Физика к чаю

Разделы: Физика


Триединая дидактическая цель урока.

  • Образовательная: овладение умениями проводить наблюдения; применение знаний для объяснения физических явлений.
  • Развивающая: формирование умений анализировать, выделять главное, делать выводы; развитие познавательного интереса.
  • Воспитательная: воспитание умения обосновывать высказываемую позицию, уважительно относиться к мнению окружающих.

Оборудование: чайник, чашки с блюдцами и чайные ложки для всех, чайник для заварки, кувшин.

Оформление: парты расставлены для работы в группах (5–6 учащихся в каждой группе).

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята! Я знаю, вы с удовольствием пьете чай, но не многие, наверное, задумывались над сопровождающими этот процесс физическими явлениями. Попробуем сделать это вместе”. Будем пить чай и отвечать на вопросы.

Правила:

– набрать как можно больше очков;
–за правильный ответ дается 1 балл, за дополнение – 1 балл, за оригинальный ответ – 2 балла.
– баллы суммируются. Тем, кто набрал 6 баллов и больше ставится оценка “пять”, за 4–5 баллов – оценка “четыре”, за 2–3 балла – оценка “три”. Но сначала послушаем сообщения, которые вы подготовили на сегодняшний урок.

II. Сообщения учащихся.

  1. Можно ли получить влагу из воздуха?
  2. Для чего зайцу большие уши?
  3. Как спасается слон от жары?

III. Вопросы:

  1. Почему, ставя чайник кипятить, его закрывают крышкой?
  2. Почему говорят, что обжечься паром хуже, чем обжечься кипятком?
  3. Какова температура кипения воды?
  4. Всегда ли вода кипит при температуре 100°С?
  5. Зачем в крышке чайника делают отверстие?
  6. Как вы думаете, на чем основано действие кастрюли-скороварки?
  7. Что такое кипение?
  8. Я прошу налить мне горячий чай в толстостенный стакан. Какая опасность подстерегает меня?
  9. Для чего некоторые люди пьют чай из блюдец?
  10. До какой температуры остынет горячий чай, если оставить чашку с чаем на несколько часов?
  11. Что необходимо сделать, чтобы чай в чашке как можно дольше оставался горячим?
  12. Готовя пищу, пастухи-горцы закрывают котел крышкой, а сверху кладут камни. Зачем?
  13. При выходе из реки мы ощущаем холод. Почему?
  14. Почему скошенная трава быстрее высыхает в ветреную погоду, чем в тихую?
  15. Когда белье, вывешенное в комнате, высохнет быстрее: при открытой или закрытой форточке?
  16. Как вы будете жарить картошку: накрывая сковороду крышкой или нет? А если хотите получить хрустящий картофель?
  17. Какие щи быстрее остынут – постные или жирные?
  18. “Дождик вымочит, а красное солнышко высушит”. О каких фазовых переходах идет речь в этой пословице?
  19. Почему на морозе вспотевшую от работы лошадь накрывают одеялом или шубой?
  20. Почему в бане нам кажется жарче, чем в комнате, где воздух нагрет до такой же температуры?
  21. Для чего разрезают на части яблоки и другие фрукты, предназначенные для сушки.
  22. Почему огурец всегда на 1-2°С холоднее окружающей среды?
  23. Шерсть у собак очень теплая, а потовых желез в коже практически нет (есть только на пальцах лап). Что делают собаки, чтобы охладить себя?
  24. Книзу летит капельками,
    А кверху – невидимкою.
    Какие процессы описаны в загадке?
  25. “Когда темный от влаги паркет несколько подсох и все зеркала покрылись банным налетом и звонки прекратились, Филипп Филиппович в сафьяновых красных туфлях стоял в передней” (М.А. Булгаков. Собачье сердце).
    Какие процессы описаны автором?

VI. Подведение итогов урока.

Учитель выставляет оценки за ответы учащихся.

V. Задание на дом: предлагаю вам расширить знания и подготовить сообщение по теме “Паровой двигатель”.