Занятие по музыкальной литературе "Календарь жизни В.А. Моцарта". 2-й год обучения

Разделы: Музыка


Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством композитора, используя современные методы и приемы.

Задачи:

  • Формирование музыкально-информационной культуры личности: приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний.
  • Освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений.
  • Развитие активности восприятия музыкальных произведений и высказывания учащимися собственного мнения о прослушанном. Развитие в процессе занятия творческого потенциала, ассоциативности мышления.
  • Воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов.

Форма занятия - календарь жизни знаменитого музыканта.

Оборудование:

  • Вывески "Музыкальная мини-типография", "Издательский совет", "Разработчики календаря", "Художники - оформители";
  • Календарь, книга, вымпел, брошюра, газета;
  • Карточки - мудрые мысли с высказыванием о творчестве В. Моцарта;
  • Таблицы: "Слуховой анализ музыкального произведения" и "Цветовая гамма";
  • Дырокол, ленточка, степлер, клей, цветные карандаши, ватман - 10 шт., бумага для офисной техники - 20 шт;
  • Парики - 2 шт., жабо - 2 шт., бокалы - 2 шт., "яд";
  • Доска;
  • ТСО: магнитофон, фортепиано.

Музыкальный материал:

  • Моцарт В. А. Симфония № 40 соль минор, 1 часть;
  • Моцарт В. А. Соната № 11 ля мажор, 3 часть;
  • Моцарт В. А. Реквием.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы собрались с вами в музыкальной мини - типографии, чтобы представить жизненный путь Вольфганга Амадея Моцарта в форме:, а в прочем перед собой вы видите типографские издания - сборник, книга, календарь, газета, вымпел.

Прием "Как?"

Данный прием эффективно может быть использован для работы с возникающими проблемами. Решение проблемы решается при помощи вопроса "Как?"

Ход приема:

Как вы думаете, в какой форме лучше нам представить издание, учитывая ограниченное время - 45 минут?

Учащиеся: Предлагают свои варианты.

Педагог: Ребята, я выслушала ваши варианты, и считаю, что нужно согласиться всем нам с :. и выбрать форму календарь жизни знаменитого композитора. (Показ портрета)

Наша музыкальная мини - типография состоит из 2-х цехов:

1 цех - Редакционный. Здесь вам необходимо выполнить задачи:

1.1. Подробно изучить биографию музыканта и выделить факты и события, имевшие особое значение в его жизни.

1.2. Узнать о людях, оказавших самое большое влияние на становление жизненных убеждений, определивших поворот его судьбы.

2 цех - Оформительский. Ваша задача - это оформить календарь, который будет состоять из 6 разделов.

Все вы являетесь разработчиками календаря и художниками - оформителями, а присутствующие гости - издательский совет, который в конце занятия вынесет свою рецензию - понравился календарь или нет.

2. Проверка домашнего задания:

Педагог: Для того чтобы качественно и быстро составить календарь я разделила заранее вас на мини-группы, и вы получили домашнее задание.

Итак, слушаем Настю Бодю и Настю Мехробян. Они получили задание - сделать заготовку "Краткие сведения о композиторе". Эти сведения мы разместим на титульном листе.

Учащиеся: На титульном листе мы оформим: портрет, годы жизни и смерти - 1756-1791 гг. и небольшую информацию - австрийский композитор, клавесинист, органист, дирижер.

Педагог: Хорошо. Приклейте собранный материал на титульный лист. А мы переходим ко 2 - ому листу.

Прием "ПМИ".

Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую:

  • положительные стороны явления П +;
  • отрицательные стороны явления М -;
  • а также информацию, которая просто заинтересовала читателя.

Итог приема:

Следующая мини - группа разработчиков календаря получила сложное задание - создать таблицу "Хронология исторических событий и фактов". Давайте послушаем что получилось.

Учащиеся:

Лиля Попова, Настя Ачикасова, Надя Шмидт: Таблица состоит из 3-х блоков - это детство, концертное турне, встреча с интересным музыкантом. (Показ репродукции картин)

Детство: В детстве мальчика называли чудом, волшебником, чародеем. Отец Леопольд был первым его учителем. Он обнаружил талант маленького гения и сразу стал развивать. В 4-е года он сочинял пьесы, а в 7 лет он отправился в концертное турне.

Концертное турне: Они посетили Мюнхен, Вену, Париж, Лондон, Амстердам, Гаагу, Женеву, Италию. В Болонье наравне с взрослыми композиторами он участвовал в состязаниях, победил и в 14 лет стал академиком.

Встреча с интересными людьми: В 1772 году Моцарт познакомился с Йозефом Гайдном. Моцарт увидел в 40-нем Гайдне своего главного учителя и друга. Гайдн после встречи с Моцартом говорил, что "может быть, раз в столетие появляется такой талант". Других таких людей, как Гайдн, рядом с ним не было.

3. Повторение пройденного материала. Практика и обработка умений. Слуховой анализ музыкального произведения:

Педагог: Молодцы. Оформите собранный материал на лист календаря, а мы работаем дальше. Вольфганг Моцарт сочинил много произведений. И одно из них вы уже слышали. Сейчас прозвучит фрагмент. Вы послушаете, и скажите, как оно называется.

Прием Софт - анализ

На большое поле квадрата записываются индивидуальные мнения, а на центральное поле квадрата - общее мнение группы.

Ход приема:

Вашему вниманию на доске в большом квадрате предлагаются варианты: Симфония № 40 соль минор, 1 часть, Соната № 11 ля мажор, 3 часть, Реквием; вам необходимо выбрать верныйответ. (Звучит Соната № 11 ля мажор, 3 часть.)

Педагог: Как называется произведение?

Учащиеся: Соната № 11 ля мажор, 3 часть.

Педагог: Правильно, записываем в маленький квадрат.

Педагог: Ребята дайте краткую характеристику 3 части соната ля мажор.

Учащиеся: 3 часть финал. Указание композитора "Alla turca", что означает "в турецком роде". Финал имеет 3-х частную форму с припевом. Повторяющийся припев придает форме черты рондо.=

Педагог: Хорошо. В таком случае, дайте определение форме рондо.

Учащиеся: Рондо в переводе с французского слова означает круг, хоровод. Состоит из эпизодов и рефрена. Рефрен - важная неизменяемая тема, которая повторяется несколько раз, чередуясь с новыми эпизодами, т.е. новыми темами.

Стратегия "Фишбон" (автор Д. Белокс)

В переводе с английского языка fishbone - рыбья кость, рыбий скелет. Работа со схемой, таблицей.

Ход стратегий:

А теперь мы создадим модель музыкального произведения. На столах у вас находятся листы №4. Вам необходимо во время звучания сделать полный слуховой анализ рефрена и краткий слуховой анализ эпизодов. (Звучит Соната №11 ля мажор, 3 часть.)

Учащиеся: Выполняют слуховой анализ произведения. (Смотрите приложение 1)

Педагог: Вот и получился 4 лист календаря, и мы оформляем 5 лист календаря.

  • Гипотеза.
  • Обоснование гипотезы.
  • Доказательства гипотезы.
  • Проверка правильности решения гипотезы.

Педагог: Еще древние мыслители говорили, что: "Слушать прекрасное, видеть прекрасное - значит улучшаться". Самой полезной для здоровья специалисты считают музыку В.А. Моцарта. Произведения универсальны: улучшают настроение, самочувствие, повышают творческий импульс. Выдвигаю гипотезу: Если мы послушаем любое произведение Моцарта, то у нас повысится творческий импульс.

Итак, доказательство: Вашему вниманию предлагается музыкальное произведение, которое вы слышали. Вам необходимо послушать, вспомнить, как оно называется. Перед вами в большом квадрате все те же варианты, выберите верный ответ. (Прием Софт - анализ) Звучит Симфония №40 соль минор, 1 часть.

Педагог: Ваши варианты?

Учащиеся: Симфония №40 соль минор, 1 часть.

Педагог: Правильно. Записываем в маленький квадрат. Ребята давайте вспомним и заполним схему "Состав 1 части симфонии". На столах у вас находятся лист № 5. Здесь вы видите пустые квадраты, заполните их.

Учащиеся: Главная партия - побочная партия - разработка - реприза.

Педагог: Правильно, а сейчас мы каждую часть изобразим в цвете.

Упражнение "Музыкальная палитра".

Активизирует процесс слушания музыки, способствует цветовому восприятию музыки.

В процессе слушания выберите цвет, который созвучен ощущению в данный момент и раскрасьте квадрат. (Звучит Симфония №40 соль минор, 1 часть.)

Педагог: Уважаемые художники - оформители у вас получилась очень красивая музыкальная палитра. Какие вы выбрали цвета?

Учащиеся: Главная партия - синяя, красная; побочная партия - желтая, оранжевая, зеленая; разработка - синяя, красная, коричневая; реприза - фиолетовый, желтый.

Педагог: Данные цвета вы выбрали неслучайно. Если посмотреть таблицу "Цветовая гамма" и сравнить ваши "шедевры", то можно сделать вывод, что вы подошли к работе творчески, что и следовало доказать.

Педагог: За 35 лет своей жизни он создал 626 произведений. Существует масса легенд о создании похоронной мессы "Реквием" и о смерти Моцарта. И одну из них описал в своей трагедии А.С. Пушкин "Моцарт и Сальери". Давайте посмотрим фрагмент из этой трагедий. Выступают Настя Бодю и Настя Орленко. Звучит реквием Моцарта + сценка. (Смотрите приложение № 2)

Подведение итогов:

Педагог: Моцарт был похоронен в общей могиле бедняков. Мы сегодня не знаем, где покоится прах гения, но лучшим памятником ему является музыка.

Прием "Ассоциативные гроздья".

Учащимся предлагается подобрать к исходному слову несколько ассоциативных значений. Таким образом, составляется логическая цепочка. (Смотрите приложение 3)

Уважаемые разработчики календаря у вас на столах находятся карточки с мудрыми мыслями о музыке Моцарта, прочитайте и выделите главные слова, таким образом, мы составим ассоциативные гроздья. (Один зачитывает, другой приклеивает на лист календаря.)

Учащиеся: Моцарт - художественный гений - солнечный свет - сила созидания - величайший композитор - молодость музыки - юный родник.

Педагог: Вот и получился последний лист календаря. Пришло время собрать листы календаря вместе и завязать красивой ленточкой. (Учащиеся: собирают календарь.)

Оценки за занятие:

Педагог: Вы очень хорошо поработали. Полученное издание мы передаем в издательский совет и слушаем вердикт. (Слушаем издательский совет.)

Педагог: Все вы получаете за занятие "5". Работа в музыкальной мини-типографии закончилась.