Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели урока:

  • продолжить знакомить детей с творчеством К.Г.Паустовского;
  • формировать у детей положительные мотивы учебно-познавательной
  • деятельности, творческие инициативы и активность;
  • развивать речь детей, словарный запас;

Планируемые достижения на уроке:

  • умение анализировать эмоциональное состояние героев;
  • умение анализировать прочитанное;
  • воспитание любви к музыке;

Демонстрационный материал: портрет писателя, портрет композитора Э.Грига, иллюстрации детей, запись пьесы Э.Грига "Утро", "Песня Сольвейг",корзина с еловыми шишками.

Ход урока

"Волшебник и великий музыкант" (эпиграф написан на доске) К.Г.Паустовский

I. Организационный момент

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством К.Г.Паустовского. И на примере рассказа "Корзина с еловыми шишками" попробуем в конце урока ответить на вопрос " Чем же должен жить человек"?

-Посмотрите, на доске эпиграф. Откуда эти слова? Кому они посвящены?

II. Проверка домашнего задания

-О чём прочитанный вами рассказ? Что вы знаете о Григе?

Что говорят нам слова первого ряда: Северная страна Норвегия: лес, горы, море, город Берген. (Место действия рассказа)

-Что говорят слова второго ряда: Эдвард Григ, Дагни Педерсен, Хагеруп Педерсен, Магда, Нильс (герои рассказа).

-На сколько частей вы разделили рассказ? Что вы знаете о Григе? (Выбор лучших заголовков)

1. Встреча в осеннем лесу. 1. Встреча Грига с девочкой Дагни в лесу.
2. Композитор пишет музыку. 2. В доме композитора Грига.
3. Дагни у тётушки Магды. 3. Дагни приезжает в город к родственникам.
4. Подарок для Дагни 4. Дагни в театре и на концерте.

III. Работа над анализом рассказа.

Анализ 1 части рассказа.

-Что делал в лесу композитор Э.Григ? Зачем они приходил сюда не однажды? Зачем сюда пришла дочь лесника Дагни? Для чего она собирала еловые шишки?

-Как выглядел осенний лес? (пересказ близко к тексту)

-Какие приёмы использует автор? (олицетворения - эхо подхватило, швырнуло звук, живёт и ждёт эхо. Эпитеты - весёлое эхо, грибной воздух, осенний наряд. Метафоры - зелёные пряди, буйно разрастается. Сравнения - листва сравнивается с медью и золотом, эхо с птицей пересмешником.)

-Почему автор так поэтично описывает осень в лесу? (Красота леса вдохновляет композитора. Автор хочет, чтобы читатели её почувствовали.)

-Посмотрите на рисунок. Какой эпизод он изображает? О чём разговаривали Дагни и Григ?

Выразительное чтение диалога Дагни и композитора (по ролям)

Что в разговоре самое главное? (Композитор захотел сделать подарок)

О каком подарке идёи речь в диалоге?

-Почему Григу захотелось сделать подарок Дагни? (Прямо на этот вопрос автор не отвечает, но мы можем догадаться, она понравилась Григу.

-Какой предстала Дагни перед композитором и перед нами? (Она мала, но трудолюбива, тащит домой тяжёлую корзину с шишками. Она доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме, игрушках. Она мила, красива: у неё большие, как у куклы зелёные глаза, тихий от смущения голос. Она чуткая: нежно думает о старом дедушке и сочувствует ему. А главное у неё доброе сердце, умеет думать и печалиться о других.)

-Что надеялась получить Дагни в подарок?

-Почему Григ отсрочил подарок? (Подарок материальный - это вещи. игрушки. А Григ задумал духовный подарок - музыку. Не всегда маленькие дети понимают музыку, поэтому композитор обещает её через 10 лет. Ей тогда исполнится 18 лет)

Анализ второй части рассказа

-О чём может рассказать внимательному читателю описание дома композитора?

-Какое сравнение использует автор?

-Что было украшением дома?

Музыку не передать словами. Но в чём мастерство писателя? (Он использует приём олицетворения, и мы слышим, как рояль великого композитора может петь о порыве человеческого духа и о любви, а клавиши могут тосковать, смеяться, греметь бурей и гневом.

Прочитайте описание зимы. Чем это место похоже на стихотворение? (Автор использует олицетворения: зима закутала, пароходы приходили, дремали, посапывая.)

-Зачем Паустовский включил описание зимнего города в это место рассказа? (Композитор должен черпать вдохновение не только в природе, но и в окружающей его обстановке, ведь он в произведениях отражает всю окружающую жизнь)

-О чём была написанная Григом музыка?(прочитайте предложение, в котором словами выражено главное настроение мелодии, сочинённой для Дагни?

-Кто был первым слушателем? Какие чувства пробуждала музыка в них? Давайте и мы попробуем услышать как композитор рисует природу, как меняется музыка(Звучит грамзапись "Утро" Э.Григ)

-Как вы думаете, был ли Эдвард Григ счастливым человеком? Найдите в тексте слова, подтверждающее это.("Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни."

Физкультминутка

Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их все лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.

Беседа по вопросам 3 части рассказа.

Изменилось ли что-то в жизни Дагни? Какой она стала?

-Что можно сказать о родственниках девочки? Что было особенного в комнате тётушки Магды?

Анализ 4 части рассказа.

-Куда любила ходить Дагни в городе? Почему она плакала после спектаклей?(Она осталась такой же чуткой и впечатлительной, какой была в детстве)

Вот она собирается на концерт с дядей и тётей. Опишите портрет Дагни.(Стройная девушка с тяжёлыми русыми длинными косами цвета старого золота, красивая, с сияющими большими глазами, одетое в длинное театральное чёрное платье из таинственного бархата)

-В какой необычной обстановке проходил концерт?

-Какое чудо случилось в жизни Дагни? Какие чувства испытала она, Магда, Нильс, когда объявили посвящение?

Прочитайте, что услышала Дагни, в посвящённой ей музыки? (Звучит музыка.)

-Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Это слёзы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств, кроме того, Дагни жаль, что композитор умер, и она не скажет ему спасибо.)

-Как вы думаете, какие чувства возникли в её душе: изумление, восхищение, благодарность, радость,восторг, сожаление?

Понравилась ли музыка Грига другим слушателям?

IV. Обобщающая беседа.

Чем вам понравилась музыка Грига?(Она прекрасна, потому что композитор прославлял свою отчизну, обладал даром воспевать в звуках природу и духовный мир человека: его мужество, верность и чистоту.

-Какую главную мысль открыла для себя Дагни? (Вы открыли для меня то прекрасное, чем должен жить человек.)

V. Итог урока.

-Что прекрасного открыли мы с вами в рассказе К.Г.Паустовского? (Мы говорили о красоте природы, о прекрасных людях. У них милая внешность, благородные поступки, мы говорили о внутренней и внешней красоте человека. О хорошей жизни (мы должны верить, что она удивительна и прекрасна. О духовных подарках. О музыке, литературе, театре, о видах искусства, которые учат видеть прекрасное.)

-О чём прочитанный рассказ? (О красоте мира и человека, о том как прекрасно искусство, отражающее жизнь

- Можно ли слова "Волшебник и великий музыкант" отнести к К.Г.Паустовскому?

Мы должны быть благодарны К.Г.Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о Э.Григе - этом добром волшебнике и великом музыканте. Оба они мастера своего дела. Один словами, другой чувствами пробуждает в нас чистые и добрые чувства. И люди всех времён благодарны им за это.

VI. Рефлексия.

Ученики, говоря свои отзывы о рассказе, наполняют корзину еловыми шишками.

VII. Домашнее задание.

Оформить рассказ в читательский дневник. Составить вопросы викторины по тексту для развития наблюдательности при чтении.

-Встречались ли вам люди, которые охотно дарили, давали хорошее настроение, улыбку, душу? Расскажите о них. Рекомендация книг для внеклассного чтения. (Представление учителем книг К.Г.Паустовского о красоте родной природы и хороших поступках людей.)

Дополнительные задания (вопросы викторины.)

-В каком месте рассказа названа страна, где происходят события?

-Как долго Э.Григ писал музыку для Дагни?

-Как в портовом городе узнавали о заходе солнца?

-Какой секрет девичьей красоты подсказал добрый дядюшка Нильс?