Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ОНР "Звук и буква С"

Разделы: Логопедия


Коррекционно-образовательные задачи:

  • научить детей характеризовать звук [C] по акустическим и артикуляционным признакам;
  • закрепить навык правильной артикуляции звука [C];
  • учить обозначать звуки буквами.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие, представление;
  • упражнять в звуковом анализе и синтез слов, состоящих из трех звуков;
  • упражнять в словообразовании;
  • упражнять в практическом употреблении предлогов “за”, “перед”, “между”;
  • развивать психические процессы: память, внимание, мышление;
  • формировать интонационную выразительность речи.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей умение следить за правильным произношением звука [C] в слогах, словах, предложениях;
  • воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование:

  • посылка: картинка с наложенными друг на друга контурами предметов;
  • карточки-слова с гласными буквами; карточки-символы для характеристики звука; загадки; домик с картинками, в названии которых есть звук [C];
  • фишки для обозначения гласных и согласных, доски, буквы С, О, К;
  • карточка с правильным и неправильным расположением буквы С в пространстве.

Ход занятия

I. Организационный момент.

– На прошлой неделе вы познакомились с гномиком Побегайкой.

Вы помните, что любил слушать Побегайка? (Звуки.)

Недавно у Побегайки появился новый друг, с которым он любит играть.

Они прислали вам посылку со своими любимыми играми.

Здесь и картинки, и загадки, и даже фотография.

II. Знакомство со звуком [C].

1. Развитие зрительного восприятия. Выделение гласных в слове, определение количества слогов. Выделение звука [C].

Логопед достает из посылки и выставляет на доске рисунок с наложенными друг на друга контурами предметов. (Приложение 1)

– Рассмотрите и назовите предметы, спрятанные гномиком Побегайкой и его другом на этом рисунке.

Дети называют предметы, изображенные на рисунке, а логопед выставляет картинки с названными предметами (сани, сабля, сапог, пистолет, самосвал)

(Приложение 2).

– Сколько предметов они нарисовали? (6)

– Посмотрите на картинки и назовите предметы, в названии которых есть такие же гласные звуки, как буквы на карточках.

А И
(сани)
А О
(сапог)

– Назовите все картинки. (Дети перечисляют.)

– Какой один и тот же звук встречается в названиях этих предметов? (Звук С.)

– Побегайка и его друг предлагают нам поиграть с этим звуком.

2. Характеристика [C] по артикуляционным и акустическим признакам.

– Ребята, а как же мы его узнаем? Давайте составим словесный портрет звука [C].

На наборном полотне выставлены карточки-символы. Дети, давая характеристику [C] по артикуляционным и акустическим признакам выбирают и выставляют на доску нужные карточки-символы. (Приложение 3)

3. Развитие фонематического восприятия. Произношение [C] в слогах, словах. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления.

1) Загадка.

– А в этом конверте фотография друга гномика Побегайки. Если отгадаете загадку, то узнаете, как зовут друга гномика.

Замечательно с утра
Потрудилась детвора.
И из снега получилось
Украшение двора.
Нос его – мечта зайчишки,
Повкуснее кочерыжки
И ведро совсем как шляпа,
Стал солидным, он как папа,
Но о севере мечтает.
Жаль весною он растает.
Лишь к морозам он привык
Толстый, белый … (Снеговик.)

Логопед выставляет портрет Снеговика. (Приложение 4)

– Назовите первый звук в слове Снеговик. (С)

2) Упражнение в произнесении звука [C] в слогах.

– Гномик Побегайка и Снеговик любят играть в игру “Эхо”. И мы с вами сейчас поиграем в эту игру.

Игру можно провести с мячом. Логопед произносит слоги и бросает мяч одному из детей. Ребенок повторяет слоги с той же интонацией.

СА – СА – СА

СА – СА – СА

СА – СА – СА (то же и с другими гласными)

3) Словообразование. Образование родственных слов.

Логопед достает из посылки домик.

– В этом домике живут слова – родственники. Послушайте загадку.

Белое одеяло
Землю одевало.
Солнце припекло,
Одеяло потекло. (Снег.)

– Что за семейка живет здесь? Догадались? (Снежная.)

Логопед достает из домика картинки, а дети находят среди них картинки из “снежной семейки” и выставляют на доске. (Приложение 5)

Снег, снегурочка, снеговик, снегоход, снегопад, снегирь, снежинки, подснежник.

4) Д\игры на развитие внимания, памяти, мышления. Практическое употребление предлогов “за”, “перед”, “между”.

Логопед предлагает детям назвать сначала первую и последнюю картинку; потом дети определяют последовательность картинок в ряду, упражняясь в практическом употреблении предлогов “за” (“перед”, “между”.).

а) Д/игра “Что, где стоит?”

– Назовите первую картинку. Последнюю. Что стоит за снегурочкой? Что стоит перед подснежником? Что стоит между снегопадом и снежинками? И т.д.

б) Д/игра “Будь внимательным”.

Логопед просит детей закрыть глаза, убирает одну из картинок. Дети должны назвать, чего нет, что поменялось местами или что случилось (появилась новая картинка самокат).

в) “Какая картинка лишняя?” (самокат – не из снежной семейки)

5) Физкультминутка. “Снежок”. Речь сопровождается “звучащими жестами”

7) Звуко-буквенный анализ.

– А теперь мы должны с вами догадаться, что любят Гномик и Снеговик?

Логопед выставляет карточку с нарисованными на ней предметами: собака, осы, коза. (Приложение 6)

– На этой карточке зашифровано слово. Определите по первым звукам, какое слово спряталось? (Дети выделяют голосом первый звук в каждом слове и составляют схему.)

– Выложите схему слова фишками. Назовите первый звук, последний – обозначьте их буквами. Назовите гласный звук. Обозначьте его буквой. После какой буквы стоит [О]? Сколько всего звуков в слове? Сколько букв в слове? Сколько гласных? Сколько слогов-частей? Как узнали? (Сколько гласных, столько и слогов.)

8) Развитие зрительного восприятия. (Приложение 7)

– Закрой буквы, которые написаны неправильно. Считай сколько правильных букв написано.

III. Итог. С каким звуком играли сегодня на занятии?

Какой буквой обозначаем звук [C]?

Вспомните и назовите слова со звуком [C].

Литература

  1. Л.Н.Зуева, Н.Ю.Костылева, О.П.Солошенко. Занимательные упражнения по развитию речи. Альбом 1. – М.: Астрель, 2000.
  2. Использование символов в работе над звуком. Е.Карельская./Дошкольное воспитание № 1, 2000.