Образование – клад; труд – ключ к нему

Разделы: Физика


Надеюсь, что изречение французского лексикографа конца восемнадцатого - начала девятнадцатого века Пьера Буаста не кажется таким уж банальным. Ведь если вдуматься, в этой фразе скрыт глубочайший смысл. Философски рассуждая, этот бесценный клад образования я - учитель, педагог, друг должна открыть вместе со своими питомцами. Вместе с ними и для них. Каждый день, час, минуту доказывать и убеждать их в том, что только желание и упорный труд воистину являются самым надежным ключом к этому кладу.

А они, мои мальчишки и девчонки, юноши и девушки, такие разные и характером, и судьбой. Но в одном абсолютно похожи - в своем максимализме, в желании скорее стать взрослым. И не знают они о том, что я была точно такой же. Меня обуревали те же детские, а потом юношеские страсти. Точно так же от обиды толи на себя, толи на всех вокруг я плакала в школьном туалете. Так же иногда дрожала на уроке, не выучив домашнее задание, а потом счастливая, что наконец прозвенел долгожданный звонок и меня не спросили, сломя голову мчалась в буфет за потрясающе вкусным школьным коржиком. Также радовалась школьным каникулам, а потом однажды страшно удивилась, что десять лет уже пролетели, звучит мой последний в этих стенах вальс, и надо выбирать свой единственный жизненный путь. Я выбирала...

Мне всегда казалось, что к нашей профессии подходят знаменитые строки Пушкина „ ... и опыт - сын ошибок трудных” . Никогда не забуду свой первый и сразу в выпускном классе урок. Мысль: „ Ничего не знаю!” Улыбка на губах, переходящая в жалкую гримасу (во всяком случае, было именно такое ощущение). Непреодолимое желание выскочить из класса и бежать, куда глаза глядят. А они такие взрослые и умные. Это я потом поняла, что просто дети. Не помню с чего начала, но живой интерес, тот самый первый интерес в ребячьих глазах, запомнился навсегда. Сразу стало легко и спокойно. Урок прошел, и было чувство облегчения и радости. Что-то получилось! Так началась моя профессиональная деятельность.

Почему я стала учителем физики? Не буду утверждать, что мечтала об этом с детства. Отвечу честно - волей случая, и также откровенно добавлю - не жалею. Много в нашем деле разного: плохого и хорошего, смешного и печального, веселого и грустного, будничного и праздничного. Да, наверное, в любой профессии так. Но ведь кем бы ты ни был, значение имеет какой я, зачем я? Главное - не озлобиться, не замерзнуть душой. Тем более нам - педагогам. Ведь дети чувствуют любую холодность, фальшь, недосказанность, лицемерие. Борясь вместе с ними против лжи, грубости, черствости невольно сам становишься лучше.

Но вернусь к физике. Наука многогранная, сложная, всеобъемлющая, изучающая наиболее общие свойства и законы движения материи. Наряду с математикой, биологией, химией она играет ведущую роль в современном естествознании. Физика - научная основа современной техники. В процессе её преподавания представляется возможным знакомить учащихся с важнейшими применениями науки в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, медицине, автомобилестроении; формировать навыки обращения с инструментами, измерительными приборами, широко применяемыми на практике. Изучая физику, ученики открывают для себя целый ряд явлений природы и их научное объяснение. Наконец, физика знакомит ребят с деятельностью выдающихся ученых, на примере жизни и научного подвига которых постигается величие человеческого разума.

В любой школе есть учитель физики. Но уж так распорядилась природа, что человек особенен в силу своей индивидуальности. Поэтому каждый имеет определенный взгляд на или иные проблемы, ситуации, положения. У каждого своя концепция. Попытаюсь изложить свою личную педагогическую концепцию. На мой взгляд в ней важна цепочка “знания - учитель – ученик”. Физика - это наука, система взглядов. Законы физики лежат в основе всего естествознания, они составляют фундамент современной техники, включая её новые отрасли. Таким образом, физика - это знания об окружающем мире, имеющая прикладное значение.

Проводником этих знаний в рамках школьной программы является в первую очередь педагог. Кто он, учитель физики, в школе? Как действительно им стать?

Все педагоги, как правило, пришли в школу после высших учебных заведений. Государство, так или иначе, профессионально нас подготовило, т.е. в принципе знания получены одинаковые. В процессе деятельности каждый приобретает определенный опыт, на фоне общих методических приемов в соответствии с дидактическими целями формируются свои личные приемы и навыки. Но, на мой взгляд, необходимо постоянно искать новые формы преподавательского самосовершенствования, повышения педагогического мастерства. Самому необходимо грамотно владеть научным материалом не только прошлого, но и опираться на достижения современности.

О принципиальной необходимости профессиональных знаний учителя сказано много. Правда, к сожалению, от этого важность и актуальность проблемы не стала меньше. Как часто сталкиваемся с такой ситуацией: великолепный, грамотный предметник не способен донести свои знания до учеников. „ Говори с убеждением, слова и влияние на слушателей придут сами собой” . Это изречение великого Гёте подчеркивает важность умения владеть ораторским искусством. Если этого нет, то, к сожалению, дело преподавателя обречено. И не помогут здесь ни университетское образование, ни многочисленные курсы повышения квалификации. „ Я не артист. Четко излагаю материал и этого достаточно” ,- можно услышать такую точку зрения от учителей. Нет, друзья! Это не так. От нашего артистизма, эмоциональности и архитектоники речи во многом зависит успех. Немало надо приложить сил, чтобы передать детям свою веру, убежденность, заинтересованность, восторг и радость. Умение общаться - это целое искусство, которым учитель, как никто другой, должен владеть. Да, именно должен, потому что общение с ребятами – это важнейшее содержание нашей работы.

Другая проблема преподавания предмета, как мне кажется, связана с тем, что овладение физическими знаниями во многом опирается на умение человека абстрактно мыслить. Абстракция - форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других частных его свойств и связей. Умение абстрагировать приобретается с овладением определенным жизненным опытом, что естественно происходит после школы. Современная психология это доказала. Поэтому перед учителем физики стоит непростая задача - помочь ученику, научить его абстрактно мыслить, осознать прелесть, многообразие и великую взаимосвязь всего окружающего. Ведь в переводе “физика” означает “природа” - то, что вокруг нас.

Важность, целостность физики как науки я призвана доказать ребятам в рамках школьной программы, которая имеет определенные границы. Моя задача их расширить. Как сделать, чтобы предмет вызывал интерес на протяжении всех ступеней обучения? Это ещё одна, волнующая меня проблема. Итак, актуальная задача - расширение научных границ познания и поддержание у учащихся постоянного познавательного интереса.

1.Считаю продуктивным такой вид урока, как конференция. Подобная форма занятий отличается от обычных уроков. Учащиеся приобретают знания из литературы, с которой работали в процессе подготовки к конференции, используют информацию из Интернета, докладов и выступлений своих одноклассников. На таких уроках в полной мере проявляются основные дидактические принципы в обучении физике: принцип системности, научности, сознательности и активности, прочности усвоения знаний.

В виде тематического обобщения провожу уроки - конференции по темам: „ Механизмы в живой природе и технике” (9 кл); „ Тепловые двигатели: „ за” и „ против” ; „ Защита биосферы” (10кл); „ От атомистических идей Демокрита до наших дней” (11кл).

Цели преследую следующие:

- расширение общетехнического кругозора учащихся по данному вопросу (как правило, на обсуждение выносятся аспекты, не изучаемые в школьном курсе физики, имеющие прикладное значение);

- выработка навыков поисковой работы в „ море ” современной научно-технической литературы;

- обучение грамотному, логически правильному изложению своих мыслей в устной форме (сообщения осуществляются в отрыве от текста).

Как организую подготовку к подобным урокам? Недели за две на стенде помещаю план конференции. Он, как правило, состоит из шести вопросов. Таким образом весь классный коллектив делится на шесть групп. Далее предлагаю каждой группе в течение нескольких дней выбрать представителя, который на конференции сделает сообщение. Во внеурочное провожу подготовительную работу с ведущим конференции из числа учащихся с целью четкого проведения урока.

Как учащиеся готовятся к конференции? Вместе с планом на рабочем стенде располагается список литературы, адреса сайтов в Интернете и т.д. Оформление сообщений обязательно для всех. Это можно сделать или в рабочих тетрадях, или в виде отдельных докладов. Особое внимание уделяю эстетическому оформлению работ (сопровождение рисунками, схемами, чертежами, таблицами).

Для поднятия интереса и внимания, соблюдения принципа наглядности использую такие технические средства как компьютер, видеоаппаратура, магнитофон для музыкального сопровождения, чтение отрывков из художественных произведений.

В конце урока даю краткий анализ конференции, оценку всем выступающим. По опыту вижу, что такие уроки имеют большое значение, пробуждают жажду знаний, несут большой положительный эмоциональный заряд. При подготовке и в процессе проведения возникает тесный контакт между учителем и его воспитанниками.

2. Еще одним методом повышения интереса к предмету и закрепления принципа научности я выбрала посещение Московского Политехнического музея.

Организую ежегодные экскурсии как итог изучения предмета в течение недели физики в апреле месяце. Музей является старейшим заведением по популяризации политехнических знаний. Экскурсии всегда сопровождаются сложными, интересными демонстрациями, которые невозможно показать в лабораторных условиях школьного кабинета физики. Высокий технический уровень, насыщенный характер лекций способствуют формированию у школьников познавательного интереса. Считаю проведение таких экскурсий очень важным. Подобные мероприятия стимулируют творческую активность учащихся, подчеркивают многогранность и важность предмета, расширяют представления о границах применимости в науке и технике приобретаемых знаний. После экскурсии ребята составляют отчет, в котором делятся впечатлениями, рассказывают о наиболее заинтересовавшем их явлении, факте, экспонате. Это позволяет установить на каких аспектах преподавания следует акцентировать внимание при планировании уроков.

Да, мало ли всех этих средств и методов? Море... Умей только правильно выбрать верный курс, верь в свою команду и достигнешь желаемого берега, на котором обязательно - ключ к кладу образования и знаний. По назначению вручи его!

3.Для того чтобы обеспечить планомерное, системное, научное, проблемное изучение физики, надо заинтересовать школьников ещё до того, как начинается изучение предмета. Это очень важно. Как изначально найти контакт с учениками и расположить к предмету? Провести предварительное знакомство в игровой форме ещё в шестом классе, например, в виде Новогоднего праздника. Вот что из этого может получиться:

Сценарий Новогоднего праздника в кабинете физики

(действующие лица: хозяйка кабинета - учитель физики; Дед Мороз, Новый Год, доктор Пилюлькин – в роли героев ученики старших классов)

На двери кабинета висит красочный плакат „ ЗАЛ НОВОГОДНИХ ЧУДЕС” .

В кабинете звучит музыка. Удар гонга - чудеса начинаются.

Хозяйка: Здравствуйте, ребята! С наступающим Вас Новым Годом!

Вы пришли в комнату самых замечательных чудес. А что может быть лучше чуда в эти новогодние дни?!

Новогодняя сказка к нам в гости идет,
И все громче стучит у дверей Новый Год.
А огни, что на ёлке вот-вот загорят,
На веселье и шутки зовут всех ребят.
С чудесами в мешке к нам спешит Дед Мороз.
Но боюсь, что мешок тяжеленный он свой не донес.
Что же делать тогда? Мы не будем пугаться.
По мобильнику можем с ним очень быстро связаться.

(в лаборантском помещении располагается ассистент с мобильным телефоном, хозяйка ведет переговоры)

Хозяйка: Алло-алло! Дед мороз! Ты меня слышишь?

Дед Мороз: Слышу, слышу! Спешу, ой - спешу! Да, стар я больно. Почитай уже 2009 год идет мне! Внучок мой - Новый Год шустрей меня, он вперед к Вам прибудет. Ждите его, а там и я явлюсь!

Хозяйка:

Хорошо, дедушка! Ждем с нетерпением.

А пока, ребята, давайте поиграем в загадки.

(рассказывает о кабинете, о физике, её связи с природой, загадывает загадки о природных явлениях)

  • Днем спит, ночью глядит (Луна).
  • В воде искупался, а сух остался (Месяц).
  • Летит - молчит, лежит молчит, когда умрет, тогда заревет (Снег).
  • Белый дым тянул за чуб, раскачал на поле дуб.
  • Застучал в ворота. Эй, откройте! Кто там? (Ветер).
  • В воде не горит, а в воде не тонет (Лед).
  • Что за звездочки чудные на пальто и на платке?
  • Все сквозные, вырезные, а возьмешь - вода в руке (Снежинки).

(Раздается стук в дверь. Появляется Новый Год)

Новый Год:

Здравствуйте, друзья!
Вот явился в гости я.
Хоть и северный я житель,
Но изрядно подзамерз
И поэтому в портфеле
Не тепло на самом деле,
А чудеса я вам принес.

(вынимает из портфеля все необходимое для показа занимательных опытов).

Но мне нужен помощник. Доктор Пилюлькин! Не согласились бы Вы мне помочь? Новый Год и Пилюлькин демонстрируют занимательные опыты.

Новый Год: Вы ждете чудес? Они продолжаются! Уважаемая Хозяйка, погасите, пожалуйста, свет в нашем новогоднем зале!

(Свет гаснет, загораются огни на елке, вращается зеркальный шар, ребята хлопают).

Пилюлькин: Новый Год?! А как же ты это чудо сделал?

Новый Год: Помогла мне в этом физика - самая замечательная наука.

Наука, изучающая чудеса. Это чудо осуществило электричество.

Пилюлькин: Давай покажем ребятам разные электрические чародейства!

Новый Год: Ну что ж, давай.

Демонстрация опытов по электризации (вращение линейки на электрической лампочке, электризация струи воды, „ летающая” вата и т.д.).

Хозяйка: Друзья! Вы настоящие фокусники! Правда, ребята? Вам весело? Вот и отлично. Но все-таки я волнуюсь за нашего Дедушку Мороза. Куда же он запропастился? Надо опять с ним связаться. Алло, алло!

Дед Мороз! Ты нас слышишь?!

Дед Мороз:

Иду, ребята, иду!

(Раздается стук в дверь, входит Дед Мороз).

Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Вы давно меня все ждете?
Наконец-то я пришел.
Дружно, весело живете,
Я же целый день в заботе,
Но кое-что для вас нашел.

Хозяйка:

Здравствуй, здравствуй Дед Мороз!
Очень рады, что ты пришел!
А, что это у тебя в мешке?

ДедМороз:

Да чего тут только нет! Прослышал я, что вы здесь чудесами увлекаетесь. Вот и вам кое-что покажу.

(Достает картофелину).

Новый Год:

Дедушка! Да что же тут удивительного?

Обыкновенная картофелина!

Дед Мороз:

А вот и нет.

Демонстрация опытов:

Опыт по возникновению электрического тока в цепи с картофелиной.

Принцип действия электрофорной машины, опыт с султанчиками.

Отклонение пламени свечи в магнитном поле в теневой проекции.

„Прыгающее” кольцо (электромагнитная индукция).

Загорающаяся без проводов и источника лампочка (возникновения тока в замкнутом контуре при его движении в магнитном поле).

Хозяйка:

Ну что, друзья! Понравились вам чудеса физики? Совсем скоро вы их научитесь понимать и объяснять.

Дорогой Дед Мороз, Новый Год и профессор Пилюлькин. Спасибо, что пришли к нам на праздник. Ждем в гости на следующий год!

(Звучит музыка, гости уходят, ребята прощаются с кабинетом)

Итак, знакомство состоялось!!!

Ну что?! О педагогике с дидактикой и методикой говорить можно бесконечно. Но главное, в чем я твердо убеждена - это обратная связь с учениками. А она будет, если ты научно грамотен как предметник, владеешь всеми современными методами, технологиями и средствами педагогической науки, если любишь свое дело, свой предмет и главное - умеешь передать эту любовь детям! Тогда заработает схема, предложенная мною. Выйдут ребята на широкую дорогу жизни и кто-нибудь из них, став выдающимся ученым, привнесет в науку свои открытия, свои знания.

Они разные, наши питомцы! В нашей непростой современной жизни, став раскованнее внешне, сделались ранимее душой. Слишком изменились социально - психологические условия. Моя задача - помочь ребятам. В этом моё кредо таково: чуть-чуть спустится до них, им же подыгрывая (но ни в коем случае не заигрывая, грань эта тонка, важно уловить её). Потом поднимать до себя, а может быть и выше. Этот принцип всегда мне помогает: будь то на уроке, факультативе при решении сложной задачи, на конференции, КВНе, физическом вечере, в работе школьного научного общества.

Доверяй, радуйся, грусти вместе с ребятами, и они ответят тебе тем же. Что может быть прекраснее этих замечательных, улыбчивых детских лиц!

Вот и получается, что физика это:

  • Ф - формируй
  • И - интерес
  • З - занимай
  • И - инертных
  • К - координируй
  • А - активных

Какие бы ты цели ни ставил, какие задачи ни решал, большими помощниками являются твои коллеги. Когда это так, ты - счастливчик! Трудно оценить значение помощи администрации школы. Если ты видишь доброжелательный интерес к твоей деятельности, то словно крылья вырастают за спиной! Вот и стимул для творчества! Коль этого нет, то, увы... Важна взаимопомощь, взаимовыручка коллег и по коллективу вообще и по предмету в частности.

Словом много в моей, нашей, профессии разного. Но, чтобы быть учителем, нужно хоть чуть-чуть быть пеликаном. Ведь пеликан - символ самопожертвования, самоотречения, безграничной любви к детям.

Легенда древняя гласит:
Онокротал в долине Нила
Птенцов, грудь, разорвав, кормил,
А кровь, как жизнь, фонтаном била.
И выжили его птенцы,
И разлетелись по долине,
Но пламя жизни той, друзья,
Во всех нам теплится доныне.
Пускай же факелом горит
Любовь к питомцам в ваших душах!
Надежным спутником во всем
Нам будет совесть, вера, дружба!

И да будет всегда так!