И.А. Крылов. Басня "Ворона и лисица"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • развивать языковое чувство учащихся;
  • формировать навыки вдумчивого чтения художественного текста;
  • формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с текстом;
  • заинтересовать учащихся личностью и творчеством И.А. Крылова;
  • способствовать эмоциональному восприятию басен;
  • воспитывать любовь к литературе, умение различать положительное и отрицательное в поступках героев басен Крылова

Оборудование: карточки с фразами или словами из определённой басни, ставшие крылатыми; слайды с видами г. Санкт-Петербурга; портреты И.А. Крылова и Эзопа; выставка книг И.А. Крылова.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

Рассказы учащихся об И.А. Крылове и его творчестве.

II. Повторение изученных басен И.А. Крылова

Используются карточки с фразой или словами из определённой басни, ставшие крылатыми.

  • «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…»
  • «Да только воз и ныне там…»
  • «Вперёд чужой беде не смейся, Голубок…»
  • «Совсем без драки могу попасть в большие забияки…»
  • «Это зло ещё не так большой руки…»
  • «А проку на волос нет в них…»
  • «Как ни полезна вещь, - цены не зная ей, невежда про неё свой толк всё к худу клонит…»
  • «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться…»
  • «Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши!»
  • «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней…»
  • «Друзья, хоть вы охрипните, хваля друг дружку, всё ваша музыка плоха!»
  • «Кто про свои дела кричит всем без умолку, в том, верно, мало толку…»

III. Рассказ учителя о памятнике И.А. Крылову в г. Санкт-Петербурге

– На уроке русского языка мы с вами писали небольшой рассказ о городе Санкт-Петербурге. Попробуем совершить воображаемую экскурсию. Давайте мысленно пройдём по набережной вдоль ограды, а потом заглянем в Летний сад. Вот аллея, где находится памятник Ивану Андреевичу Крылову. Баснописец изображен сидящим, в руке у него книжка, он глубоко задумался. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.
– Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около «дедушки Крылова» всегда цветы, играющие дети?
– Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Познакомиться с новой басней Крылова – значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

IV. Чтение басни «Ворона и лисица» учителем

V. Беседа по непосредственным впечатлениям

– Что особенно понравилось в басне?
– О чём же это произведение?
– Как вы понимаете слово порок?
– Предосудительный недостаток, позорящее свойство.
– Какие пороки людей высмеиваются в баснях Крылова?
– Объясните значение слова лесть.
– Лицемерное, угодливое восхваление.
– Образуйте от слова лесть однокоренные слова.
– Лесть – льстить, льстец, льстивый.

 VI. Словарная работа

– Как вы понимаете значение следующих слов?

  • Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на чём-либо, на верху чего-либо.
  • Всё не впрок – не на пользу.
  • Пленить – покорить чем-либо, очаровать (очень сильно понравиться).
  • Бог послал – так раньше говорили о чём-либо, случайно добытом или полученном.
  • Ангельский (голосок) – отличающийся нежностью, добротой.
  • Царь-птица – лучшая из всех птиц.
  • Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница (в народных сказках ворон     изображают иногда как вещих птиц, предсказывающих недоброе).

VII. Слушание басни известного писателя древности Эзопа «Ворон и Лисица» (в пересказе для детей Л.Н. Толстого).

Ворон и Лисица

Ворон добыл кусок мяса и сел на дерево. Захотелось Лисице мяса, она подошла и говорит:
– Эх, Ворон, как посмотрю на тебя – по твоему росту да красоте, только бы тебе царём быть! И, верно, был бы царём, если бы у тебя голос был.
Ворон разинул рот и заорал, что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:
– Ах, Ворон! Коли бы у тебя и ум был, быть бы тебе царём.

– Чем отличается басня И. Крылова от прослушанной вами басни Эзопа?
– Н.В. Гоголь писал о Крылове, что «звери у него мыслят и поступают слишком по-русски». В народных сказках Лиса выступает как хитрая, лукавая, вездесущая кумушка, Ворона же изображается неповоротливой, тугодумной и простоватой птицей, хотя её собрат Ворон в русском животном эпосе обладает даром предвидения. Ворона и Лисица – главные герои басни, однако наряду с ними важное значение приобретает и кусочек сыра. Не случайно Крыловым в отличие от Эзопа, у которого Ворон «добыл кусок мяса», описывается сыр. С незапамятных времен сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством.

VIII. Чтение басни Крылова учащимися (про себя)

IХ. Работа над содержанием

Деление басни, исключая мораль, на три части. Озаглавливание каждой части. («Находка», «Льстец», «Простофиля».)

– Какие глаголы использует И. Крылов, описывая действия Вороны?
– Проследите, как действует на Лисицу сыр.
– Каким метким словом называет И. Крылов Лисицу? Что обозначает это слово?
– Прочитайте, как Лисица льстила Вороне. Для чего она это делала? Какова  Ворона в действительности?
– Как же прореагировала Ворона на лесть, как об этом написал Крылов?
– Подготовьтесь к выразительному чтению басни.
– Скажите, о чём предупреждает своих читателей Иван Андреевич Крылов?
– Какие пороки людей осуждаются?
– Какие строки из басни «Ворона и Лисица» стали крылатыми, т. е. употребляются как пословицы? («В сердце льстец всегда отыщет уголок».)
– Прочитайте пословицы и скажите, как они соотносятся с содержанием басни. Как вы их понимаете?

  • Верь своим очам, а не чужим речам.
  • На языке – медок, а на сердце – ледок.
  • У лести нет чести.

Х. Домашнее задание: по желанию учить наизусть или выразительно читать, нарисовать свои иллюстрации к этой басне.

ХI. Итог урока

– С каким человеческим пороком боролся И.А. Крылов, создавая эту басню? (С лестью, заискиванием)
– Итак, И.А. Крылов в своих баснях даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.
– Сейчас, каждый из вас подумает о своей роли на уроке…
– Какие знания и навыки вы приобрели на уроке?
– Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
– Нужно ли изучать басни?
– Чему они учат?