Сложение векторов

Разделы: Математика


Технология: развитие критического мышления через восприятие текста.

Тип урока: работа с информационным текстом.

Примечание. Разработка урока может применяться на уроке геометрии в 8-м классе для обучающихся по учебнику Л.С. Атанасяна, а также в 9-м классе для обучающихся по учебнику А.В. Погорелова.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы занятия (слайд 1, см. Приложение), знакомство с планом урока (слайд 2), мотивация познавательной активности, пожелание успехов в работе.

Методы: метод словесный (актуализация); форма обучения: коллективная.

2. Стадия вызова

Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия текста и прогноз его содержания и проблематики (слайд 3, на стадии вызова учитель обращается к личному опыту учеников, который поможет подготовиться им к восприятию информационного текста / на всех стадиях учащиеся работают в парах).

Учитель предлагает учащимся составить текст на основе опорных слов (векторы, сумма, треугольник, параллелограмм, свойства) в соответствии с предложенным заглавием текста “Сумма векторов”. При этом им предлагается ответить в создаваемом тексте на следующие вопросы:

– Как можно изобразить перемещение человека из пункта А в пункт В, из пункта В в пункт С?
– Как изобразить его итоговое перемещение?
– Как изображается перемещение тела из точки А в точку В в геометрии?
– Если тело перемещается далее из точки В в точку С, то как можно изобразить его суммарное перемещение?

Несколько предложенных вариантов текстов заслушиваются учениками класса.

Методы: словесный, эвристический (частично-поисковый) метод, проблемный; форма обучения: коллективная, индивидуальная.

3. Стадия осмысления

Объяснение нового материала происходит с помощью презентации (Презентация).

Учитель предлагает ученикам прочтение текста “с остановками” - чтение небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом его развития.

Учащиеся читают первую часть текста (Приложение 2), просматривают слайд 4, сделав первую остановку отвечают на следующие вопросы (слайд 5)):

– О чем вы узнали в этой части?
– Как понимаете выражение “сумма векторов”?
– Что такое “правило треугольника”?
– О чем пойдет речь дальше?
– Как найти суммарное перемещение, если тело одновременно испытывает два перемещения (лодка, пересекающая реку; перемещение лодки слагается из перемещений поперек реки и по течению реки)?

Далее учащиеся читают следующую часть текста, просматривают слайд 6, делают вторую остановку, отвечают на следующие вопросы (слайд 7):

  1. Ваш прогноз оправдался?
  2. Какие новые понятия или определения были в тексте?
  3. Что такое “правило параллелограмма”?
  4. В каком случае складывают векторы по правилу треугольника? А в каком случае по правилу параллелограмма?
  5. Какие вы знаете правила сложения чисел?
  6. Как вы думаете, применимы ли они к сложению векторов?
  7. Как находят сумму более двух векторов?

Завершив чтение последней части текста и просмотрев слайды 8–10, ученики отвечают на вопросы (слайд 11):

– Ваш прогноз оправдался?
– Какие новые понятия или определения были в тексте?
– Какие вы знаете правила сложения векторов?
– Что осталось непонятным?
– Какие вопросы возникли в ходе работы с текстом?

4. Этап проверки понимания учащимися нового материала

Учащимся предлагаются задания по изученной теме (слайд 12).
Метод: дедуктивно-репродуктивный; форма обучения: коллективная, индивидуальная.

5. Этап первичной проверки нового материала

Учащимся предлагается выполнить работу по карточкам трех уровней сложности (Приложение 3).
Метод: репродуктивный; форма обучения: индивидуальная.

6. Этап закрепления нового материала

Работа в рабочих тетрадях по геометрии: № 119, 120,121 (с.56,57)

7. Стадия рефлексии (осмысление всего текста как единого целого)

Учащиеся выделяют смысловые единицы текста и наглядно графически оформляют их в тетрадях. Результат работы – слайд 13.

8. Этап информирования учащихся о домашнем задании

Инструктаж по его выполнению. П.81; вопрос 11

1-й уровень сложности – № 755,760,761, 118 (рабочая тетрадь по геометрии)
2-й уровень сложности – № 760,

Дополнительные задачи:

1) Даны два параллелограмма MNKP и M1NK1P. Докажите, что .

2) В треугольнике АВС М – точка пересечения медиан. Докажите, что .

Методы: словесный, наглядный; форма обучения: индивидуальная.

9. Подведение итогов

Беседа:

– Что нового и интересного вы сегодня узнали на уроке?
– Что нужно знать и уметь, для того, чтобы сложить два вектора? Несколько векторов? Какие правила сложения векторов вы узнали?
– Как вы думаете, пригодится ли изученное вами сегодня на уроке в вашей дальнейшей жизни?
– Где это может пригодиться?
– Подведем итоги урока. Прошу изложить результаты урока, вопросы по теме, выводы письменно - синквейн (слайд 14).

Методы: словесный, проблемный; форма обучения: коллективная.

Методическая часть

Элемент ИКТ (слайд) Тема слайда Как (приемы и методы) используется элемент в уроке? Какие цели преследуются применением конкретно этого элемента на уроке? Каким образом этот элемент усиливает эффективность достижения названных целей?
№ 1 тема урока словесный метод привлечение внимания, подготовка учащихся к изучению новой темы источник новой информации помогает восприятию
№ 2 план урока словесный, наглядный и проблемный методы постановка цели и учебных задач помогает восприятию информации
№ 3 конструирование текста словесный, эвристический (частично-поисковый), проблемный методы развитие у учащихся самообразовательной активности, направленной на "открытие" детьми нового знания акцентирует внимание учащихся на опорных словах и теме урока
№ 4 правило треугольника метод наблюдения усиление содержательной части, помощь в восприятии наиболее сложных вопросов наглядно представляет и акцентирует внимание учащихся на новой информации,

развивает у учащихся самообразовательную активность, направленную на "открытие" детьми нового знания

№ 5 первая остановка эвристический (частично-поисковый) метод усиление содержательной части, помощь в восприятии наиболее сложных вопросов акцентирует внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения
№ 6 правило параллелограмма метод наблюдения усиление содержательной части, помощь в восприятии наиболее сложных вопросов наглядно представляет и акцентирует внимание учащихся на новой информации,

развивает у учащихся самообразовательную активность, направленную на "открытие" детьми нового знания

№ 7 вторая остановка эвристический (частично-поисковый) метод усиление содержательной части, помощь в восприятии наиболее сложных вопросов акцентирует внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения
№ 8 свойства операции сложения векторов метод наблюдения усиление содержательной части, помощь в восприятии наиболее сложных вопросов наглядно представляет и акцентирует внимание учащихся на новой информации
№ 9 правила многоугольники и цепочки метод наблюдения усиление содержательной части, помощь в восприятии наиболее сложных вопросов наглядно представляет и акцентирует внимание учащихся на новой информации,

развивает у учащихся самообразовательную активность, направленную на "открытие" детьми нового знания

№ 10 сложение с нулевым вектором метод наблюдения усиление содержательной части, помощь в восприятии наиболее сложных вопросов наглядно представляет и акцентирует внимание учащихся на новой информации,

развивает у учащихся самообразовательную активность, направленную на "открытие" детьми нового знания

№ 11 вопросы по теме словесный метод помощь в восприятии наиболее сложных вопросов, развитие у учащихся самообразовательной активности, направленной на "открытие" детьми нового знания акцентирует внимание на поиск ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения
№ 12 фронтальная работа с классом метод упражнений

(дедуктивно-репродуктивный)

наглядное предоставление тренировочного материала, экономия времени акцентирует внимание учащихся на тренировочных заданиях
№ 13 кластер эвристический (частично-поисковый) метод усиление содержательной части, анализ и обсуждение услышанного и прочитанного развитие у учащихся самообразовательной активности, выделение смысловых единиц текста и наглядное графическое оформление
№ 14 Синквейн словесный, проблемный методы синтез информации в лаконичной форме усиление содержательной части, развитие у учащихся способностей

интерпретировать, оценивать, систематизировать учебный материал