Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги

Разделы: Преподавание биологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (251 КБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: сформировать представление о вирусах и бактериофагах как неклеточных формах жизни, их особенностях жизнедеятельности и научно-практическом значении.

Основные понятия: вирус, бактериофаг, капсид, суперкапсид.

Задачи:

Обучающие:

  • расширить кругозор знаний учащихся о разнообразии форм жизни на планете Земля;
  • рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности вирусов, бактериофагов; значение в природе и для человека;
  • познакомить с путями исследования на примере открытия вирусов.

Воспитательные:

  • продолжить формирование эволюционных представлений о развитии органического мира;
  • воспитывать уважение к людям науки, их достижениям;
  • продолжить формирование умения работать в коллективе, принимать совместные решения;
  • продолжить формирование здорового образа жизни.

Развивающие:

  • развивать навыки самообразования, творческие способности учащихся;
  • продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений; выделять главное и существенное; устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование:

  • Мультимедийная установка; презентация;
  • телевизор, DVD; видеоролик;
  • рычажные весы, жетоны;
  • доска.

Оформление доски:

Тема – Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

Эпиграф – « Вирусы – это плохие новости в упаковке из белка». (Питер Брайн Медавар).

Правая часть доски: термины – вирус, бактериофаг, капсид, суперкапсид.

даты

  • 1796 г. – Э. Дженнер – вакцинация против черной оспы;
  • 1885 .г – Л. Пастер – создание 1-й прививки от бешенства;
  • 1892 г. – Д.И. Ивановский – открытие вируса табачной мозаики;
  • 1895 г. – М. Бейеринк – «вирус» – яд.
  • 1915 г. – Ф. Тоурт – открытие бактериофага.

Левая часть доски:

Домашнее задание.

$20, выбор творческого задания (на доске)

  1. Составить памятку «Защита от вирусных инфекций».
  2. Подготовить сообщения о вирусных заболеваниях.
  3. Составить мини-сочинение по теме: «Если бы ученые не знали о вирусах…»
  4. Составить тест-вопросы по теме «Неклеточные формы жизни».
  5. Свой вариант

Ход урока

I. ОЭУ

Цель: организация деятельности учащихся.

Деятельность учителя Деятельность учащихся Оборудование
Приветствие детей, проверка готовности класса к началу работы. Объяснение системы накопительного бала. Приветствуют учителя, готовность к уроку.  

II. Актуализация знаний

Цель: активизация познавательной деятельности учащихся.

Деятельность учителя Деятельность учащихся Оборудование
– что такое жизнь?
– каковы основные свойства живого?
– что является элементарной структурной единицей всего живого?
Ребята, обратите внимание на тему урока «Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги».
– способ существования белковых тел…
– обмен веществ, размножение, рост, развитие…
– клетка.
 
– какие цели мы поставим перед собой на уроке? – изучить особенности неклеточных форм жизни.  
Подумайте, какие ассоциации возникают у вас с этой темой, а пока откройте тетради и запишите число и тему урока.   Запись в тетради.
Тема на доске.

III. Изучение нового материала

Цель: познакомить с историей открытия вирусов.

Деятельность учителя Деятельность учащихся Оборудование
Конец 19 в. Бактериология достигла больших успехов. В этот период учеными были открыты возбудители чумы, холеры, туберкулеза, дифтерии и других наиболее часто встречаемых и широко распространенных болезней.    
Были созданы первые попытки вакцинации против черной оспы, прививки против бешенства (доска).   Доска
Однако возбудителей многих других заболеваний, в том числе и очень опасных (натуральная оспа, корь, грипп, гепатит и др.) обнаружить не удавалось, хотя об этих болезнях знали давно.
Показ слайдов 1-5
Представьте себе, что мы на табачной плантации, где растения поражены неизвестной болезнью;
  Экран, презентация
предложите пути решения этой проблемы.
– обнаружить возбудителя болезни табака, определить пути передачи инфекции.  
– как можно определить возбудителя? – микроскоп  
– Ивановский Д.И. рассмотрел огромное количество микропрепаратов, но это не принесло удачи.    
Первый вывод? 1. Возбудители не видны в световой микроскоп Запись в тетради
– Как же определить источник инфекции? – выделить сок и заразить здоровые растения.
 
– Ивановский Д.И. натирал здоровые листья соком из больных, заражение происходило через 10-15 дней. Второй вывод? 2. Инфекция имеет инкубационный период. Запись в тетради
– В природе сок никто не выжимает, как же происходит инфицирование? – возможно через корни, семена, листья.  
– В результате опытов Ивановского источником заражения оказался лист. Третий вывод? 3. Источником инфекции является область поражения.
Запись в тетради
Какова основная заслуга Ивановского? – Он доказал что вирус есть, но возбудитель невидим.  
Где еще в науке были сделаны такие же открытия?
Слайд 6
(высказывание А. Энштейна)
– Мендель, Менделеев.  
Предположите, что было бы, если ученые не обнаружили вирус?
– ответы по домашнему вопросу – 6 человек  
Обратите внимание на историческую справку, запишите в тетрадь   Даты на левой части доски.

IV. Изучение нового материала

Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности вирусов, бактериофагов.

Деятельность учителя Деятельность учащихся Оборудование
Увидеть вирусы удалось лишь в электронный микроскоп, спустя 50 лет после открытия. Вирус табачной мозаики был изучен более подробно. Оказалось, что вирусы имеют сходное строение.    
Слайды 7-8 Капсид – оболочка вируса, имеющая белковую природу
Суперкапсид – дополнительная оболочка, содержащая гликопротеины, липопротеины, фрагменты ядерной и цитоплазматичексой мембраны.
Запись в тетради
Рассмотрите рис. 38, стр.79 учебника. Чем отличаются вирусы друг от друга? Симметрией, размерами, формой. Эпиграф на доске.
Жизненные циклы самых разнообразных вирусов сходны. Видеофильм.   Телевизор, видеофильм.
Неслучайно английский ученый, лауреат Нобелевской премии 1950 г. в области иммунологии сказал: Эпиграф «Вирусы – это плохие новости в упаковке из белка». (Питер Брайн Медавар).   Доска
А именно в чем сходны ж-ц. ? – в том, что все вирусы – это паразиты.  
В 1915 г. Тоуртом (даты на доске) были открыты вирусные паразиты бактерий – бактериофаги. Рассмотрите рис.39., стр.80. Докажите, что бактериофаг имеет вирусную природу (ответ имеет значение 3-х накопительных баллов) Ответ – 1-2 х человек Учебник, стр.80 рис.39

V. Закрепление

Деятельность учителя Деятельность учащихся Оборудование
Но ученый мир не сразу принял особую природу вирусов. С момента их открытия возникало немало вопросов: это существа или вещества; они живые или неживые?
Используя знания, полученные на уроке, предложите свои доводы в пользу того или иного мнения.
Доводы в пользу того или иного мнения оцениваются жетоном на чашу весов. Весы, жетоны.

На самом деле мир вирусов действительно таинственен. Если бы человеческий глаз был подобен электронному микроскопу, то все убедились бы, как тесно связан мир человека и микроорганизмов. Ежесекундно вокруг нас находятся миллионы невидимых спутников, среди которых есть и вирусы. И самое интересное то, что не все люди страдают вирусными заболеваниями. Если