Интегрированный урок "По страницам музыкального альбома". 4-й класс коррекционной школы VIII вида

Разделы: Музыка

Класс: 4


Цели:

  • Воспитывающие: воспитывать эстетические, нравственные, патриотические качества на основе музыкальных пьес, интерес и любовь к изобразительному искусству музыке, литературе, уважение друг к другу и мнению товарищей, усидчивость, аккуратность, любовь к труду и завершению начатого дела.
  • Образовательные: формировать знания обучающихся о творчестве П.И. Чайковского при знакомстве с пьесами из “Детского альбома”; сформировать представления об изобразительном искусстве, закрепить знания по цветоведению на примере изображения фантастических цветов, порхающих бабочек из слоеного цветного пластилина
  • Развивающие: развивать музыкальную речь учащихся при анализе пьес, чувство ритма при слушании марша и выполнении ритмических движений, вокально-хоровые навыки. Развивать чувство внутреннего контроля, коммуникативные функции, художественные способности учащихся при помощи музыкотерапии, кинезитерапии, изотерапии, библиотерапии, развивать сенсорный опыт и психомоторную сферу, направленную на совершенствование культуры мышления личности, на обеспечение комфортного самочувствия ребенка при решении проблем адаптации. Развивать творческие способности, активность учащихся

Оборудование: портрет композитора; иллюстрированные страницы музыкального альбома, на листах которые написаны название пьес П.И.Чайковского; карточки с названием альбома и пьес; фонозапись; разноцветный пластилин; цветной картон, тонкая прочная нить, доска для лепки или линолеум.

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята, садитесь (музыкальное приветствие).
– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в мир музыки, добра и красоты.
– Мы познакомимся с творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского и перелистаем страницы его детского музыкального альбома.

2. Подготовка к уроку – путешествию.

(Концентрация внимания по методике Кольцова.)

3. Углубление в тему.

– Ребята, у вас на парте лежит листок и два фломастера (красный, зеленый, синий).
– Сейчас вы послушаете музыкальное произведение и на листке изобразите такую линию, какую вам хотелось бы нарисовать при слушании одним из этих фломастеров.
– Приняли все позу слушателя.

(Слушание пьесы “Вальс”.)

(Анализ выполненной работы.)

– Судя по выбранному зеленому цвету, которым вы изобразили линию, можно сказать, что у вас, а так же у прослушанной пьесы хорошее настроение. Линия у многих равномерная, волнистая. Почему?
– Музыка прозвучала плавно равномерно
– А какое музыкальное произведение так звучит?
– Вальс.
– Верно, это Вальс, который написал великий русский композитор П.И.Чайковский. (Показываю портрет на доске.)
– Давайте все вместе скажем.
– Вальс Чайковский сочинил специально для музыкального альбома. Он очень любил детей. Когда он гостил в семье своей сестры, то без устали возился со своими племянниками (а их было семеро). Он придумывал для них различные праздники с кострами и фейерверками, танцами и сам аккомпанировал им на рояле. Тогда-то он и решил написать целый сборник пьес о детях и для детей. Пьес легких, запоминающихся и с интересными названиями. А называется он “ Детский альбом”.
– Давайте все вместе скажем “Детский альбом”.

4. Знакомство с “Детским альбомом” П.И. Чайковского.

1. “ Зимнее утро”.

Откроем первую страницу “Детского альбома”, которая называется “Зимнее утро”

– Давайте все вместе скажем.
– Что вы видите на данной иллюстрации?
– Какие цвета и оттенки здесь преобладают?
– Нежно – голубые, бледно – розовые.

Вспомним строчки из стихотворения А.С.Пушкина “Зимнее утро”.

(Дети читают у доски.)

Зимнее утро.

А.С. Пушкин

Мороз и солнце;
День чудесный!
Еще ты дремлешь,
Друг прелестный –
Пора красавица,
Проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

– А вот как П.И. Чайковский сумел запечатлеть это в музыке.
– При слушании пьесы “ Зимнее утро” представьте себе такую картину: будто вы проснулись рано утром, подышали на замерзшее стекло, оно подтаяло и в эту маленькую проталинку вы смотрите, что делается за окном. Интересно, что каждый из вас увидит благодаря музыке?

(Слушаем пьесы “Зимнее утро”.)

– Что вы увидели благодаря музыке?
– Как прозвучала музыка, какие чувства она у вас вызвала? При анализе произведения, вы можете пользоваться музыкальными терминами, которые находятся на ваших партах.

Пьеса прозвучала сонливо, дремотно, загадочно, весело, игриво, легко, искрясь. Вызвала светлые чувства.

2. “Песня жаворонка”.

– Ребята, мы с нетерпением ждем прихода весны, тепла, когда все оживает и воздух звенит от птичьих трелей. Об этом нам расскажет стихотворение В.Жуковского “Жаворонок”.

(Ученик читает у доски.)

Жаворонок.

В.И. Жуковский.

На солнце темный лес зардел
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.

– Ребята, вы, наверное, догадались, что следующая страница музыкального альбома называется “ Песня жаворонка”.
– Давайте все вместе скажем
– Песня жаворонка.
– Звуки ее мелодии передают щебет этой весенней птички. Послушайте, ребята, как мелодия меняется, становится то выше, то ниже, словно звонкий жаворонок то поднимается ввысь, то вновь спускается к земле.

Приготовились слушать “Песню жаворонка”. При слушании, ребята, давайте поднимем птичку вверх при высоком звучании музыки и опустим при низком.

(Слушание пьесы “Песня жаворонка”.)

– Молодцы, правильно услышали, как меняется мелодия.

3. “Марш деревянных солдатиков”

– Следующая страница “Детского альбома” – “Марш деревянных солдатиков”.

Давайте вместе скажем Марш деревянных солдатиков.

С этим произведением вы знакомы с 1 класса. Давайте мы послушаем его и вспомним из скольких частей оно состоит. Для определения границы частей поднимаем и опускаем руку. (Первичное слушание “Марша деревянных солдатиков”.)
– Сколько частей услышали?
– 3 части.
– Как определили?

Смена музыки.

– Все части разные или есть одинаковые?
– 1 и 3 часть одинаковые.
– Как прозвучал марш?
– Сейчас мы еще раз послушаем “Марш деревянных солдатиков” и сидя за партой будем отбивать ритм: 1-й и 2-й ряд – тыльной стороной карандаша в 1-й и 3-й частях, 2-й ряд – ребром ладони во 2-й части.

(Вторичное слушание “Марша деревянных солдатиков”.)

4. Физкультминутка.

(Исполнение песни “Три танкиста” с движениями.)

– Ребята, наша страна в этом году отмечает 65-летие со дня победы над фашистской Германией. 9-го Мая на красной площади пройдет парад войск, где будут звучать марши и военные.
– Давайте немного отдохнем и вспомним песню военных лет “Три танкиста”.

(Исполнение песни “Три танкиста”.)

5. “Мама”.

Следующая страница музыкального альбома – “ Мама”.

П.И. Чайковский с большой нежностью относился к своей маме . Всю жизнь он помнил ее плавные движения, добрый голос, удивительные глаза. Видимо о своей мам он рассказал нам в пьесе “Мама”.

(Слушание пьесы “Мама”.)

(На фоне слушания читаю слова.)

“Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки”

Вы, наверное, представили себе свою маму. Какая она у вас?

И мелодия прозвучала та же красиво, ласково, мило , приветливо.

5. Выполнение открытки для мамы  (с использованием пластилина).

6. Исполнение песни “Кузнечик” (с движениями).

– Вместе с красивой открыткой вы можете подарить маме музыкальный подарок.

7. Итог.

– Ребята, наше путешествие подошло к концу.
– Скажите, с пьесами какого композитора мы познакомились на уроке?
– Как называется сборник, куда вошли эти пьесы?
– Почему музыкальный альбом называется детским?
– Давайте мы проведем музыкальную викторину и вспомним эти пьесы.
– Помимо слушания пьес, чем еще мы занимались на уроке?

8. Оценивание.

9. Домашнее задание.

– Дома нарисуйте рисунок к наиболее понравившейся пьесе.