Урок-зачет по теме "Электрические явления"

Разделы: Физика


Школьный предмет физика традиционно считается одним из самых сложных предметов. Так как при изучении физики ученики должны не только узнать много новых понятий и законов, но и научиться их применять при решении различных теоретических и практических задач.

От того, как учителю удается вызвать интерес учащихся к предмету, пробудить потребность в познании, во многом зависит результат обучения и воспитания.

Цель урока: повторить, обобщить изученный материал, показать практическое применение данного материала, развить активность, инициативность.

Урок развивает навыки решения расчетных и качественных задач по теме «Электрические явления».

На каждом этапе урока активизирую мыслительную деятельность учащихся, вызываю интерес к физике.

Урок проводился в игровой форме. Использован деятельностный метод, с целью развития логического мышления, социальных компетенций обучающихся. Работа в парах позволяет формировать коммуникативные компетенции обучающихся.

На этом уроке создаются оптимальные условия для самовыражения, самореализации и самоопределения обучающихся в различных видах познавательной и творческой деятельности, кроме того эти уроки служат хорошим средством разрядки и удачным способом переключения с одного вида работы на другой. Такие уроки положительно воздействуют на эмоциональную сферу обучающихся.

Урок прошел быстро, эффективно и на хорошем эмоциональном уровне.  Цели, поставленные в начале урока, были достигнуты.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели урока: 

  • Обучающие: систематизировать знания, умения  и навыки по теме «Электрические явления».
  •  Развивающие: развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, способствовать развитию вариативного и критического мышления; навыков анализа и синтеза,  самооценки и взаимооценки; продолжить развитие физической речи.
  • Воспитательные: способствовать укреплению коммуникативной культуры, навыков    самоконтроля, взаимопомощи, умение слушать товарищей, воспитывать уважение к предмету.

Оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер, магнитная доска, раздаточный материал, таблица, доска с заданиями

План урока

1. Разминка «Проверь себя и своего соседа»
2. Биржа знаний. (Знаешь ли ты закон Ома для участка цепи?)
3. Физическое поле чудес. (Способы соединения проводников)
4. Умеешь ли ты решать задачи на нахождение работы и мощности тока

ХОД УРОКА

1. Разминка: «Проверь себя и своего соседа»

Ученикам предложено на карточках  ответить на вопросы.

I вариант

1. В каких единицах измеряют силу тока?
2. Выразите в амперах силы тока, равные 5350 мА и 0,7кА
3. По какой формуле определяют электрическое напряжение?
4. Каким прибором измеряют силу  тока?
5. Как сопротивление проводника зависит от его длины?
6. Ползунок реостата находится по середине. Как надо изменить положение ползунка, чтобы сопротивление реостата уменьшилось?
7. Как включают в цепь вольтметр?
8. Приведите две формулы, по которым рассчитывают работу электрического тока.
9. Какая физическая величина характеризует быстроту выполнения работы электрического тока? В каких единицах его измеряют?
10. Запишите закон Джоуля-Ленца.

II вариант

1. В каких единицах измеряют электрическое напряжение?
2. Выразите в амперах силы тока, равные 800мА и 0,75кА
3. По какой формуле можно вычислить силу тока в цепи?
4. Каким прибором измеряют электрическое напряжение?
5. Как сопротивление проводника зависит от его поперечного сечения?
6. Ползунок реостата находится по середине. Как надо изменить положение ползунка, чтобы сопротивление реостата увеличилось?
7. Как включают в цепь амперметр?
8. Какими тремя приборами надо располагать, чтобы измерить величины, необходимые для расчета работы электрического тока?
9.  По какой формуле вычисляется мощность электрического тока?
10. В каких единицах измеряют работу электрического тока?.

После выполнения работы ученики обменивается тетрадями с соседом по парте. Решения с правильными ответами проектируются на экран.

Ответы:

I вариант

1. В амперах
2. 5,35А и 700А
3. U = A/q
4. Амперметром
5. Прямо пропорционально
6. Вправо
7. Параллельно тому участку цепи, где измеряется напряжение
8. А = Uq и A = UIt
9. Мощность электрического тока; в ваттах
10. Q = I2Rt

II вариант

1. В вольтах
2. 0,8А и 750А
3. I = q/t
4. Вольтметром
5. Обратно пропорционально
6. Влево
7. Последовательно с тем участком, где измеряется сила тока 
8. Амперметром, вольтметром, часами
9. Р = UI
10. В джоулях

Критерий выставления оценок записан на доске:

все правильно – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки – «3»
В остальных случаях – «2»

2. Биржа – знаний (Знаешь ли ты закон Ома для участка цепи)

 Сейчас мы с вами отправляемся на биржу. Биржа – это рынок необычный: здесь можно приобрести не продукты и овощи, а ценные бумаги – акции. Наша «Биржа» - интеллектуальная: мы «покупаем» акции(задание) и обмениваем свои знания на баллы.

Вы можете дополнительно заработать баллы, внимательно следя за ответом товарища.

Задания

Баллы
1. Как сила тока в проводнике зависит от сопротивления?
2. Зависимость силы тока  от каких физических величин устанавливает    закон Ома?
3. Какова формула закона Ома?
4. Выразите из закона Ома напряжение и сопротивление.
5. На рисунке представлен график зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Определите по нему сопротивление проводника.

6. Сопротивление нагревательного элемента  электрической плитки  100Ом, напряжение в электросети 220В. Какова сила тока в нагревательном элементе?
7.  Сопротивление проводника 60Ом, сила тока в нем 5мА. Каково напряжение на его концах?
8. Найдите сопротивление спирали, сила тока в которой 0,3А, а напряжение на ее концах120В.
9. Под каким напряжением идет ток на участке цепи, обладающем сопротивлением 0,3кОм, если сила тока в нем 100мА?
10. Реостат, изготовленный из никелиновой проволоки сечением 2,5мм2 и длиной 50м, полностью введен в цепь с напряжением 40В. Какова сила тока в нем?

1
2
3
3
5

 

 

 

 

 

4
4
4
5
5

3. Физическое поле чудес (способы соединения проводников)

Каждый ученик получает задание. Решив его, выходит к доске,  отыскивает букву соответствующую его ответу, и записывает напротив своего задания(задания пронумерованы римскими числами). В итоге должна получиться загадка, которую нужно разгадать.
В результате этой работы каждый ученик может оценить сам себя,  если он решил задачу правильно, то слово получилось. Если буква не вписывается в слово, значит, задача решена не верно.

Карточки с индивидуальными заданиями:

1. Два резистора сопротивлением 12 Ом и 24 Ом включены последовательно. Каково полное сопротивление цепи? (I)
2. Резисторы сопротивлением 10 Ом, 15 Ом и 30 Ом соединены параллельно. Определите общее сопротивление участка цепи. (II, IV)
3. В цепи последовательно включены два электрических прибора с сопротивлением 10 Ом и 40 Ом. Напряжение на первом из них равно 3 В. Каково напряжение на втором?(III)
4. Напряжение на полюсах источника тока 12 В. Определите сопротивление резистора, если сила тока в цепи 0,8 А, а напряжение на лампе 4 В.(V, VIII, IX)

 

5. Пять проводников одинакового сопротивления соединили параллельно и включили в сеть напряжением 50 В. Определите сопротивление отдельного проводника, если ток в цепи оказался равным 2 А.(VI)
6. Три проводника сопротивлением 3 Ом, 4 Ом и 5 Ом соединены последовательно. Напряжение на концах соединения равно 6 В. Определите силу тока в цепи.(VII)
7. Два прибора , включенных параллельно в цепь с напряжением 320 В, имеют сопротивления  400 Ом и 800 Ом. Найдите силу тока в общей цепи. (X)
8. Сила тока в цепи с последовательным соединением участков 0,2 А. Напряжение на участках таковы: U1 = 14 B,  U2 = 16 B,  U3 = 20 B. Определите общее сопротивление цепи.(XI)
9. В электрическую цепь последовательно включены 4 электроприбора  сопротивлением 10 Ом каждый. Сила тока  в одном из них 1,5 А. Каково напряжение в этой цепи?(XII)
10. Сопротивление одной из трех одинаковых  соединенных параллельно электроламп 300 Ом, а сила тока  в ней 0,4 А. Определите напряжение на лампах.(XIII)

Б

Е

Л

О

П

Т

У

Ч

Ш

Ы

60

10

0,5

12

125

5

250

36

1,2

120

Загадка: Что теплее шубы?

4. Умеешь ли ты решать задачи на нахождение работы и мощности тока?

Карточки с заданиями:

I вариант

1. Два резистора сопротивлением по 40 Ом каждый соединены последовательно и включены в сеть с напряжением 120 В. Определите работу тока в течение 20 с.
2. Напряжение на участке цепи 100 В, его сопротивление 200 Ом. Какова мощность тока на этом участке?

II вариант

1. Два резистора  сопротивлением по 20 Ом каждый соединены параллельно и включены в сеть с напряжением 40 В. Определите работу тока в течение 10с.
2. Найдите силу тока на участке  цепи, где его мощность равна 0,6 кВт при напряжении 120 В.
Взаимопроверкой оцениваем выполнение этой работы. Ответы проектируем на экран.

Ответы:

1. 3,6 кДж                                           1. 1,6 кДж
2. 50 Вт                                                2. 5 А

5.  Итоги урока

Оценки и баллы за каждое задание заносим в таблицу вида:

Номер задания
ФИО ученика

1

2

3

4

Итоговая оценка

Янтураева   Е.  Иванов А.

5
4

14б

5
4

5
3

5
4