Из опыта работы методического объединения учителей русского языка и литературы

Разделы: Администрирование школы


Вашему вниманию предлагается материал из опыта работы МО словесников школы
ЦО “Самбо 70” .

В наш век быстрых изменений появляются все новые и новые информационные каналы. Непрерывно увеличивается объем научных знаний. Справиться ребенку с мощными потоками поступающей информации становится все труднее. Даже современные педагогические технологии не могут в достаточной степени помочь детям адаптироваться в весьма информационно насыщенных реалиях сегодняшнего дня.

Где же выход? Нам он видится в использовании стратегических резервов, которыми от рождения одарен каждый ребенок. Это и интуиция, и феноменальный слух, и способность увидеть новое в давно известном, и фотографическая память.

По мнению специалистов, в техногенном обществе большинство детских, заложенных самой природой качеств, постепенно угасает без внимания к их развитию и активной тренировке к 10–14 годам.

Очевидно, что для освоения более сложных и объемных задач требуется использование одновременно многих детских способностей. Отсюда возникает необходимость целенаправленного развития интересов и талантов учащихся, их умений и навыков в ходе усвоения необходимых знаний.

Эту задачу и ставит перед собой МО словесников, проводя Неделю русского языка и литературы.

Пока это попытка собрать воедино опыт и материалы, на основе которых может быть разработан общешкольный проект по вопросам гуманитарного развития школьника. Очень важно объединить учащихся, их усилия вокруг действительно значимой цели.

В этом году Неделя русского языка и литературы прошла под названием “Фольклор, народоведение, языкознание”.

Проводилась Неделя по всем параллелям, следовательно, в работе принимали участие все члены МО и большинство учащихся с 5-й по 11-й классы, классные руководители.

Вы знаете, как сложно переломить детскую инертность, но работа проводилась и индивидуально, и группами. Самостоятельно, а также при помощи родителей и педагогов ребята занимались поисковой и творческой деятельностью. Момент совместной деятельности кажется нам особенно важным, ведь если ребенок чувствует активную доброжелательную поддержку, видит заинтересованность взрослых в том деле, которым он занят, он легче достигает высоких результатов в учебе.

Проводя Неделю, мы руководствовались принципом “от простого к сложному”, чтобы любой ребенок мог найти себе дело по душе, увидеть свою работу на выставке (мы выставляли все работы), почувствовать себя творцом, художником.

Считаем, что проведение предметных недель способствует совершенствованию общешкольной системы самоуправления, развивает активность учащихся, стремящихся проявить себя.

План работы недели был обсужден и одобрен МО словесников, утвержден администрацией школы.

План мероприятий недели русского языка.

1. Конкурс газет иллюстрация к русской народной сказке “Угадай сказку” (5–9-е классы).


2. Конкурс газет “Иллюстрация к любимой книге” (5–9-е классы).

3. Конкурс газет “Чудесный короб”.

4. Конкурс фотографий, рисунков к стихотворениям русских поэтов “Тихая моя Родина” (5–11-е классы).

5. Участие во Всероссийском конкурсе “Русский медвежонок” (5–11-е классы).

6. Конкурс на лучшую тетрадь “Так мы пишем” (5–9-е классы).

7. Конкурс на самого грамотного ученика “ Мы знаем русский язык” (5–11-е классы).

8. “Тесты – помощники в подготовке к ЕГЭ”. (5–11-е классы). Победители.

9. Конкурс творческих работ “Моя семья” (5–11-е классы).

10. Разучивание русских народных игр на уроке физкультуры.

11. Особенности русского национального костюма.

12. Оформление стендов:

  • 100 лет памятнику первопечатнику Ивану Федорову
  • Знаменательные даты.
  • Результаты недели русского языка.
  • Итоги недели русского языка.

13. Закрытие недели: Итоговый концерт “Мы русский народ” (5–11-е классы).

Работа велась заблаговременно, чтобы учащиеся постепенно подключались к тому или иному конкурсу. Часть мероприятий проводилась во время уроков в соответствии со школьной программой. Творческие задания ребята готовили дома. Важно отметить оформление нашей недели, в котором приняли участие учащиеся всех классов и все учителя нашего МО.

Особо хочется остановиться на итоговом мероприятии Недели русского языка и литературы, нашем заключительном концерте. В этом году мы еще раз убедились: наши дети любят театральное действие, все, от мала до велика, от пятиклассника до одиннадцатиклассника, с энтузиазмом репетировали, учили роли, придумывали костюмы и декорации. Концерт, на наш взгляд, удался.

В заключение хочется сказать следующее: литература и как явление культуры, и как учебный предмет, напрямую связана с формированием духовности.

Именно формирование духовности было задачей Недели русского языка и литературы. И мы не без гордости констатируем, что она выполнила свою задачу: погрузила детей хотя бы на короткое время, в русскую национальную культуру. Это представляется нам крайне важным, ибо “культура, говоря словами Николая Бердяева, “никогда не будет отвлеченно человеческой, она всегда будет конкретно-человеческая, то есть национальная, индивидуально-народная и лишь в таком качестве восходящая до общечеловечности”. Неделя глубже познакомила детей со страной, в которой они живут, с ее историей и традициями. Ф.М. Достоевский считал особенностью русской души ее “всеоткрытость, доброжелательное любопытство к явлениям других культур, готовность принять и сделать своим чужое без насилия и агрессии”. Это высказывание Достоевского наполняется особым смыслом в условиях современной России. Задача учителя – воспитывать в ребятах патриотизм, гражданственность, человеколюбие, уважение к личности. В нашей школе учатся дети разных национальностей, и очень важно, воспитывая толерантность, помочь им понять, каков мир, в котором они живут.