Система профориентационных игр в коррекционной работе

Разделы: Школьная психологическая служба


В девятом классе завершается обучение в средней общеобразовательной школе. Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, – принятие решения о характере дальнейшего образования. Школьник должен либо выбрать форму завершения среднего образования (продолжить обучение в своей школе, поступить в другую, в колледж и т. п.), либо вовсе отказаться от его продолжения. Именно вопрос самоопределения становится важнейшим для учащихся девятых классов и их родителей.
Правильным профессиональный выбор может быть только тогда, когда максимально учитывается индивидуальность учащегося – его способности и интересы. Важно также наличие конкретного профессионального плана, то есть осознание того, какие конкретные шаги необходимо предпринять на пути к намеченной цели: куда поступить, какие качества развивать у себя и т.п.
Сопоставление результатов диагностического обследования и выбора учеником будущей профессии часто не совпадает (расхождение «хочу» и «могу»).
Таким образом, говорить о наличии и обоснованности профессионального плана рано. Скорей всего большинство старшеклассников свое профессиональное будущее представляли в виде какой-то абстрактной мечты.

Личная профессиональная перспектива

Учащимся параллели 9-х классов (общая выборка – 96 человек) предлагается Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП). [1] Сама схема рассматривается как вариант содержательно – процессуальной модели профессионального самоопределения, за основу которой Н.С. Пряжниковым взята модель, предложенная Е.А. Климовым, которая существенно дополнена ценностно – смысловыми компонентами. В левой части таблицы – компоненты схемы построения ЛПП, а в правой – вопросы для работы с клиентами.

Таблица1. Схема представления ЛПП

Компоненты ЛПП

Опросник по схеме построения ЛПП

1. Осознание ценности честного труда (ценностно – нравственная основа самоопределения)

1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?

2. Осознание необходимости профессионального образования после школы

2. Стоит ли учиться после школы, ведь можно и так хорошо устроиться?

3. Общая ориентировка в социально – экономической ситуации в стране и прогнозирование ее изменения

3. Когда в России жить станет лучше?

4. Знание мира профессионального труда (макроинформационная основа самоопределения)

4. В виде задания: три буквы (м, н, с,) – за три минуты написать профессии, начинающиеся с этих букв. Если будет указано более 17 профессий, то это уже неплохо.

5. Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями.

5. Кем бы вы хотели стать (по профессии) через 20-30 лет ?

6. Выделение ближайших и ближних профессиональных целей (как этапов и путей к дальней цели).

6. Выделите основные 5-7 этапов на пути к своей мечте.

7. Знание конкретных выбираемых целей: профессий, учебных заведений, мест работы… (микроинформационная основа выбора)

7. В виде задания: выписать три самых неприятных момента, связанных с работой по выбираемой профессии, и три – связанных с обучением в вузе или колледже.

8. Представление о своих возможностях и недостатках, могущих оказать влияние на достижение поставленных целей

8. Что в Вас самих может помешать Вам на пути к целям? (О «лени» писать нельзя – надо поконкретнее).

9. Представление о путях преодоления своих недостатков (и о путях оптимального использования своих возможностей)

9. Как Вы собираетесь работать над своими недостатками и готовиться к профессии (к поступлению)?

10. Представление о внешних препятствиях на пути к целям

10. Кто и что может помешать Вам в достижении целей?

11. Знание о путях преодоления внешних препятствий

11. Как Вы собираетесь преодолевать эти препятствия?

12. Наличие системы резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному варианту)

12. Есть ли у Вас резервные варианты выбора?

13. Предсталение о смысле своего будущего профессионального труда

13. В чем Вы вообще видите смысл своей профессиональной жизни (ради чего Вы хотите приобретать профессию и работать)?

14. Начало практической реализации ЛПП

14. Что Вы уже сейчас делаете для реализации своих планов (писать о том, что Вы хорошо учитесь, нельзя); что Вы делаете сверх хорошей учебы?

Работа проводится с классом, каждый получает обычный тетрадный листок, подписывает его, проставляет номер вопроса и выписывает ответ. Стандартное время заполнения опросника – 45 минут.

Ориентировочные критерии оценок (по каждому вопросу):

1 балл – отказ отвечать на данный вопрос;
2 балла – явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа;
3 балла – минимально конкретизированный ответ (например, собираюсь поступать в институт, но неясно в какой);
4 балла – конкретный ответ с попыткой обоснования;
5 баллов – конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам.

Анализ результатов определил группу риска, в нашем случае – 18 человек с низкими оценками по тем или иным компонентам ЛПП, назовем их «проблемными» компонентами.
Результаты диагностики компонентов ЛПП показывают, что у данных учащихся, внесенных в «группу риска», в целом наблюдается низкая активность при получении информации о профессиях и определении с профессиональным выбором, а также неопределенность и непростроенность ЛПП.
Попытка коррекции проблемных компонентов у учеников «группы риска» привела к созданию системы профориентационных игр, которые в какой-то степени соотносятся со схемой построения ЛПП. Активные методы в профориентации предназначены для побуждения школьников к выбору и формированию навыков решения проблем.

Система профориентационных игр

В настоящей системе профориентационных игр представлены игры [2], которые проводились с детьми «группы риска», два раза в неделю по 1 часу. Общее количество занятий – 12.

Игра «АВТОПОРТРЕТ»

Цель игры – в шутливой форме повысить у игроков способность соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями.
Игровое упражнение проводится в круге со всем классом. Среднее время проведения – 45 минут.

Оборудование: лист бумаги формата А4, ручка.

Процедура методики следующая:

1. Все участники достают чистый с обеих сторон листок бумаги.
2. Задание: «Каждый должен нарисовать на листке самого себя (сделать автопортрет). Рисунок должен быть на всю страницу, по центру, только лицо. Желательно нарисовать его быстро, как бы на «одном дыхании».Подписывать листок не надо».
3. Ведущий быстро собирает листочки с автопортретами и демонстративно перемешивает их, как бы показывая, что ему не важно, кто именно на них нарисован.
4. Тут же ведущий раздает игрокам листочки, но уже в случайном порядке.
5. Новое задание: «Посмотрите внимательно на изображение, постарайтесь понять, что это за человек, на что он способен, но при этом не старайтесь узнать, кто здесь нарисован. На обратной (чистой) стороне листочка с автопортретом напишите одну профессию, которая, на Ваш взгляд, больше всего соответствует изображенному лицу. После этого листок передайте соседу справа, а от соседа слева возьмите новый листок и проделайте то же самое. Если Вы получите листок с собственным изображением, то также подберите к нему профессию… Таким образом, все листочки должны пройти круг Профессии на одном листочке могут повторятся.
6. Далее ведущий быстро собирает листочки, перемешивает их и начинает подведение итогов. Берется первый листочек, участникам игры показывается изображение на нем и зачитываются выписанные на обратной стороне профессии, соответствующие данному автопортрету. Опыт показывает, что упражнение проходит достаточно весело, а игроки слушают ведущего достаточно заинтересовано.
Конечно, данное игровое упражнение является скорее разминочным и в немалой степени развлекательным, но во многих шутках часто заложен очень глубокий смысл. Например, в данной игре каждый рисунок – это своеобразная проекция участников своего представления о себе, а шутливое соотнесение рисунков с профессиями – это еще один шаг к пониманию образа профессионала…
Это упражнение можно соотнести с четвертым компонентом ЛПП.

Игра «ПРИШЕЛЬЦЫ»

Цель игры – показать роль труда в жизни общества и отдельного человека. Игра может быть соотнесена с первым, третьим и пятым компонентами ЛПП.

Игра рассчитана на работу с классом. Время на игру – 35-45 мин.
В ходе обсуждения можно определить наиболее удачные вопросы и ответы участников игры. Важно подвести игроков к пониманию того, что в развитом счастливом обществе человек может реализовать себя, свои возможности, а достигается это, главным образом , в труде.
Это упражнение можно соотнести с первым компонентом ЛПП.

Игра «ОСТРОВ»

Цель игры – знакомство с потребностями рынка труда в кадрах, с проблемой непрестижных профессий и осознание учащимися своей гражданской зрелости.

Игра рассчитана на класс. Среднее время на игру – 40 минут.

Ведущий зачитывает инструкцию: «Представьте, что мы все «чудом» попали на заброшенный остров где –то в южных широтах. Когда нас спасут, неизвестно. Перед нами стоят две задачи: первая – выжить, вторая – остаться при этом цивилизованными людьми. За 40 минут мы должны доказать самим себе, что сможем решить эти задачи. Мы сидим на берегу океана и обсуждаем, что нам делать дальше. Я, как старший среди вас, буду руководителем, но я сразу хочу установить в нашем обществе демократию. Итак, ваши предложения…».
Обсуждение игры начинается с вопроса «Удалось ли нам выжить?» и «Остались ли мы цивилизованными людьми?». Отвечая на вопросы, школьники должны кратко обосновать свое мнение. Обращаясь к теме «Потребности рынка труда в кадрах», целесообразно использовать ту таблицу (требуемого и желаемого по разным видам работ), которая возникла в ходе игры. Наглядность таблицы позволяет ведущему почти не комментировать ее. Так как в игре фактически моделируется общество, можно легко перейти к проблемам, характерным для общества.
Игра позволяет дать ориентировочную оценку готовности школьников подчинить себя решению общей задачи, их пониманию необходимости выполнять разные, даже непрестижные работы.

Игра «АССОЦИАЦИИ»

Цель игры – выявить истинное отношение школьников к разным профессиям и, по возможности подкорректировать это соотношение.

Количество участвующих – весь класс. Время на первое проигрывание – 15 минут, последующие проигрывания по 5-7 минут. Для игры необходима классная доска.

Объясняются условия игры: «Сейчас три человека выйдут из класса, а класс загадает какую–нибудь профессию. Потом 3 человека войдут и попробуют ее отгадать с помощью ассоциативных вопросов, например, «какого цвета эта профессия?», «какой запах напоминает?», «какая мебель используется?» и т. д.
Игра позволяет выявить эмоциональное отношение к разным профессиями, поскольку характер такого отношения влияет на выбор профессии, ведущий получает довольно важную информацию о классе в целом и об отдельных игроках, т. к. за один урок в отдельной игре могут принять активное участие многие школьники.

Игра «ПЯТЬ ШАГОВ»

Цель игры – повысить готовность участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности (шестой компонент ЛПП).

Игра проводится в круге с классом. Среднее время на игру – 40 минут.

Ведущий предлагает классу определить какую-либо интересную профессиональную цель, например, поступить в какое-то учебное заведение, оформиться на интересную работу, а может быть, даже – совершить в перспективе что-то выдающееся на работе. Эта цель, так как ее сформулировала группа, записывается на доске.
Ведущий предлагает классу определить, что за воображаемый человек должен достичь эту цель. Участники должны назвать его основные характеристики по следующим позициям: пол, возраст (желательно, чтобы это был сверстник играющих), успеваемость в школе, материальное положение и социальный статус родителей и близких людей.
При общем подведении итогов игры можно посмотреть, насколько совпадают варианты, предложенные разными микрогруппами (нередко совпадения бывают значительными). Также в итоговой дискуссии можно оценить совместными усилиями, насколько учитывались особенности человека, для которого и выделялись пять этапов достижения профессиональной цели. Важно также определить, насколько выделенные этапы (шаги) реалистичны и соответствуют конкретной социально-экономической ситуации в стране, то есть насколько общая ситуация в обществе позволяет (или не позволяет) осуществлять те или иные профессиональные и жизненные мечты.

Игра «ЛОВУШКИ – КАПКАНЧИКИ»

Цель игры – повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий. Игра может быть соотнесена с 8 – 11 компонентами ЛПП.

Количество участвующих – весь класс. Время – 35-45 минут.

Совместно с группой определяется конкретная профессиональная цель (поступление в конкретное учебное заведение; окончание данного заведения; оформление на конкретное место работы или конкретное профессиональное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий и прочего…).
При общем подведении итогов можно также посмотреть, сумел ли еще на подготовительном этапе главный игрок выделить те трудности (на своем листочке), которые уже в игре предлагали ему остальные участники.

Игра «МОДА»

Цель игры – помощь учащимся в составлении прогноза престижности выбираемых профессий. Может быть соотнесена с первым, третьим и двенадцатым компонентами ЛПП.

Количество участвующих – вся группа. Время – 30-40 минут.

Общий смысл игры-опросника – поговорить в ироничной форме об очень сложных и важных для самоопределения вещах, о сильной зависимости многих наших поступков от мнения окружающих, от существующих стереотипов мышления и предрассудков.

Игра «ДОСТОЙНАЯ ЭПИТАФИЯ»

Цель игры – повысить у игроков готовность осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональный перспективы, выделяя и логически связывая основные (ключевые) события собственной жизни.

Количество участников вся группа. Время проведения – от 30 до 40 минут.

Ведущий «загадочным голосом» рассказывает такую примерно притчу: Говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: «Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года…», или «Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет…» Ведущий спрашивает у ребят: «Что на Кавказе считать не умеют? Может со смыслом делались эти приписки на могильных плитах? А с каким смыслом?». Смысл приписок в том, что таким образом односельчане оценивали насыщенность и общую ценность жизни данного человека».
В ходе игры ведущий предлагает прокомментировать названные годы тем игрокам, которые назвали наибольшее и наименьшее количество лет для главного героя. Здесь возможна небольшая дискуссия. Оказывается построить интересную жизнь даже в воображении совсем непросто.
В заключение ведущий предлагает каждому по очереди назвать какое-нибудь действительно интересное и достойное событие, которое могло бы украсить любую жизнь.

Игра «ТРИ СУДЬБЫ»

Цель игры – помочь старшеклассникам разобраться, в чем могут быть основные смыслы трудовой жизни применительно к различным стереотипам людей. Соотносится с первым и тринадцатым компонентом ЛПП.

Игра проводится с целой группой. Время – около 30-40 минут.

В ходе игры участники определяют критерии, позволяющие различать стереотипы труженика, лентяя и бездарность.

Игра «ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ПРОФЕССИОНАЛА»

Цель игры – повысить уровень осознания участниками типического специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.

Упражнение проводится в кругу. Время – от 25 до 35 минут.

Ведущий определяет вместе с другими игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Например, группа захотела рассмотреть профессию «фотомодель». Совместными усилиями составляется рассказ о типичном трудовом дне нашего работника – фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. Каждый участник называет по одному слову. В конце игры участники обсуждают, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.

Игра «СОВЕТЧИК»

Данное упражнение представляет собой прекрасно организованную упрощенную процедуру групповой экспертной оценки с элементами игры.

Цель упражнения – получение обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных товарищами-одноклассниками.

Методика может проводиться с классом.

Время проведения – от 15 до 25 минут.

Игра «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ»

Цель игры – познакомить участников со схемой анализа профессии.

Игра проводится с группой. Время проведения – 30-40 минут.

По завершении занятий с детьми «группы риска» была проведена редиагностика ЛПП. Из анализа результатов следует, что некоторые компоненты ЛПП, являющиеся для учеников проблемными до проведения системы профориентационных игр и упражнений перестали быть таковыми по окончании занятий. Группа без труда справилась с Опросником, не было недоуменных вопросов по интерпретации компонентов ЛПП – все они были проиграны в системе занятий. Т-критерий Стьюдента показал значимые различия (уровень значимости p < 0,01 ) по всем компонентам ЛПП до проведения системы занятий и после.

Таким образом, заявленная система профориентационных игр показала свою эффективность в плане формирования ЛПП и подтвердила, что проблемные компоненты можно изменить через систему профориентационных игр и, следовательно, помочь учащимся в профессиональном самоопределении.
Использование систем профориентационных игр можно считать эффективным, поскольку по результатам исследования наблюдаются значительные изменения в компонентах ЛПП школьников.

Целесообразно, в дальнейшем использовать систему профориентационных игр со всеми учащимися вне зависимости от оценок по компонентам ЛПП. Игровой метод в профориентационной работе можно считать эффективным, актуальным, отвечающим потребностям самоопределяющейся личности и способствующим социально-психологической адаптации подростков.

Литература:

  1. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996.
  2. Пряжников Н.С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. М., 2004.