Вечер авторской песни для студентов педагогического колледжа "Песни нашего века"

Разделы: Музыка


Цель: познакомить учащихся с историей бардовских песен, с современными бардами.

Оборудование: иллюстрации, портреты бардов, аудиозаписи песен.

Звучит песня В.Высоцкого “Вершина”

– Вы, конечно, узнали эту песню? Ее сочинил замечательный поэт, актер Владимир Высоцкий. Песни В. Высоцкого знают и поют в нашей стране люди разных возрастов и профессий. Они живут вот уже несколько десятилетий, хотя их автора уже нет с нами 30 лет. Я говорю “автор”, а не “композитор”. Почему?

Ответы учащихся.

В. Высоцкий никогда не был “композитором”, он был “поющим поэтом”, человеком талантливым, наблюдательным, думающим, песни которого дают верную картину определенного периода жизни общества, обозначают его проблемы, болевые точки и, конечно же, передают очень остро душевное состояние человека: его чувства и эмоции.

Таких авторов песен мы называем бардами.

– Сегодня мы с вами поговорим о целой эпохе в песенном искусстве нашего времени – авторской, бардовской песне, о замечательных бардах и исполнителях бардовской песни.

– Кого из исполнителей бардовской песни вы знаете?

– Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Виктор Берковский, Александр Городницкий, Юлий Ким, Юрий Визбор, Юрий Кукин, Сергей Никитин, Алексанр Суханов, Галина Хомчик, Валерий и Вадим Мищуки и многие другие.

– Чем отличается авторская, бардовская песня от эстрадной песни?

Дискуссия.

Как сказал один из бардов: “Это не просто песни – это размышления вслух о нашей жизни”.

Авторская песня стала одним из видов современного, народного, художественного творчества, доступного многим, кто ценит живое поэтическое слово, кто умеет сопереживать радости, боли другого человека, готов по зову сердца идти неизведанными дорогами. Такие песни не всегда требуют профессионального мастерства. Достаточно любить песню, поэзию, чувствовать ее всем сердцем, чтобы она становилась частицей твоей души, твоей биографии. Возможно, здесь и кроется один из секретов популярности этого вида творчества.

Авторские песни, рожденные дорогами и путешествиями, экспедициями и грандиозными стройками, любимой работой, размышлениями о высоких чувствах, идеалах и стремлениях, раздумьями о будущем и прошлом жителей нашей планеты, сочиняют не только профессиональные поэты, но также и люди самых разных занятий и профессий. Одни пишут и стихи, и музыку, другие – только музыку к стихам близких по духу поэтов, третьи – только стихи, которые становятся песнями. Пишут далеко не всегда задумываясь о дальнейшей судьбе своих произведений, не учитывая особенностей восприятия слушателей, сидящего в зале. Пишут просто из желания подарить песню своим друзьям. И песня, однажды пропетая ее автором, – в походе или в студенческом общежитии, на молодежном вечере или просто в компании, – затем нередко разносится по свету и живет собственной жизнью, многократно тиражируясь и видоизменяясь на магнитофонных лентах и в человеческой памяти. Ясно одно, без этих песен песенное творчество было бы беднее.

Звучит “Зеленая карета”. Музыка и стихи А.Суханова – математик.

– Как вы думаете? Кто был первым бардом в нашей отечественной музыкальной культуре? Когда появился этот жанр?

Дискуссия.

Бардовская песня это один из жанров современного искусства, окончательно сформировавшийся в 50-е – 60-е годы, но истоки его появились намного раньше. Это сравнительно новое для нашей поэзии явление, но это же и возвращение к самой природе поэзии, к ее истокам, ведь стихи изначально не читались, а пелись. Недаром классики прошлого века иначе, чем со струнным инструментом в руках, будь то лира или арфа, и представить себя не могли. У Пушкина – лира, у Лермонтова – арфа.

(Вспомните древнегреческих аэдов и рапсодов с лирой и кифарой в руках).

Первым, кто задумался о возможностях этого жанра и его необходимости в нашей поэзии был А.С.Пушкин. Известно даже, что порой, он пел свои только что сочиненные стихи. Анна Керн (возлюбленная Пушкина, та, которой он посвятил свои стихи “Я помню чудное мгновенье”) сообщает, что свои “Приметы” Пушкин тут же спел ей “звучным голосом”:

Я ехал к вам: живые сны
За мной вились толпой игривой.
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой бег ретивый…

Да, это была именно “бардовская песня”, пусть прозвучавшая лишь для одной слушательницы, а не романс, хотя в то время господствовал этот вид песенного жанра. В “Приметах” сильнее, чем в романсе, ощущается личное начало:

Мечтанью вечному в тиши
Так предаемся мы поэты…

Жанр, предсказанный Пушкиным, расцвел на наших глазах в ХХ веке.

Одним из первых настоящих бардов был Александр Вертинский – поющий поэт, а не эстрадный артист, как это полагали многие. Это и была авторская песня.

Звучит голос А.Вертинского, песня “Доченьки”.

Эта песня посвящена дочерям А.Вертинского – Анастасии и Марианне – известным киноактрисам.

А в студенческой сфере, особенно в экспедициях, первые песни, близкие бардовским, возникали еще для более привычного нам тогда хорового пения под баян, но это уже были не привычные тогдашние массовые песни, сочиненные композиторами. В этих песнях возникавших то тут, то там, крепла внутренняя свобода, усиливалось личное начало, духовное раскрепощение. Это было время пробуждения личности.

Звучит голос Б. Окуджавы, песня “До свидания, мальчики”.

Авторская песня между тем становилась заметным явлением если не искусства, то в самой жизни. Песни Высоцкого, или “Атланты” Городницкого буквально помогали оставаться самими собой в эпоху застоя. В лучших песнях бардов главным оставалось духовная свобода, отзывчивость, человечность.

В эпоху перестройки появилась гласность. Какой бы ни была свобода слова, а авторская песня не перестала противостоять стадным влияниям, групповым предрассудкам, другому вкусу, “чернухе” с “порнухой” пошлости, халтуре, духовной слепоте, наркомании.

Меняется время на дворе, меняются темы и их раскрытие в авторской песне. Остаются главные достоинства произведений поющих поэтов – честность и справедливость, созвучие авторской интонации здоровым ритмом эпохи.

– Вам приходилось хоть раз бывать на концертах бардовской песни? Если нет, то поверьте – зрелище незабываемое!

Поражает атмосфера духовности, одаренности – здесь есть люди. Как они слушают! В озверевшей массе несчастных наших современников проявляются лица, и это вселяет надежду. Вовсе времена людей высокой духовности было меньшинство. Но именно они оставляли след, двигали душу и время. Многое забудется, но думаю, лучшее из привычного нам авторских песен переживут века и их будут петь наши потомки.

В 1999 году был осуществлен грандиозный проект, в котором приняли участие ведущие барды страны – Виктор Берковский, Сергей Никитин, Дмитрий Богданов, Вадим Егоров, Алексей Иващенко, Олег Митяев, Вадим и Валерий Мищуки, Константин Тарасов, Галина Хомчик, Лидия Чебоксарова – выпуск компакт диска, аудио и видеокассеты, а также и книги “Песни нашего века”.

Вот что написали участники проекта в предисловии:

“Мы никогда не пели вместе, хотя у каждого из нас за плечами сотни концертов. Мы очень разные люди. Каждый из нас сочиняет и поет в собственной манере. У каждого важные дела и непростой характер. Но мы все-таки собрались и спели хором “Песни нашего века” – авторские песни, ставшие народным достоянием.

Эти простые гитарные песни объединили не только нас. Они сроднили многих и многих людей разных возрастов и профессий. Они возникли на наших глазах и распространились в народе сами собой, минуя эстраду и средства массовой информации. Произошло это потому, что всем им свойственна одна уникальная черта – их хочется не только слушать, но и петь вместе. Они не стареют и не надоедают. Их по-прежнему редко крутят в эфире, но с удовольствием поют хором под гитару.

Проект “Песни нашего века” принципиально не коммерческий. Все авторы и их наследники, а так же мы, участники проекта, отказались от гонораров и отчислений. Средства, полученные от продажи дисков, кассет, книг пойдут на популяризацию самих песен и на благотворительные цели.

Нам просто хочется, чтобы эти песни пелись и объединяли все больше людей. Этот альбом мы составили на свой риск и страх, опираясь на собственное чутье и мнение своих друзей, экспертов и просто незнакомых людей, принявших участие в опросах. Многие любимые песни не попали в альбом, но нельзя объять необъятное.

“Песни нашего века” – громкое название. Но эти песни действительно много значат для нас и для нашего времени. Мы собрались, чтобы спеть их хором и будем счастливы, если ваши голоса присоединятся к нашим!”

Давайте вместе споем и послушаем несколько песен из этого альбома.

“За туманом” (музыка и стихи Юрия Кукина).

Юрий Кукин окончил Ленинградский институт физкультуры имени П. Ф. Лесгафта с отличием. Работал тренером по фигурному катанию в детской спортивной школе и песнями выступать не собирался.

“Моя работа сезонная, лето оставалось свободным – рассказывает автор, – и однажды по приглашению приятеля, я согласился поехать с геологами в тайгу. Случайно попав в экспедицию, неожиданно столкнулся с миром другой литературы. Это были песни Б. Окуджавы, Н. Матвеевой, А. Городницкого, Ю. Визбора. Пели песни геологи, и я сразу потерял интерес к тому, что слышал по радио, со сцены, с экрана, с пластинок. Мне тогда шел 32 год – возраст зрелый. Выучил все песни, какие знали геологи и перепев все, что выучил, понял. Что не могу оставаться в стороне от такого важного занятия – и сам начал сочинять песни. В той поездке я прикоснулся с новым для меня музыкальным инструментом – с гитарой.

Позже, в городе, друзья научили меня играть несколько аккордов.

В следующем, 1964 году, я снова поехал в экспедицию. Но на этот раз знал, зачем я ехал на платформе товарного вагона, сопровождал трактор для рудника. А ехал я в далекую таежную страну за Алтаем. Под стук колес сочинил песню, которую так и назвал “За туманом”. С него-то и начались мои приключения.

Песня прежде меня добралась до Ленинграда, и когда я вернулся, в дверь неожиданно постучали, поздравили со званием лауреата Ленинградского конкурса туристической песни и пригласили на конкурс лауреатов. С тех пор пою больше 30-и лет”.

“Александра” (музыка С. Никитина, стихи Ю. Визбора и Д. Сухарева).

“ Юрий Визбор – личность в искусстве яркая, многогранная. Я уже не говорю о его первоклассных запоминающихся ролях в нашем кинематографе, о его прозе… Но главное все-таки, с чем он вошел в наше искусство – авторская песня, движение, одним из начинателей, которым он по праву является”. Булат Окуджава.

Жизнь его оказалось недолгой. Всего 50 лет. Он успел многое. Написал несколько сценариев, издал пару книжек-рассказов, сыграл несколько киноролей. Оставил ворох прелестных акварельных, гуашевых пейзажей.

Его песни бытуют в живой памяти людей, их поют в студенческих общежитиях, у костров, на зимовках.

Он – поэт товарищества, поэт тесных человеческих связей. Герои Ю. Визбора всегда в связке в цепочке. Он певец мужской доблести. Его герой – человек с рюкзаком, ледорубом. Человек на крутом склоне, на накренившейся палубе, за рулем мчащейся машины, за штурвалом взмывающего самолета.

Юрий Визбор из тех самых детей войны, что выжили в страшные годы, выросли на “горбатых улицах”, а потом, выучившись, освоив книжные премудрости, накинули на спины рюкзаки и пошли осваивать эту землю. Визбор с его не хитрыми мелодиями, с его душевностью, романтик этого поколения, не утратившего юношеской мечтательности. Он – поэт эпохи, который завещает свою мечту сильным людям будущего.

Сергей Никитин – по профессии физик, кандидат физических наук. Автор замечательных мелодий на стихи близких ему по духу поэтов. Великолепно владеет гитарой и прекрасно исполняет свои песни. Многие поэты совершенно по-иному открыли для себя свои стихи в исполнении С.Никитина, и теперь не представляют их без музыки.

“На далекой Амазонке” (музыка В.Берковского и М.Синельникова, стихи Р.Киплинга в переводе С. Маршака).

Виктор Берковский родился в 1932 году в Запорожье. Его мать – врач, отец – бухгалтер – не занимались специально его музыкальным образованием, но видя у мальчика интерес к музыке, брали его с собой на все взрослые концерты и спектакли. Таким образом, к 18-ти годам Виктор довольно прилично разбирался в музыке: в эстрадной, в джазовой, любил оперетту. Во время войны он с матерью оказался в Сибири в эвакуации, где обрел привычку к труду, к ответственности за любое дело. Десятилетку закончил в Запорожье, уже после войны. В школьные годы занимался спортом, гимнастикой, плаванием. В 1950-м году поступил в Московский институт стали и сплавов, который закончил в 1955 году. Работать захотел в родном Запорожье, но отказался от должности инженера и стал рабочим, так как считал, что настоящий инженер должен уметь все сам. Доработал до заместителя технического отдела, защитил диссертацию, после чего остался работать и преподавать в этом институте. Песни писал со студенческой скамьи.

“Каждый раз, когда меня затрагивает какое-либо стихотворение, я пытаюсь уловить в нем гармонию звуков, те самые аккорды, которые уже затем становятся мелодией – писал Берковский – чтобы их запомнить беру в руку гитару или, реже, сажусь за фортепиано”.

В песнях Берковского подкупает серьезность. Автор не торопится, не делает их просто так. Виктор тщательно подбирает текст, и всем другим стихам подбирает такие, в которых звучит гражданская тема. Но Берковский пишет и веселые песни, и песни о любви. В таких песнях он тоже верен правде чувств.

“Вечер бродит” (музыка и стихи А. Якушевой – радиожурналистки).

“Городок” (музыка В. Красновского, стихи Н. Заболоцкого – актер (1933–1982)).

“Милая моя” (стихи и музыка Ю.Визбора).

Из 38 песен альбома “Песни нашего века” сегодня прозвучали лишь 8 из них. Но и они прекрасно характеризуют бардовскую песню.

Любители авторской песни раз в году стремятся попасть на “песенную” пристань, имя которой – “Грушинский фестиваль”.

Этот фестиваль носит имя Валерия Грушина – обаятельного и отважного человека, страстного туриста, прекрасного исполнителя бардовских песен.

В туристическом походе в Сибири, на реке Уде в августе 1967 года, спасая детей с перевернувшейся лодки, Валера погиб, не раздумывая, отдав свою, еще молодую жизнь за жизнь других не знакомых ему людей.

В 1968 году друзья Валеры Грушина собрались в Каменной Чаше – в центре Жигулей, чтобы вспомнить его песнями у костра. Собралось около 500 человек. Несмотря на проливной дождь (что стало сразу же неизменной приметой Грушинских фестивалей), песни не смолкали всю ночь, те самые песни, которые пелись раньше Валеркой.

Эта встреча и стала называться Первый Грушинский фестиваль, положив начало традиции. С тех пор и горит этот самый песенный огонь в мире.

И сегодня нет ни одного города в России, откуда бы ни приехали люди к этому фестивальному огню. И уже никто не удивится, встретив, на Грушинской поляне друзей, знакомых и просто гостей из Америки и Германии, Голландии и Австралии, Франции и Аргентины. Песни и дружба не знают границ! Многое изменилось со времен первых фестивалей. Но неизменной осталось радость встречи с друзьями – старыми и новыми. Неизменным остался дух братства и бескорыстия, который делает нас счастливыми.

Список литературы:

  1. Журнал “Музыкальная жизнь” № 2 1991 г.
  2. Журнал “Музыкальная жизнь” № 9–10 1992 г.
  3. Журнал “Музыкальная жизнь” № 13–14 1992 г.
  4. Журнал “Молодежная эстрада” № 2 1986г.
  5. Журнал “Молодежная эстрада” № 4 1987 г.
  6. Журнал “Молодежная эстрада” № 1 1987 г.
  7. Журнал “Молодежная эстрада” № 1 1990 г.
  8. Журнал “Календарь школьника” 1990 г.