Умножение и деление обыкновенных дробей

Разделы: Математика


Цель: систематизировать знания и умения учащихся, связанные с умножением и делением обыкновенных  дробей. Упрочить знания слабоуспевающих учеников, упрочить и расширить знания среднеуспевающих школьников, расширить и углубить знания хорошо и успевающих учащихся.

ХОД УРОКА

I. Работа с классом

1. Устный счет (карточки)

  1.  ;     ;      ;       ;      ;      ;      
  2. Исключить лишнее число

а) ;    0,20;    20%;                       Ответ:  

3.    а)                                               Ответ:    

      б)                                             Ответ:

4.  Решить задачу.

Сберегательный банк платит вкладчикам по срочным вкладам  3% годовых (то есть вклад за один год увеличивается на 3%). Сколько денег будет у вкладчика через год, если он положил на срочный вклад 1500?

Решение: 3% = 0,03;

1) 1500 45 (руб).
2) 1500 + 45 = 1545 (руб).

Ответ: 1545

2. Повторение  правила по данной теме:

Вопросы:

  1. Сформулировать правило умножения обыкновенных дробей.
  2. Как умножить дробь на натуральное число?
  3. Как поделить обыкновенные дроби?
  4. Какие числа называются взаимообратными?
  5. Как найти дробь от числа?
  6. Как найти число по данной дроби?
  7. Как умножить смешанные числа?

Ответы:

  1. При умножении обыкновенных дробей числитель умножается на числитель, знаменатель на знаменатель
  2. Чтобы умножить дробь на натуральное число, надо её числитель умножить на это число, а знаменатель оставить без изменения.
  3. Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число обратное делителю.
  4. Два числа называются взаимообразными, если их произведение равно единице
  5. Чтобы найти дробь от числа, надо данное число умножить на эту дробь
  6. Чтобы найти число по данной дроби, нужно его значение разделить на данную дробь
  7. Смешанные числа превращаются в неправильные дроби, а затем числитель умножается на числитель, а знаменатель на знаменатель.

3. Письменная работа (задания на кодоскопе)

1. Решить уравнение (решает 1 ученик на доске)

Решение.

Ответ: 9,6.

2. Слово зашифровано примером. Порядок действий - порядок букв в слове. Решаем у доски «эстафетой» (к доске по одному ученику, 1 действие – один человек).

I. вариант

 

Решение:

1) 20 – п   2) – и;  3)  – р;  4)  – а;  5)  – м;     6) 3 – и  7 ) 5 – д    8) – а.

20

п

 

к

 

а

 

з

  5

д

 и

 в

3

и

 

м

а

 

 р

10

ю

II вариант

Решение:

1) 1,75 – Т;  2)  – Е;  3)  – О;   4)  – Д;   5) 1 – О;    6) 5 – Л;    7) 2 – И;    8) 0,4 – Т

1,75

т

 0,4

т

 

а

  5

о

  

   ю

  3,8

 м

 

е

  2,6

 ф

2

и

  

о

к

 

д

 Математическая справка (дает учитель)

 Пирамида-многогранник, основание которого – многоугольник, а остальные грани треугольники, имеющие общую вершину. По число углов различают пирамиды треугольные, четырёхугольные и т.д.
Теодолит – геодезический инструмент для определения направлений и измерения горизонтальных и вертикальных углов при геодезических работах, топографических съемках, в строительстве и т.п. Основной рабочей мерой в теодолите служат горизонтальный и вертикальный круги с градусными, минутными и секундными делениями. Развитием конструкции теодолита является тахометр.

II. Работа по группам

1 группа – слабоуспевающиеся учащиеся
2 группа – среднеуспевающиеся  учащиеся
3 группа – хорошо и отлично успевающиеся ученики

Задания на карточках для 1 группы.

Решить уравнения:

1)                                                                       Ответ:
2)                                                                    Ответ:  3

3)  -                                                             Ответ: 6

4)                                              Ответ: .

Задача: Найдите периметр треугольника АВС, если АВ=.

Задания на карточках 2 и 3 группы.

Решить уравнения:

1)                                                              Ответ:

2)                                                  Ответ: 7

3)                              Ответ:

4)                                                  Ответ:

Задача:   от числа 12 составляет  неизвестного числа. Найдите это число.

Решение: 1);

                 2)

Ответ:

Дополнительная задача для учащихся 3 группы

Задача: Лыжная дистанция разбита на три  участка. Длина первого участка составляет 0,48 длины всей дистанции, длина второго участка составляет  длины первого участка. Какова длина всей дистанции, если длина второго участка 5 км? Какова длина третьего участка?

Решение:  пусть длина всего участка х км, тогда длина первого участка 0.48х км , а второго участка 0,48х км,  и это по условию задачи составляет 5 км.
Уравнение: ;
 = 5;
х = 25.

Ответ: 25 км; 8 км.

Ученики самостоятельно решают задания на двойных листочках с копиркой, один листок сдают учителю, а по другому проверяют свое решение. Решение с помощью кодоскопа проецируется на экран в конце урока учителем, чтобы каждый ученик мог проверить работу сам.

III. Заключение

Проверка решений самостоятельных заданий. Разбор ошибок. Выставление оценок.

Подведение итогов.