Влияние электромагнитных колебаний на живые организмы

Разделы: Физика


Краткая характеристика урока

Тип урока по дидактической цели: урок закрепления пройденного материала с расширением представлений учащихся о практическом проявлении физических явлений в окружающей действительности.

Вид урока:

  • по классической типологии: комбинированный с использованием ТСО;
  • по нетрадиционным типам: интегрированный урок (физика+биология).

Цель урока: дальнейшее формирование и закрепление научных понятий:

  • электрическое и магнитное поле;
  • взаимосвязь между электрическим и магнитным полем;
  • влияние электромагнитных полей на живые организмы.

Задачи урока:

Образовательные:

а) контроль усвоения основных понятий, актуализированных на предыдущих занятиях (электромагнитная волна, скорость распространения ЭМВ, взаимосвязь электрических и магнитных полей, превращение различных видов энергии);

б) продолжение формирования умений применять полученные знания на практике.

Воспитательные:

а) содействовать формированию таких мировоззренческих понятий, как причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы;

б) формирование на уроке сознательной дисциплины, основанной на интересе к предмету, уважении мнения товарищей, взаимопомощи;

в) повышение экологической грамотности учащихся.

Развивающие:

а) дальнейшее формирование и развитие умений выделять и запоминать главное, проводить сравнение и обобщение, делать выводы;

б) развитие способности к критическому мышлению;

в) развитие внимания, монологической речи;

г) формирование умения работать в группе.

Психолого-педагогические: создание доброжелательной психо-эмоциональной атмосферы на уроке, повышение у учащихся самооценки, уверенности в себе.

Форма обучения: фронтально-индивидуальная.

Методы обучения: обучающе-иллюстративный:

  • словесный (фронтальный опрос, ответы учащихся в письменной форме, сообщения учащихся);
  • наглядный (демонстрация эксперимента, использование компьютерной установки);
  • практический (установление связи физических явлений с биологическими процессами в организме человека);
  • критического мышления (работа с текстом в группах).

Средства обучения: презентация материала урока, стимульный печатный материал, электроскоп.

Деятельность учащихся на уроке: 

  • репродуктивная (при выполнении самостоятельной работы);
  • продуктивная (поиск информации для тезисов в ходе прослушивания индивидуальных сообщений учащихся);
  • творческая (работа в группах с печатным материалом по методике “перепутанные логические цепочки” и в ходе выполнения домашнего задания по методу “кластера”).

Методы контроля:

а) индивидуальный (при выполнении самостоятельной проверочной работы и сообщении учащимися дополнительного материала);

б) отсроченный (в ходе выполнения самостоятельной проверочной работы, составлении тезисов и по результатам выполнения домашнего задания).

Кто решится утверждать, что мы знаем всё,
что может быть познано?
Г. Галилей

Тема урока: “Влияние электромагнитных колебаний на живые организмы”.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный Cообщает план урока Подготовка к уроку.

Актуализация внимания.

Слушания

Подготовка к основному этапу урока Диктует вопросы проверочной работы Индивидуальный поиск и фиксирование ответов на вопросы
Основная часть урока Вступительное слово о взаимосвязи электрических и магнитных полей, об их влиянии на живые организмы;

демонстрирует опыт по разрядке электроскопа вблизи включенного монитора компьютера; демонстрирует слайд презентации с эпиграфом и темой урока;

организует индивидуальные выступления учащихся (подготовлены заранее) по темам:

а) электромагнитные поля сотовых телефонов;

б) электромагнитные поля бытовой техники;

в) персональный компьютер;

организует работу с текстом по группам, используя метод критического мышления;

обращает внимание на требования к работе, зафиксированные на слайде презентации

 

Слушают;

обсуждают совместно с учителем эпиграф;

записывают тему урока в тетрадях;

наблюдают опыт и обсуждают его результат;

слушают сообщения; смотрят слайды презентации; фиксируют тезисы в тетрадях;

осуществляют работу в группах (анализ и синтез печатного материала); представитель группы озвучивает текст, обосновывая логику и последовательность содержания.

Закрепление материала обобщает и анализирует проблему влияния электромагнитных полей на живые организмы;

раздает информационные памятки о магнитных полях бытовых приборов

участвуют во фронтальном обсуждении
Домашнее задание сообщает домашнее задание: составление схемы (кластера) по материалам тезисов записывают задание
Заключительный этап. Подведение итогов обобщает работу на уроке;

комментирует полученные учащимися отметки, предупреждает о том, что результаты проверочной работы будут оглашены на следующем уроке

 

Текст проверочной работы в ходе подготовки к основному этапу урока.

1. Дайте определение электромагнитным волнам.

2. Каковы основные положения электромагнитной теории Максвелла?

3. С какой скоростью распространяется электромагнитное взаимодействие в вакууме?

4. Можно ли выбрать систему отсчета, в которой обнаруживалась бы только магнитная или только электрическая составляющая электромагнитной волны?

5. Какое преобразование энергии происходит при работе телефона?

Текст информации для работы в группах по методике “перепутанные логические цепочки” (прием “критического мышления”).

Как показали экспериментальные исследования английских учёных, микроорганизмы, обитающие в воде плавательных бассейнов, уничтожаются гораздо интенсивнее, если перед введением в воду хлора предварительно обработать её магнитным полем.

Их опыты проводились так.

Два аквариума вместимостью 25 л были наполнены водой из бассейна.

Один из них служил контрольным, а в другой вода попадала, пройдя сначала через трубу с закрепленными на ней тремя постоянными магнитами.

Проанализировав пробу этой воды и сравнив её с контрольной, исследователи установили, что намагниченная вода сама по себе не оказала на микроорганизмы никакого действия.

Но когда в неё добавили хлор в такой же концентрации, как в контрольном аквариуме, то кишечных палочек оказалось на треть меньше.

Кроме того, уровень содержания хлора падал в обычной воде на 20% быстрее, чем в намагниченной.

В настоящее время ученые выясняют причину этих явлений.

* Текст необходимо разрезать на отдельные абзацы, разложить в перепутанном виде. Каждая группа получает пакет с набором абзацев, чистый лист формата А4, клей. Участникам группы предлагается совместными усилиями определить логику материала с последующей его структуризацией на чистом листе бумажного носителя. Затем следует озаглавить текст и в устной форме обосновать свой подход к изложению материала.

Информационная памятка “ Магнитные поля бытовых приборов” (в конце урока учитель выдает ее каждому ученику).

Безопасный уровень – 0,2 мкТл.

Кофеварка – 0,12 мкТл;

фен – 0,1 мкТл;

утюг – 0,3 мкТл;

электрокамин – 0,4 мкТл;

стиральная машина – 0,3 мкТл.

Презентация