по всей поляне белые холсты.

Появляют…ся лучи солнца, уб…рают холсты, заж…гают на них разноцветные искорки. Остает…ся на белом зеленое место. Зам…рает весь лес. Скоро все белое растает, только в тени деревьев останут…ся белые кл…чки.

Осенний ветер уносит золотые листики, сд…рает их с деревьев. Или это мелкие птички соб…раются стайками и несут…ся в теплые д…лекие края?

Ветер – заботливый хозяин. За лето он везде побывает, переб…реет, пересч…тает все листики.

Наступит осень. И заботливый хозяин уб…реет свой урожай. Листья пр…щаются, отрывают….ся от р…димого царства.
(М.М.Пришвин)

Задания:

  1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.
  2. Найдите сложные предложения, подчеркните в них основы. Найдите ПП с однородными членами. Подчеркните их как члены предложения.
  3. Найдите все тропы: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. Для чего они нужны в речи? Что помогают создать? Какой без них была бы речь? Какое у вас осталось впечатление после прочтения текста? Каким вы себе представили осенний лес?
  4. Обратите внимание на тире между подлежащим и сказуемым.
Холст – простая, грубая ткань, льняная и конопляная, толстое полотно; есть и бумажный холст.

– Читаем текст выразительно (я сама).

– Озаглавьте. (Лес прощается с осенью, скоро зима и т.д.)

– Выполнить все задания к тексту.

– Эпитеты: заботливый хозяин; родимое царство.

– Метафоры: золотые листики; ветер – хозяин; листья – урожай.

– Олицетворения: мороз ложится; существа расстилают; лучи убирают; лес замирает; ветер уносит листики, сдирает; ветер побывает везде, переберет, пересчитает; листья прощаются.

–  Сравнения: белые холсты (снег); листья – мелкие птички; листва – стайки птичек.

Показать рисунки детей.

Вывод: при помощи тропов писатель ярко, образно, живописно изображает то, о чем хочет поведать читателям. Это первый признак художественного стиля.

6) Выполнение текстовой работы. (Приложение к плану-конспекту урока.)

№ 1, 2 – общее для всех.

№ 3 и № 4 – для Аи Б. (16 – А; 10 – Б)

№ 5 – общее для всех.

Если времени мало, в группах – № 5. (Лишнее слово обвести карандашом, а вначале – вставить, комментируя, все буквы, потом только выявить лишнее.)

III. Вывод в конце урока. (C помощью детей.)

Чему помог вам сегодняшний урок? Что вам стало более понятно? Чему мы научились за эти уроки? Какой совет вы бы хотели мне дать?

Домашнее задание:

группа А – № 108, № 104
группа Б –  № 106, № 104
 найти тропы в стихотворениях С. Есенина, А. Пушкина, такие
 строчки, где есть слова с чередованием гласных.

Дополнительные задания:

1) Образуйте от данных существительных глаголы и составьте с ними словосочетания:

Предложение –

Предположение –

Сложение –

Приложение –

Расположение –

2) Распределите:

в правый столбик – в корне а.
в левый столбик – в корне о.

Р…стение, выр…сти, р….сли, р…стительный, выр…с, отр…сти, пор…сль, ср…щение, разр…слись.

Сл…жжение, пол…жение, сл…гаемое, распол…гать, предл…жение, прил…гательное, изл…жение.

Ск…чок, вск…чил, поск…кать, выск…чка, приск…кать, ск…чи.

3) Игра “я знаю”: выходят 2 учащихся.

Тема: блок № 2. Привести как можно больше примеров и объяснить правописание. Выиграет тот, кто назовет последний пример. (можно принести песочные часы и засечь т.о. время)

4) На слух. Найдите слово или слова с чередованием гласных. Найдите олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнения. Их роль?

Вот ударило светом в оконце,
Заг…релся старушечий глаз…
На дворе – словно яркое солнце,
Деревенька стоит напоказ.
А.Блок

Закружилась листва золотая
В розоватовой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С зам…раньем летит на звезду.
С.Есенин

Над ним береза,
Веткой уп…раясь,
Говорит сквозь слезы,
Тихо улыбаясь.
С.Есенин

Снежная р…внина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
С.Есенин

Усталый день скл…нился к ночи,
Затихла шумная волна.
С.Есенин

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма р…стет.
М.Ю.Лермонтов

На дворах и домах
Снег лежит полотном ( платок; оло||ла)
И от солнца бл…стит
Разноцветным огнем.
И.Никитин

5) Основная мысль текста – ?

Как надо жизнь прожить.

У человека на Земле много дел. Надо дерево пос…дить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр..стить. А ещё надо добрую1 песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка,- ко всему нужно прл…жить усилия, всему отдать свою душу.
(Расул Гамзатов)

Транскрипция [Ай'иЭщ'о надъ добруй'у п'эс'н'у слъжыт']

Дополнение к заданию № 4

Б.Заходер “Крапива”

Сформулируйте главную мысль стихотворения:

Красиво выглядит крапива,
А поступает некрасиво:
Чем к ней нежнее прикасаются –
Тем, подлая,
Больней кусается!

Книга: Н.М.Лебедев. “Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку” стр. 34–38.

К началу урока: выберите из данной группы слов те, в которых по вашему мнению, гласные в корнях чередуются.

Гора, загар, загорать, коснулся, косить, касается, изложение, излагать, ложный, мириться, вымирать.

Почему слова гора, косить, ложный, мириться не включаются вами в группу слов с чередующимися гласными?

Гора – гористая, горный.

Косит – коса, косарь, покосит, накосит.

Ложь – лжец, ложный.

Мириться – мир, мирный, миролюбивый.

А на какие блоки делятся слова с чередующимися гласными?

Блок № 1 – полногласие и неполногласие,

Блок № 2 – командует суффикс а,

Блок № 3 – командует согласный,

Блок № 4 – командует ударение,

Блок № 5 – командует лексическое значение (смысл).

Тест группа Б

Орфографический тест.

1. Вставьте пропущенные буквы, объясните, от чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне: а) от согласной; б) от ударения; в) от суффикса  -а; г) от лексического значения (смысла).

Зам…рать, ср…внить, заг..р, р…внина, прод…раться, ср…внять, р…стительность, прод…раться,

ср…внять, р….стительность, непром…каемый, з…ря, обм…кнуть,прик…сновение, зап…реть, заг…релый, бл…стеть, отр…сль, подл…жить, выр…щенный, р…сток, к…сание.

2. Распределите слова в 3 столбика: 1) проверяемая безударная в корне слова; 2) непроверяемая гласная в корне слова; 3) чередующаяся гласная в корне слова.

Насл…ждение, предл…гать, неув…дающий, обм…кнуть, заг…рать, к…рнавал, …кварель, распол…гать,уд…вление, б…гровый, р…сток, ст…дион, просл…влять, …ромат, зам…реть, р…стительный, ф…нтан, оз…рение, возр…ст, кр…вать.

3. Спишите, выделите корни с чередованием, обозначьте орфограмму, отметьте слова-исключения.

Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль, отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, не согласиться с предположением, возложить к подножию памятника выращенные цветы, коснулось и его, подошел к зарослям камышей подгоревший пирог, ростовщик Ростислав, живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, расположился на блестящем листе, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение, растительный покров, слабый росточек.

4. Тест

  1. В каком слове пишется буква А?
    А) заг…реть; б) обг…ревший; в) приг…реть; г) выг…рки.
  2. В каком слове пишется буква О?
    А) з…рница; б) з…ревать; в) з…ря; г) з…рево.
  3. В каких словах пишется буква О?
    А) накл…ниться; б) кл…няться; в) покл…няться; г) скл..нение.
  4. В каких словах пишется буква А?
    А) пл…чиха; б) попл…вок; в) пл…вец; г) пл…вуны; д) жук- пл…вунец.
  5. В каких словах пишется буква О?
    А) Вым…кнуть под дождем; б)зам…чить белье; в) пром…кательная бумага; г)м…кать хлеб.
  6. Каких словах пишется буква А?
    А) подр…нять; б) р…внение; в) р…внять дорожки; г)р…вномерный; д)р…вновесие.
  7. В каких словах пишется буква А?
    А) оз…рять; б) пл…вучий; в)покл…ниться; г)приг…реть; д)подр…внять.
  8. В каком ряду буква О пишется во всех словах?
    А) оз…рение; з…ря; местопол..жение; скл…нить.
    Б) соприк…сновение; сотв…рить; наклон…нение; предл…жить.
    В) безотл…гательный; пл…вление; натв…рить; укл..няться.
    Г) к…снусь; р…сток; укл…ниться; выг…рки.
    Д) зар…сли; предл…гаемый; обг…реть; приск…кать.
  9. В каких предложениях буква А пишется во всех словах на месте пропуска?
    А) Заг…релый пастух на з…ре гнал еорову Зорьку.
    Б) Р…внина, оз…ренная лучами солнца, предстала перед нами во всем величии.
    В) Молодой олень, сделав огромный ск…чок, быстро уск…кал в чащу.
    Г) Провода не должны были соприк…саться, но от ветра они к…снулись друг друга.
  10. В каких словах пишется буква Е?
    А) зап..рать дверь; б) подн…маться; в) бл…стать; г)подст…лить; д) соч..тание.
  11. Спишите, объясните графически орфограмму.

Ира очень аккуратная. Каждое утро она уб…рает квартиру, отд…рает всю грязь, ст…рает пыль, зап…рает шкафы, заст…лает постели. А потом заж…гает лампу и любуется, как все бл…стит. Она не сч…тается с тем, что просто ум…рает от усталости. Но иногда она обижается на своего- брата лентяя, убегает и говорит: “пусть он хоть раз здесь уб…реет, грязь отд…рет! Неужели трудно ему зап…реть шкаф, заст…лить постель, прот…реть стол, чтобы все сияло и бл…стело? Не ум…р бы, если бы поработал.”

5. Найди лишнее.

  1. К…саться, к…снуться, к…сательная, прик…саешься.
  2. Заг…рел, перег…рел, разг...релся, оз…рился.
  3. Выск…чить, переск…чить, наск…чить, ск..чок.
  4. Попл…вок, пл…ец, спл…вной, пл…вники.
  5. Прил…жить, прил…гать, изл…жение, сл…жить.
  6. Р…стение, р…стущее, р…стительность, р…сток.
  7. Выч..тать, рассч…тать, соч…тать, поч…тать.
  8. Раст…реть, раст…рать, прот…реть, вт…реть.
  9. З…ря, оз…рение, оз…ренный, заг…релый.
  10. Ср…внение, р…внина, ур…внение, выр…вненный.
  11. Пром…кать, обм..кнуть, непром…каемый, вым…кли.
  12. Сл…гаемое, сл…жение, прил…гательное, обл…гать.
  13. Бл…стать, бл…стеть, бл…стящий, бл…снуть.

Упражнение № 1.

Заг…релый крокодил плащ непром…каемый купил. Всех соб…рался удивить, свои объятья раств…рил. Лягушки в зар…слях шептали, что они тоже заг…ралли, потом лишь лапки раст…ралли. Он предл…жил не унывать, права животных ур…внять. Он был известным хитрецом и удивительным пл…цом. Пл…чихи все его боялись, купаться рядом не решались. Вот если силы прилю...жить, то корни можно заучить.

Упражнение № 2 .

Прог…рела ркыша в доме, где жили мыши. Они на крыше заг…ралли, потом за зернами ск…кали. Вдруг выск…чил пушистый кот и съел г…релый бутерброд. Позавчера перед з…рей он на р…внине был большой. И для своей любимой кошки он соб…рал р…сения в лукошко. Пока на небе звезды заж…гались, коты между собою не разб…рались. Но только солнце забл…стело, как предл…жение о мире улетело.

Упражнение № 3 .

Осторожно к…саюсь листьев цветка. В прик…сновении рука моя легка. Я прот…раю большие листы, чтобы не пот…рял он своей красоты. Так не з…ре все красиво в лесу. Лучи заж…гают на травке росу. Соб…раются в стаи сороки- соседки, соб…рут все орехи красивые белки. Обм..кну кисть я в краску, плакат нарисую. Прил…жу все старанье, чтоб людям сказать: “Красоту сотв…рила природу такую, что её вы не смейте, друзья, обижать”.

Упражнение № 4 .

На снежной льдине распол…жились два пингвина. Они предпол…гали до з...ри заснуть на одеяле. Так сотв…рила их природа, что нравятся им холода. Не жалуются на погоду, не заг…рают никогда. К…саются друг друга нежно, прик…сновенья неизбежны. А если в группы соб…раются, то к мелочам не прид…раются. Пусть фраки их не пром…кают, плююювцы лишь в гости приплывают.

Упражнение № 5 .

По р…внине ск…кал с попл…вком на спине мой знакомый пл…вец на могучем коне. Посадил я р…стки, прил…жил столько сил. Выращу новый сад, чтобы плоды приносил. Я обрадовал маму, обм..кнув блин в сметану. Дорогая накидка пром…кает до нитки. Не допускает прик…сновений мой попугай Евгений. Его к..саюсь осторожно, но он кричит тревожно. Оз…рился восток, когда проснулся щенок. Он желанием г…рел, стать пл..вцом скорей хотел. Ещё немножко подр…стет – попл…вок в зар…слях найдет.

Блок №1 “Полногласие и неполногласие”.

оро // ра

оло // ле

ере // ре

оло // ла

 ворота-врата

 молоко-млеко

 берег-брег

 волоком-влачить

Блок № 2

Командует суффикс а.

бира – бер

мира – мер

тира – тер

дира – дер

пира – пер

блиста – блест

чита – чет

жига - жег

каса – кос .

выбирать – выберу

замирать – замер

вытирать – стереть

выдирать – выдеру

запирать – запер

блистать – блеснул

вычитать – вычет, искл.: сочетание (сочетать, сочетательный)

зажигать – выжег

касаться – коснусь.

Блок № 3

Командует согласный.

-лаг- – -лож- полагать – сложение, искл. : полог

-скак- – -скоч- скакать – заскочу, искл. : скачок, скачу (скачи, скачите)

-раст(ращ)- – -рос- растение – вырос, искл. : Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, отрасль.

Блок № 4

Командует ударение.

- гор-

-клон-

-твор- .

сгореть, искл. : выгарки

 наклониться

 искл. : утварь.

-зар- заря искл.: зорянка, зоревать

-плав- поплавок, искл.: пловец, пловчиха, плывуны

Блок № 5

“Командует смысл”.

-равн-

“одинаковый”
 

уравнение

Запомнить: равнение, равняться

 

-мак-

“слегка опустить в жидкость”

обмакнуть

 
 -ровн-

“ровная, прямая, гладкая   поверхность”

заровнять яму

искл.: равнина

 

-мак- -мок-

“полностью пропитать жидкостью,

 погрузить во что-то”

промокательная, вымокнуть