Трудовое воспитание в семье

Разделы: Работа с родителями


Часто приходится слышать, что мой сын или моя дочь ничего не помогают по хозяйству или дети не хотят участвовать в общественно-полезном труде. Бывает и такое, говорят: Наш ребёнок хорошо учится, потому что мы не отрываем его от занятий ради домашних дел. Ведь учение это огромный труд. Конечно учение большой и сложный труд, но это вовсе не означает, что ребёнок должен расти белоручкой. Ведь труд – это основа формирования морального облика человека, а трудолюбие одно из важнейших качеств личности и ленится, нельзя даже самым маленьким детям.

Потребность трудиться, необходимо формировать с самого раннего детства. Дети, которые с малых лет, не приучены к труду, ленивы, капризны и своевольны. Сами не принимая участия в труде, они не уважают труд других и не оказывают семье никакой помощи.

Трудовые навыки легко начинают усваиваться детьми в процессе игры. Игра имеет большое воспитательное значение. Она укрепляет здоровье, развивает организм детей и является хорошим средством подготовки ребёнка к трудовой деятельности. Многие игры развивают у детей смекалку, настойчивость, находчивость, воспитывают волевые качества, интерес к творчеству к труду. Сейчас многие дети живут в виртуальном мире компьютерных игр, сидя в кресле и не выходя из дома к подростковому возрасту, они не развиты физически, теряют зрение. Речь идёт конечно не об этих играх, а играх подвижных, которые предполагают своей целью развить детей физически, умственно, развить у них коммуникативные навыки. Поэтому разумные детские игры надо поощрять.

Постепенно нужно вовлекать детей и в посильный домашний труд: проводить уборку в квартире, мыть посуду, помогать готовить обед и т.д. Не гоните их от себя, когда занимаетесь каким ни будь делом. Старайтесь выполнять работу совместно. Какую радость испытывают дети, когда папы учат их пользоваться рабочим инструментом. Потраченные сегодня минуты внимания к ребёнку, избавят вас от долгих часов мучений в более старшем возрасте. И глубоко ошибаются те, кто недооценивает роль самообслуживания. Гораздо лучше и счастливее живут люди, которые многое умеют делать сами. И наоборот, всегда вызывают, жалость тот, кто неприспособлен к жизни, не умеет себя обслужить, постоянно нуждается в помощи

Домашняя работа первая, но прочная ступенька любви к более сложному труду. Когда человек привык трудиться, он постоянно занят и умеет себя занять ему никогда не приходится скучать, потому что всегда найдёт дело по душе. Недаром говорят, что долог день до вечера, когда делать нечего. Воспитание в человеке привычки и любви к труду даёт ему возможность отыскать своё место в жизни. Трудолюбие представляет собой сложный комплекс, склонностей и свойств человеческой личности. Это вершина трудового развития. Без этого качества человека, человек не может быть по настоящему счастлив, без него он нравственный калека. Потому, что также как способность чувствовать, сопереживать чужую беду и радость, способность получать удовольствие от трудового свершения великий-великий дар, которым владеет единственное существо на земле человек. Но как любое другое нравственное качество трудолюбие не является врождённым. Оно формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном. А из этого следует, что быть родителем – дело очень ответственное. Нужно постоянно помнить, что растишь не просто человека, а труженика. А это значит, что, кроме прочих нравственных качеств, он должен обладать чувством долга, у него должна быть развита, готовность трудится не только там, где хочется, но везде, где необходимо.

Часто мы видим как мама или бабушка провожая или встречая первоклассника переодевает его, несут портфель. Им невдомёк, что освобождая своих детей от трудовых усилий, они нарушают один из важнейших принципов воспитания: не делать за детей того, что они в состоянии сделать сами. В семейном воспитании необходима согласованность во взглядах на труд всех взрослых. Мама требует от дочери систематической помощи, а папа возражает, считая, что учебных занятий вполне достаточно. И естественно девочка совсем перестаёт помогать по дому, так как её поддерживает отец, и постепенно учиться. Воспитание ребёнка только тогда может быть полноценным, всесторонним и естественным когда в нем участвуют оба родителя.

Важно не только то, что хотят они вложить в ребёнка, но и как они это делают. Ведь не секрет, что в некоторых семья существуют физические наказания. Как правило, ничего доброго из подобной системы воспитания не получается: насилие порождает равнозначный протест, зло и жестокость. А вот уважительная справедливость, дружеское участие в сочетании с принципиальной требовательностью – такое отношение родителей к ребёнку может быть наиболее благополучным, в особенности, когда оно сочетается с нежностью, лаской, заботливостью. Говорите спокойно, приветливо, но если надо, решительно, когда даёте распоряжения, а дети должны уметь подчиняться распоряжению и выполнять его охотно.

Исключительно важно для воспитания такого качества как трудолюбие, оценка сделанного детьми. Лучшая награда за труд признание работы ребёнка хорошей, одобрение и похвала, особенно если он проявил изобретательность и инициативу. Указать, как важна его помощь для семьи. Но к сожаленью в некоторых семьях, и родители сами говорят об этом, они выплачивают детям за помощь денежное вознаграждение. Такая система, на мой взгляд, развращает, приучает к оценке каждого действия с позиции личной выгоды. Вредит нравственному и трудовому воспитанию и чрезмерная похвала. У детей развивается чувство тщеславия, болезненное самолюбие.

Во многих семьях существует система наказаний трудом. Замечание в дневнике – вымоешь пол. В дневнике записано, что плохо вёл себя на уроке, не работал, значит пойдёшь работать дворником – рассуждает отец, тем самым подрывая престиж рабочих профессий. Всегда нужно говорить детям, что любой труд почётен и уважаем, если человек выполняет его добросовестно. Каждый хочет само реализоваться, выразиться в этой жизни и у всех есть право заниматься тем делом, которым хочет или может, главное, что человек общественно полезен. Стыдно не работать и не иметь средств, к существованию, не прилагать для этого усилия.

Наказывать детей за плохо выполненное или не сделанное задание не следует. Нужно выяснить, почему оно не было выполнено, узнать какие затруднения возникли, оказать необходимую помощь и тактично, но твердо добиться выполнения задания. При этом нужно дать понять ребёнку, что его труд необходим семье, что без него не обойтись.

Никогда не отталкивайте ребёнка, если ему нужна ваша помощь или внимание, тогда и он когда и вы будете в зрелом возрасте, не оттолкнёт вас с вашими проблемами. Ребёнок должен быть уверен: мама и папа знают всё, они во всём помогут, они не бросят наедине с тем, что не получается. Боритесь за детское чувство безопасности. Вникайте в каждый учебный день своего сына или дочери, чтобы в любой момент сразу почувствовать, в чём нужна ваша помощь.

Очень важно установить в семье систему постоянных домашних поручений. Это развивает ответственность и самостоятельность, приучает подростков отвечать за порученное дело, распоряжаться своим временем. Разовые задания приносят меньше пользы. Полезные умения и навыки, привитые с детства, помогают подростку не бояться ни каких бытовых трудностей и, взрослея, он всё больше начинает ценить домашний труд.

Первые шаги на трудовом поприще дети делают под влиянием родителей. Как раскроется личность, подростка, каким он войдёт в жизнь, появится ли у него желание трудиться – всё это в первую очередь зависит от родителей. Повседневно наблюдая за своими близкими, подросток видит их отношение к труду, он ещё не в состоянии смыслить и оценить их поступки по настоящему, так как у него не достаточно жизненного опыта, но в этом возрасте сильно развито подражание. Не зря говорят: Расскажи – я запомню. Покажи – я увижу. Сделай вместе, со мной и я смогу сделать сам. Подросток, участвуя в деятельности, подражает членам своей семьи и всем тем, кто ему нравиться, кого он любит, кто пользуется у него авторитетом. Он перенимает от взрослых и плохое, и хорошее. Если члены семьи люди добрые, отзывчивые, трудолюбивые, чуткие, если труд объединяет всех членов семьи, семья будет иметь хорошее влияние на ребёнка. Не даром говорят, что дети лицо семьи.

Без труда нельзя воспитать настоящего человека, поэтому уважаемые родители, старайтесь воспитать своих детей трудолюбивыми. Успехов вам в этом не лёгком труде.